Разделы
Материалы

Трудности детства

Если маленьким украинцам суждено трудиться – в абсолютном большинстве случаев их заработок идет не на те приятные штуки, которые окружают счастливое детство. Каждый пятнадцатый ребенок в стране вынужден работать наравне со взрослыми по прихоти судьбы: чтобы прокормить себя

Согласно данным отдела народонаселения ООН, в развивающихся странах каждый пятый ребенок в возрасте от 5 до 14 лет вынужден работать. Ситуация в Украине пока отличается в лучшую сторону: у нас среди детей работает только каждый пятнадцатый.

Совместные исследования Международной организации труда (МОТ) и Госкомстатистики показывают, что в стране 456 тыс. детей, говоря чиновничьим языком, являются занятыми. По словам украинского национального менеджера Международной программы по искоренению наихудших форм детского труда МОТ Татьяны Миненко, речь идет прежде всего о тяжелом труде:
— Уровень детской занятости напрямую зависит от благосостояния семьи. А это значит, что главным мотивом, по которому ребенок начинает работать, служит недостаток средств к существованию.

Почти 4% украинских детей из-за необходимости работать не ходят в школу. Те, кто сталкивается с вопросом детского труда, утверждают: дети, которые начинают работать, как правило, со временем перестают учиться.

Село Луговое расположено в традиционно аграрной Винницкой области. Раньше здесь был колхоз и сотни крестьян. Поля вокруг были засеяны сахарной свеклой, на фермах выращивали коров и свиней. С распадом Советского Союза это хозяйство обанкротилось, людям перестали выплачивать зарплату. Теперь если случается какая-то работа — приходится ездить за десятки, а то и сотни километров.

— Зарплаты в колхозе нет, работы нет. А шестерых детей надо накормить. Вот поэтому они и вынуждены трудиться, — говорит многодетная мать Нина Ивасюк.

В лучшем случае можно получить 40 грн. в день. И то – такие деньги платят лишь за самый тяжелый труд, например, за разгрузочные работы.

В начале 90-х в Донбассе начали массово закрываться шахты, а вместо них стали появляться нелегальные "копанки". Для десятков тысяч шахтерских семей они оказались единственной возможностью прокормиться. Вместе со взрослыми на этих копях работают и дети — с согласия родителей. Собственникам шахт это выгодно: зарплата ребенка ниже, чем взрослого.

— Я знаю случай, когда чуть ли не весь 8-й класс работал на "копанке", — поделился с Фокусом председатель Конфедерации независимых профсоюзов Украины, народный депутат Михаил Волынец.

На нелегальной шахте ребенку могут заплатить 40-50 грн. в день, однако работать там ему придется не меньше, чем взрослому.

Как сообщили в Государственном департаменте по соблюдению законов о труде Министерства труда и социальной политики, детский труд в наихудших его формах используется в Украине, прежде всего, на частных предприятиях. Это подтверждают и представители профсоюзов.

— В государственном секторе такое происходит редко. Там еще остались отделы кадров, которые с советских времен контролируют ситуацию. Детский труд более характерен для теневого сектора, — считает нардеп Волынец. — Например, работодатели, которые выдают зарплату в конвертах, заведомо нарушают законодательство. И если такому работодателю будет нужно, он пойдет на использование детского труда, самого незащищенного и бесправного.

Больше всего страдают от тяжелого труда дети улиц или те, у кого хотя бы один из родителей — наркоман, алкоголик или судимый. Таких семей в Украине примерно 80 тыс., а дети из них с большой вероятностью могут пополнить 130-тысячную армию беспризорных.

Специалист легко распознает ребенка, который тяжело работает. По словам заведующего отделом гигиены подростков школьного возраста харьковского Института охраны здоровья детей Георгия Даниленко, большие нагрузки при плохом питании практически сразу приводят к тому, что дети начинают отставать в физическом и половом развитии:

— Кроме того, для ребенка непосильный труд — это стрессовая ситуация, подавляющая иммунную систему, из-за чего такие дети чаще болеют вирусными заболеваниями.

Формально государство борется с эксплуатацией детского труда. За соблюдением законов о труде по отношению к детям чиновники следят в основном лишь там, где ребенок трудоустроен легально. А доля таких работников ничтожно мала. В общей сложности, согласно данным Минтруда, в 2006 г. по всей стране официально работали 133 человека в возрасте до 16 лет и 1245 — в возрасте от 16 до 18 лет. Цифры, начисто игнорирующие реальность.

Как сообщила Фокусу президент реабилитирующей уличных детей Донецкой городской молодежной организации "Альтернативный молодежный центр" Татьяна Носач, обычно детский и подростковый труд не подразумевает трудоустройства, а вознаграждение за работу часто выглядит издевательски:

— Ребята на строительстве, например, обычно получали питание и сигареты плюс в конце недели небольшую сумму на карманные расходы. На рынках тоже им платят меньше, чем взрослым.

По данным специального исследования МОТ и Госкомстатистики, более 80% работающих детей принимались на работу по устной договоренности, без оформления каких-либо документов. Это вызвано тем, что по закону подросток от 15 до 18 лет может устроиться на работу только при условии сокращенной рабочей недели. При этом работодатель обязан платить ему столько же, сколько и взрослому и не должен заставлять выполнять вредную или опасную работу. Больше половины работающих детей получают не больше 400 гривен в месяц.