Разделы
Материалы

Лики смерти

Наделав шума на 60-м Каннском кинофестивале, картины двух великих американцев — Квентина Тарантино («Доказательство смерти») и Стивена Содерберга («13 друзей Оушена») — одновременно выходят в украинский прокат. Зрителей ожидает незаурядное зрелище. По сути — иллюстрация афоризма: «Говорить о смерти со знанием дела могут только киношники и покойники»

Обоим режиссерам по 44 года. Оба — лауреаты Каннской "Золотой пальмовой ветви", оба получали "Оскар" за лучший фильм года. На этом, впрочем, их схожесть заканчивается. Ощутив горечь неудач, в новом веке Содерберг потрафляет вкусам широкой публики. Баловень судьбы Тарантино умудряется не идти на поводу у толпы и продолжает воплощать на экране свои сумасбродные идеи.

"13 друзей Оушена"
Тем не менее, на пресс-конференции в Каннах, посвященной премьере очередной части о похождениях знаменитых грабителей, умничал именно режиссер Содерберг. Он всерьез рассказывал о сути развлекательного кино, о Лас-Вегасе, о ностальгии по старым временам.

Фильм публика приняла хорошо — должно быть, сказалась уста­лость от кино "за жизнь". Сюжет не изобилует интеллектуальными пассажами. Компания друзей Дэнни Оушена опять грабит казино, в роли владельца которого — Аль Пачино. Китаец Шаобо Кин, во всех трех частях сыграл акробата. Как и его герой, он совершенно не говорит по-английски. На пресс-конференции в Каннах журналистка спросила, не задевает ли актера тот факт, что китайца в картине показали клоуном. Актер долго и обстоятельно что-то говорил ей на китайском. Переводчик передал его тираду одной фразой: "Нет, это развлечение". Вот уж, действительно, краткость — сестра таланта!

Джордж Клуни отвечал за себя, Мэтта Деймона и Брэда Питта:

— Всех нас объединяет общая жизненная философия, и у нас давно уже сплоченная команда, так что теперь мы просто нуждаемся друг в друге. Поэтому работать нам было легко. Вообще, глупо утверждать, что работа в кино изнуряет.

Затем Клуни сделал и вовсе неожиданное заявление: "Стивен Содерберг многое украл у меня как режиссер". Впрочем, комментировать сказанное не стал. Странно вел себя и Аль Пачино, долгое время не решавшийся влиться в команду Оушена. Уговаривать его взялся продюсер Джерри Вайнтрауб. И нашел такой аргумент для актера: "Тебя интересует, что зрители подумают о тебе? А что ты думал о Марлоне Брандо, когда в "Крестном отце" снимался?".

Одна из особенностей "13 друзей Оушена" — камео (эпизодическое появление знаменитости на экране). В первом фильме, напомним, в казино проходит боксерский поединок между нашим Володей Кличко и Ленноксом Льюисом. Во втором — промелькнули актеры Брюс Уиллис, Питер Фонда и Альберт Финни. В триквеле нас осчастливят появлением телеведущая Опра Уинфри и певица Селин Дион. Камео — одно из слагаемых коммерческого успеха в американском прокате, который, как известно, ориентирован на семейный просмотр.

Кассовые сборы

Стивен Содерберг$444 200 000$351 331 634 $256 500 000$204 800 000$46 439 525

Квентин Тарантино1. "Криминальное чтиво" (Pulp Fiction, 1994) – $212 900 000
2. "Убить Билла-1" (Kill Bill. Vol.1, 2003) – $178 398 138
3. "Убить Билла-2" (Kill Bill. Vol.2, 2004) – $149 591 3034. "Джеки Браун" (Jackie Brown, 1997) – $72 647 5955. "Молотильня" (Grindhouse, 2007) – $24 532 700 (только в США)

Что же вынудило Содерберга уйти в откровенную коммерцию? Желание подзаработать, как это ни банально звучит. За успехом в Каннах (1989 г., "Пальмовая ветвь" в 26-летнем возрасте за дебютную полнометражку "Секс, ложь и видео") последовали десять лет прозябания, когда режиссера питали разве что надежды. Содерберг предпочитал готовые сценарии (например, биографии — "Кафка" (1991) или мемуары — "Царь горы" (1993). Ему нравилось экспериментировать с цветом и нелинейно выстраивать повествование, собирая фильм по принципу лоскутного одеяла. Провал экранизации криминальной драмы американского писателя Элмора Леонарда "Вне поля зрения" (1998) отрезвил мастера, заставил его развернуться в сторону политкорректного кино. В 2000-м году снял социальную драму "Эрин Брокович" (о матери-одиночке, затеявшей судебную тяжбу с компанией, загрязняющей отходами грунтовые воды) и наркоманский "Траффик". То и другое было представлено в главной номинации на "Оскар"-2001 (единственный случай с 1939-го). "Траффик" взял "дядюшку". На волне этого успеха Содерберг принялся собирать заказы на коммерческое кино. И в самом деле, если творческое самолюбие удовлетворено, можно подумать об обеспеченной старости.

"Доказательство смерти"
А вот кому плевать на мнение и прокатчиков, и критиков, так это Тарантино. Его фильмы и прежде изобиловали сценами насилия, однако они — сущий детсад по сравнению с мясорубкой в новой картине режиссера. "Доказательство смерти" (Death Proof) — вторая часть ленты Grindhouse ("Молотильня" в нашем прокате), продукт кооперации Тарантино и Роберта Родригеса. Grindhouse — это американские кинотеатры начала 60-х, в которых без конца крутили "шедевры" категории В — с обилием сцен насилия и секса. Они-то и навеяли Квентину идею сдвоенного показа — его "Доказательства смерти" и "Планеты страха" Родригеса. Однако идея возобновить атмосферу грайндхаузов не удалось. Совместный трэш-хоррор вышел в американский прокат в начале апреля и с треском провалился. Сборы составили всего $25 млн. (при $50 млн. затрат на съемки, плюс $20 млн. — на рекламу). По всей видимости, результат обусловлен тем, что продолжительность "Молотильни" — 3 часа 15 минут. Высидеть столько времени в зале, наблюдая, как зомби превращаются в желе, когда их расстреливают из пулемета-костыля, не всякому по силам.

По этой же причине фильм у нас и в Европе будут показывать частями — сначала "Доказательство смерти", затем — "Планету страха".

Свою порцию ужасов Тарантино представил на Каннском фестивале, добавив к прокатным 90 минутам еще сорок. Публика взвыла, с премьеры ушло ползала. Но критики были в восторге. Какое-то время лента даже фигурировала в списке возможных претендентов на выс­шую награду фестиваля.

"Доказательство смерти" — история психа-трюкача Каскадера Майка (Курт Расселл), который развлекается, наезжая на длинноногих красоток в своем монструозном авто. Фильм — типичный "слэшер", где убийство — в каждом эпизоде; кровь течет полноводной рекой. В эпизодических ролях — Брюс Уиллис, Удо Кир, Николас Кейдж и солистка группы Black Eyed Peas Стеси Фергюсон (Ферги) — таково уж веяние времени.

— Это совершенно сумасшедшее кино, — говорит о своей работе Тарантино. — Все, что вы видели раньше в картинах с титрами "режиссер Квентин Тарантино", — ягодки. "Доказательство смерти" — вот настоящая "жесть".

Тарантино остается верен себе. Его "Криминальное чтиво" перевернуло мировой кинематограф в 1994 г. (главный приз в Каннах и "Оскар"). С тех пор каждая новая лента Квентина — все равно, что он делал: писал сценарий, играл роль или был режиссером — вызывает едва ли не болезненный интерес у критиков и зрителей. Никто не сомневается: даже если "Доказательство смерти" не сорвет банк в Европе, Тарантино не перестанет снимать кино, которое принесло ему всемирную славу — абсолютно нонконформистское. Впрочем, славой он щедро делится: "Все сцены перестрелок, погонь и экшна в Grindhouse — это от Родригеса. После его "Города грехов" я понял: парень способен на безумства в кино, какие мне и не снились".