На открывшемся в российской столице Московском международном кинофестивале царят грустные и религиозные фильмы
"Для истинного христианина сверхзадачей является исполнение задачи режиссера. Принципы отрицательного обаяния когда-нибудь нас погубят. Поэтому я приложил все усилия, чтобы моя игра не отдавала интеллигентским душком отрицательного обаяния" – так в своей обычной полуиносказательной манере прокомментировал собственную игру в фильме "Царь" Иван Охлобыстин. Именно этой картиной российского режиссера Павла Лунгина ("Такси блюз", "Остров") открылся в этом году 31-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ). На предпремьерном показе для прессы народ сидел даже на полу – никто не желал пропустить столь громкую презентацию. Впрочем, такой ажиотаж неудивителен – в работе над фильмом в числе прочих принимали участие Петр Мамонов, Олег Янковский и постоянный оператор Клинта Иствуда Том Стерн.
Один из самых старых киносмотров в мире в 2009-м отмечает сразу несколько юбилеев – 50-летие возобновления кинофестиваля, 20-летие учреждения его главного приза – "Золотого Святого Георгия" и 10-летие медиафорума. Кроме того, в рамках нынешнего ММКФ состоятся и две праздничные ретроспективы – Павла Лунгина и Киры Муратовой. Оба мэтра в этом году отметят круглые даты – 60 и 75 лет.
Сделайте серьезное лицо
Как это часто бывает с ММКФ, внеконкурсная программа вселяет гораздо больше зрительского оптимизма, чем собственно конкурсная. В основном конкурсе чинно и уверенно расположились Кира Муратова с трагической рождественской сказкой "Мелодия для шарманки" и Карен Шахназаров с экранизацией чеховской "Палаты №6". Остальные 14 фильмов – претендентов на главный приз сняты режиссерами из Ирана, Венгрии, Италии, Грузии, России, Израиля, чьи имена мало о чем скажут среднестатистическому кинолюбителю. В конкурсе же "Перспективы" – по традиции дебютные картины неизвестных молодых режиссеров. Среди них "Луна" американца Данкана Джонса – замысловатый космический триллер с Сэмом Рокуэллом, который уже успели обвинить в сходстве с кубриковской "Космической Одиссеей: 2001", а также – аниме Есихару Асино "Первый отряд" о борьбе советских пионеров с фашистами.
А вот внеконкурсная программа битком набита именами мирового уровня. Киноманов потешат показами "Белой ленты" триумфатора нынешних Канн Михаэля Ханеке, угрюмого и жестокого "Антихриста" Ларса фон Триера, "Дорогуши" от автора лучшей из всех существующих экранизаций "Опасных связей" Стивена Фрирза, а также еще целым валом интересных премьер.
Программный директор ММКФ Кирилл Разлогов прокомментировал такое изобилие сдержанно, но не без явного чувства гордости: "Мы стали работать по законам, по которым работают крупнейшие фестивали в мире, то есть вступили с ними в конкуренцию за премьерные показы фильмов, которые нам интересны. Это осложнило нашу работу, но позволило довольно четко осознать, на каком свете мы живем".
За первые несколько дней фестиваля зрители и жюри, кроме "Царя" Лунгина, увидели массу других работ и успели составить мнение об атмосфере ММКФ-2009. По версии критиков, сердцевина фестиваля сегодня – не совсем здоровая и массовая озабоченность серьезными экзистенциальными темами, а у россиян (в основном конкурсе Россия представлена тремя картинами), как всегда в последние годы, в почете религиозность и богоискательство. Например, фильм из конкурсной программы "Чудо" россиянина Александра Прошкина – это полумифический рассказ, "основанный на реальных событиях", о дерзкой и чересчур жизнерадостной комсомолке, которая решила сплясать с иконой Николая Чудотворца, за что и была покарана – провела несколько месяцев в окаменелом состоянии. В общем и целом вся эта картина сдобрена несколько навязчивыми размышлениями о религиозности русской души – возможно, даже более навязчивыми, чем в лунгиновском "Царе".
"Нам на фестивале не хватало высококачественных комедий, оптимистических картин, которых было совсем мало на Каннском фестивале и, по свидетельствам очевидцев, практически совсем не было в конкурсной программе "Кинотавра". Но ничего не поделаешь, если настроения творческой интеллигенции пессимистические, мрачные и в известной мере безысходные. Мы как могли искали картины, которые хотя бы немного давали надежду человечеству на выживание", – соглашается с оценкой экспертов Разлогов.
Пока чуть ли не единственной картиной, которая более-менее выбилась из общего мрачного строя, стала лента, показанная накануне открытия фестиваля, – "Кадиллак Рекордс" с Эдрианом Броуди, в этом году лично пожаловавшим в Москву. Разбитная и немного хулиганская лента о расцвете эпохи блюза приводит зрителей к самоочевидной, но неизменной истине о том, что музыка – язык универсальный и интернациональный. Однако лучшим комментарием к "Кадиллаку" могут послужить слова одного из персонажей: "Все всех трахают – это и есть блюз!".
Есть что показать
21 июня был представлен фильм от Украины, претендующий на "Золотого Георгия" – "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой. Сама режиссер из-за болезни не смогла приехать в Москву, так что честь презентовать картину выпала любимице режиссера актрисе Ренате Литвиновой, а также Олегу Табакову и продюсеру Олегу Кохану. "В свое время Саша Вампилов диагностировал рак совести у советских людей. Вот и в иное время в государстве иной социально-экономической формации Кира Муратова предупреждает о душевной глухоте, о людской разобщенности, которая мне представляется весьма опасной", – описал фильм Олег Табаков, сыгравший одну из главных ролей в "Мелодии". Эта грустная сказка повествует о двух детях-беспризорниках, брате и сестре, которые после смерти матери отправляются на поиски своего отца. Как и следовало ожидать от Муратовой, финал и без того тяжелой и реалистичной ленты совсем не радостный. "Кира всегда поражает тем, что берет такие темы. Будучи атеисткой, она добрее и благороднее многих-многих сильно верующих людей", – с чувством заявила Рената Литвинова. Кстати, пронзительности и атмосферности картине добавила также музыка, написанная специально для "Мелодии" российской исполнительницей Земфирой Рамазановой.
"Муратова перемешивает диккенсовскую новеллу с одесским анекдотом, усложняет театрализованный кинобалаган цитатами из литературной и кинематографической классики, щедро приправляет атеистическую рождественскую сказку убийственным черным юмором", – считают обозреватели британской службы Би-би-си. По их мнению, украинский фильм – один из наиболее вероятных победителей нынешнего кинофорума. Окончательное решение жюри будет объявлено на закрытии фестиваля в воскресенье, 28 июня.
Стоит посмотреть
Фокус попытался определить 5 самых интересных фильмов ММКФ-2009
1."Дорогуша"
Режиссер: Стивен Фрирз
Действие происходит в 20-е годы прошлого столетия. Дотошно стилизованная история любви куртизанки в годах (Мишель Пфайфер) и избалованного женским вниманием юноши по прозвищу Дорогуша.
2."Белая лента"
Режиссер: Михаэль Ханеке
Немного необычная для провокатора Ханеке ("Забавные игры", "Пианистка") черно-белая картина об укладе жизни в маленькой немецкой деревне накануне Первой мировой войны.
3. "Пророк"
Режиссер: Жак Одияр
Реалистичный и слегка надрывный рассказ о нелегкой судьбе арабского паренька, угодившего во французскую тюрьму, где ему довелось столкнуться с невероятной жестокостью и беспределом.
4. "Париж! Париж!"
Режиссер: Кристоф Барратье
Трогательная, серьезная и смешная одновременно картина о трех отчаянных французских актерах, решивших в 30-х годах захватить силой концертный зал, в котором они когда-то выступали.
5. "Лай черных псов"
Режиссер: Мехмет Бахадир Эр
Турецкая вариация на модную нынче тему о губительном влиянии преступности на молодые неокрепшие умы. Два главных героя вопреки своим мечтам угождают в лапы мафии.
Ирина Навольнева