Спецпроект с ДТЭК Ринат Ахметов направил на борьбу с коронавирусом в Украине 300 млн грн. Как и где эти средства помогают украинским медикам бороться за жизнь украинцев
Фонд Рината Ахметова реализует один из наиболее масштабных проектов помощи в борьбе с коронавирусом в Украине. В рамках этой программы консолидированы усилия и ресурсы всех бизнесов Рината Ахметова, интегрированных в группе SCM, одним из ведущих предприятий которой выступает энергетическая компания ДТЭК. О том, как удалось организовать эффективную помощь в регионах, рассказывают Наталья Емченко, член наблюдательного совета Фонда Рината Ахметова, и Татьяна Оверина, директор по региональной политике "ДТЭК Энерго".
Весной 2020 года социально ответственный бизнес активно включился в борьбу с эпидемией COVID-19. Как на этот вызов отреагировали в компании ДТЭК?
Наталья Емченко: Давайте отвечу я, поскольку сначала в борьбу с COVID включился Фонд Ахметова — еще в феврале, когда из Китая в Новые Санжары были эвакуированы украинцы и проходили там обсервацию. Именно тогда первым отреагировал Ринат Ахметов [акционер ДТЭК]. Уже в марте он объединил финансовые ресурсы своего бизнеса, в том числе ДТЭК, и направил 300 млн грн на борьбу Украины с COVID-19 в рамках проекта Фонда Рината Ахметова. Представители бизнеса сразу включились в работу региональных штабов при обладминистрациях и в тесной связке с губернаторами определяли текущие потребности больниц, а Фонд Рината Ахметова полностью обеспечивал закупку и поставку оборудования, тестов, средств индивидуальной защиты к врачам.
На встрече бизнесменов с президентом, на которой глава державы попросил бизнес помочь в борьбе с коронавирусом, за Ринатом Ахметовым закрепили кураторство четырех областей — Донецкой, Луганской, Ивано-Франковской и Львовской. Почему были выбраны именно эти регионы?
Татьяна Оверина: Думаю, важно объяснить, что на деле означает "закрепление". Мы не подменяем собой местную власть, мы помогаем ей. Поскольку никто в одиночку не сможет решить проблему COVID, только объединение усилий дает нужный результат. Лидерами процесса везде выступают губернаторы и мэры, которые сейчас работают 24/7 и нацелены на единый результат — остановить эпидемию в стране, максимально подготовить систему здравоохранения к спасению жизни и здоровья людей. SCM, как и ДТЭК, — это социально ответственный бизнес, и мы помогаем регионам уже много лет, так что для нас работа совместно с губернаторами и мэрами над задачами регионов — нормальная практика.
Еще в декабре прошлого года, когда мир не знал о коронавирусе, ДТЭК подписал с Донецкой, Луганской, Ивано-Франковской и Львовской областями Меморандум о сотрудничестве в рамках реализации программы "Изменим страну вместе". Мы сконцентрировались на тех регионах, где работают наши предприятия, где живут семьи наших шахтеров и энергетиков, где мы платим налоги. Это наша социальная ответственность.
И когда пандемия пришла в Украину, нам не понадобилось время на раскачку — наша помощь начала поступать в регионы практически сразу же. Сначала средства индивидуальной защиты для медиков, потом — экспресс-тесты, затем — сложное, жизненно важное оборудование для государственных больниц. Прежде всего — аппараты ИВЛ.
При этом мы не ограничиваемся областями, которые официально закрепили за Ринатом Ахметовым. Мы также активно помогаем Днепропетровской и Запорожской областям, где работают наши шахты и ТЭС. Бизнес SCM помогает еще Харьковской и Киевской области, а также Киеву.
На какие статьи расходов направили 300 млн грн, которые Ринат Ахметов выделил на борьбу с коронавирусом?
Н. Е.: С февраля 2020 года Фонд Рината Ахметова совместно с ДТЭК обеспечивает самым необходимым врачей, которые находятся на передовой борьбы с коронавирусом. Ключевым элементом помощи стала закупка для государственных больниц свыше 200 суперсовременных аппаратов ИВЛ, 80 из которых ДТЭК передал в региональные больницы Львовской, Ивано-Франковской, Луганской, Донецкой, Днепропетровской и Запорожской областей. Еще 70 передали другие бизнесы в иных регионах. До этого медики из этих областей получили 320 тыс. экспресс-тестов на коронавирус и ПЦР-анализатор, и, что было особенно актуально в начале пандемии, — защитные медицинские костюмы для врачей.
Такая масштабная помощь, по всей видимости, требует слаженных действий на региональном уровне. Как выстроена коммуникация между местными властями, больницами и командой Рината Ахметова?
Т. О.: Для того чтобы оценить первоочередные потребности в регионах, бизнес работает в тесном сотрудничестве с МОЗ [через Фонд Рината Ахметова] и региональными штабами под руководством глав обладминистраций и мэров городов — напрямую. Так, представители ДТЭК вошли в региональные штабы Львовской, Ивано-Франковской, Луганской, Днепропетровской и Донецкой областей. Их задача — прорабатывать с губернаторами и определять, в какие больницы будут передаваться аппараты ИВЛ, какие средства индивидуальной защиты необходимы и т. д.
По какому принципу помощь, в частности аппараты ИВЛ, распределяется между регионами?
Т. О.: Обеспечение современными аппаратами ИВЛ требуют все без исключения украинские больницы, особенно в период, когда заболеваемость растет. Между регионами, на которых мы сфокусировались, помощь распределяется приблизительно равными частями. Логика распределения нашей помощи в разрезе областей и населенных пунктов: мы прежде всего помогаем там, где работаем, и ориентируемся на реальную потребность — на эпидситуацию и на дефицит СИЗов, тестов, оборудования.
На сегодня больницы переполнены практически во всех областях, которым мы помогаем. В частности, Львовская и Ивано-Франковска области кочуют из "красной" зоны в "оранжевую" и обратно. Поэтому наличие современных аппаратов ИВЛ становится серьезным подспорьем для врачей, сражающихся за жизнь украинцев.
Можно ли отметить конкретные "горячие точки" на карте страны, которые в разгар эпидемии нуждаются в поддержке ДТЭК и Фонда наиболее остро?
Т. О.: Наиболее "горячими точками" изначально были западные регионы. Основным нашим вызовом с региональными штабами было оперативно определить текущие потребности больниц и быстро их погасить. Мы видели, как росла статистика. И сейчас растет. И мы были вынуждены в оперативном режиме согласовывать помощь той или иной больнице, иногда заменяя одну из них на другую. В начале пандемии почти все больницы нуждались в средствах диагностики и защиты для медиков. Первые партии пошли в больницы "первой очереди". Затем начали доставлять помощь и в небольшие региональные больницы.
То есть мы передаем аппараты ИВЛ как в центральные областные больницы, которые уже имеют свою базу, так и в районные, где также принимают больных с коронавирусом, а аппараты ИВЛ — на вес золота. У всех разное материально-техническое обеспечение, и наша задача — вместе с штабами при обладминистрациях эту помощь грамотно распределить и вовремя поставить. Важно, что такое оборудование будет помогать людям и после завершения пандемии.
Потребовалось ли в связи поставками нового оборудования в больницы дополнительное обучение медиков?
Н. Е.: Фонд Рината Ахметова совместно с Министерством здравоохранения и Ассоциацией анестезиологов Украины провели две онлайн-конференции для врачей, работающих с аппаратами ИВЛ. Это были трехчасовые вебинары, во время которых ведущие эксперты МОЗ делились с врачами государственных больниц передовым мировым опытом лечения COVID-19 и нюансами работы с последними моделями аппаратов ИВЛ. Новые знания получили почти две тысячи украинских медиков.
Медики оказались на передовой борьбы COVID-19 и нередко сами страдают от заболевания. Как Фонд и ДТЭК поддерживают врачей и их семьи?
Н. Е.: Мы передали государственным больницам больше 200 тыс. единиц средств индивидуальной защиты. Также медики получили от Фонда 320 тыс. экспресс-тестов. В том числе 20 тыс. тестов предназначались бригадам скорой помощи. Для медиков, работающих с COVID в отделениях интенсивной терапии в больницах, которые получили аппараты ИВЛ от Фонда, мы дополнительно заказали пошив комплектов медицинской спецодежды.
Какие меры ДТЭК предпринимает на своих предприятиях, чтобы не допустить распространение COVID среди работников?
Т. О.: В начале эпидемии энергетики на наших теплоэлектростанциях ушли в капсульную изоляцию — два месяца жили и работали на предприятии. ТЭС — это стратегический объект энергосистемы, где сбои недопустимы, поэтому энергетики, ответственные за энергобезопасность страны, ограничили свои контакты с внешним миром. Для них были обеспечены все необходимые условия, включая досуг.
Кроме этого, и тогда, и сейчас на всех предприятиях ДТЭК строго соблюдаются стандартные меры безопасности: температурный скрининг, обеспечение масками, санитайзерами и страховая медицинская поддержка в случае необходимости.
Коронавирус не отступает. Осенью 2020 года отмечен рост заболеваемости COVID-19 по всей Украине. Как Фонд Рината Ахметова и ДТЭК встречают этот вызов?
Н. Е.: Сейчас рост отмечается как в Украине, так и по всему миру. И Фонд Рината Ахметова продолжает передавать государственным больницам современные аппараты ИВЛ. На сегодня 150 аппаратов ИВЛ от Фонда уже спасают жизни пациентов с тяжелыми осложнениями от коронавируса в 12 регионах страны. Тем временем мы организовываем новые поставки. И в то же время для нас важны защита наших сотрудников, сохранение их здоровья и рабочих мест. Ведь стабильная работа предприятий — это стабильная заработная плата, налоги в городские и областные бюджеты, социальные проекты в регионах, а в итоге — поддержка экономики страны.