Дожить до осложнений. Эксперты – о последствиях отмены плановых госпитализаций
Украина перешла на второй этап реагирования на эпидемию коронавируса. С 9 ноября все плановые операции и госпитализации в больницах запрещены. Такие меры обусловлены ростом заболевания и нехваткой коек. Сможет ли это предотвратить коллапс здравоохранения или сделает ситуацию еще хуже, разбирался Фокус.
В Офисе президента сообщили, что за прошедшую неделю еще 10 больниц начали принимать больных COVID-19. Кроме того, количество коек для инфицированных коронавирусом увеличили на 4400. Вдобавок ко всему больницы Национальной академии наук Украины и "Укрзализныци" теперь принимают ургентных больных, не имеющих COVID-19, чтобы освободить места для пациентов с коронавирусом в других больницах. В результате перестановки слагаемых власти ожидают получить 5000 дополнительных коек. И пока представители Кабинета министров отчитываются перед президентом о локальных успехах, главный санитарный врач страны Виктор Ляшко сообщает украинцам об отмене всех плановых операций и госпитализаций. На брифинге 9 ноября он заявил, что ситуация с коронавирусом в Украине крайне напряженная, но страна с наплывом больных пока справляется. А далее добавил, что теперь больницы будут принимать только ургентных больных и тех, кто заболел коронавирусом.
Большое койкостроение
Эксперты скептически оценивают эффект от подобных манипуляций с койками. По словам врача-инфекциониста, бывшего руководителя Центра общественного здоровья Украины Владимира Курпиты, прекращение плановых госпитализаций в оранжевой и красной зонах предусмотрено подпунктом 5 пункта 14 Постановления КМУ 641 от июля 2020 года.
"Поскольку в стране не осталось регионов с зеленым и желтым уровнем опасности, то логично что такие нормы могут применяться. Однако стоит заметить, что сокращение доступа к медицинской помощи уже влияет на чрезмерную смертность в большинстве стран мира. Согласно анализу, который опубликован в New York Times — чрезмерная смертность превышает тождественные показатели прошлого года на 20-400% в зависимости от страны или региона. Думаю, больницам нужно руководствоваться действующим постановлением, которое регламентирует показания для госпитализации, а пациентам отстаивать свое конституционное право на здоровье и надлежащую медицинскую помощь", — сказал Фокусу Владимир Курпита.
К плановым относятся операции по поводу грыжи, желчно-каменной болезни, доброкачественные опухоли и др. Иными словами, теперь болезнь нужно "запустить", дотянуть до осложнений, чтобы попасть к врачу и получить медицинскую помощь. Если еще удастся дожить до этого момента.
"Банальная, на первый взгляд, грыжа или камни в желчном пузыре теперь не оперируются в плановом режиме. Дальше показатель летальности по мере удлинения интервала времени от начала заболевания до момента госпитализации увеличивается при острой кишечной непроходимости и остром холецистите до 20 — 25%, то есть каждый пятый может умереть. Для сравнения смертность от ковида – до 1%", — говорит Фокусу президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк.
Евгений Истребин, активист, который анализирует данные о распространении COVID-19 в Украине, комментирует: "Рост летальных случаев с опережением роста госпитализаций говорит про ухудшение общей ситуации ввиду недостаточного количества больничных мощностей, оборудованных должным образом, и общую перегрузку системы. Рисовать виртуальные койкоместа, ничем не оборудованные, можно до бесконечности, но показатель роста летальных случаев говорит сам за себя". По мнению эксперта, мягкие меры вроде карантина выходного дня на фоне перегрузки медицинской системы не сработают: "Нужно вводить реальные противоэпидемические мероприятия, а не рисовать фломастерами на карте желтые-оранжевые-красные зоны", — говорит Истребин.
"Банальная, на первый взгляд, грыжа или камни в желчном пузыре теперь не оперируются в плановом режиме. Дальше показатель летальности по мере удлинения интервала времени от начала заболевания до момента госпитализации увеличивается при острой кишечной непроходимости и остром холецистите до 20 — 25%, то есть каждый пятый может умереть. Для сравнения смертность от ковида – до 1%"
Это вам не санаторий
Казалось бы, такие жесткие ограничения должны быть оправданы улучшением качества лечения людей с COVID-19. Но на деле все совсем иначе.
Евгений Истребин приводит слова врача, который работает в одной из столичных больниц: "Реанимации нет, палаты интенсивной терапии нет, централизованной подачи кислорода нет, кислородных концентраторов нет от слова вообще!" Речь при этом идет о Киевском городском противотуберкулезном диспансере №1, который КМДА просит включить в перечень ковидных больниц.
В начале месяца министр здравоохранения, выступая на брифинге, объяснил, почему далеко не всех больных с коронавирусом госпитализируют.
"Во-первых, любая госпитализация должна проходить исключительно по показателям. Это в том числе и безопасность здоровья. Любая больница имеет так называемую внутрибольничную инфекцию. Если у вас нет показателей к госпитализации, то безопасней лечиться дома. Во-вторых, больница — это не санаторий. Это должно проходить исключительно по показателям и по установленному диагнозу врачом и по его направлению", — заявил Максим Степанов.
Показатели для госпитализации министр назвал следующие: частота дыхания 10 или больше 30 дыхательных движений; сатурация при измерении пульсоксиметром менее чем 92; нарушение сознания; пациенты со средним ходом заболевания и с сопутствующими заболеваниями.
Киевлянка Надежда Кроваль сдала ПРЦ-тест после того как у нее появилась отдышка. На тот момент других симптомов не было. Результат женщина ожидала 5 дней, за это время поднялась температура, и периодически возникало спутанное сознание. Диагноз COVID-19 подтвердился.
"Звоню семейному врачу, спрашиваю, что дальше делать, возможно, нужно сделать КТ. На что врач отвечает: "Если у вас есть лишние 1200 грн на КТ – делайте, но я бы не советовал, вы же чувствуете себя хорошо". Назначил антибиотики. Сейчас 10 день болезни и отдышка у меня не проходит, более того, я по ночам словно задыхаться начинаю. На этот раз врач посоветовал купить дексаметазон и колоть когда начну задыхаться, но я ума не приложу, как я в таком состоянии, нехватки кислорода, смогу себя сама уколоть", — рассказала Фокусу Надежда Кроваль.
Исходя из названных главой Минздрава причин для госпитализации, женщину должны были госпитализировать сразу же, но по прошествии даже 10 дней врачи ей этого не советуют. Сейчас отменили плановые операции и госпитализации, а дальше начнется сортировка больных коронавирусом на тех, кто еще дышит и кто уже почти нет? И кому будут отдавать приоритет? Да, больница – это не санаторий, и судя по всему украинская медицинская помощь – не помощь.
"Украинская стратегия борьбы с эпидемией следующая: запретить все плановые госпитализации и операции в больницах; разрешить работать ярмаркам, ресторанам и кабакам, — говорит биофизик Семен Есилевский. — Т.е. делается все, для того, чтобы и вирус неконтролируемо распространялся, и смертность от других причин при этом была максимальной".
"Если бы я был конспирологом, — заключает ведущий научный сотрудник Института физики НАН Украины, — то решил бы, что это целенаправленная и четко продуманная стратегия по убийству максимального числа стариков и людей с хроническими заболеваниями. К счастью, я не конспиролог, а миром правит не тайная ложа, а явная лажа. В происходящем абсурде виноваты не таинственные злые гении, а прозаические профнепригодные профаны".