Разделы
Материалы

Малышам – наука: умственные способности ребенка наиболее активно развиваются до 6 лет

Все чаще родители начинают готовить малышей к школе с раннего возраста и водят в развивающие центры даже летом. Фокус выяснил, чему учат детей от двух до пяти

На уроке математики трехлетки отправились ловить рыбу в Канаду. Затем попали на фестиваль в Мексику, где каждому пришлось мастерить себе маракасы. Виртуальное путешествие они совершали при помощи интерактивной доски, на которой им демонстрировали картинки местности. Вообще-то, урок больше напоминал географию, если не учитывать, что во время занятий детям все время приходилось считать. Рыбу, маракасы, страны.

– Мама, я тебе тоже сделал маракас, будешь на нем играть, когда поедем в Мексику, – из класса к матери с подарком выбежал Егор. Ему 2 года и 11 месяцев.

– Когда он проходил экономику, норовил все у всех выменивать, как в первобытном обществе, – не без гордости говорит его мама Александра Ткаченко.

Родители Егора водят его в детскую школу Fastrackids уже полгода – раз в неделю. Занятия для детей до 3 лет длятся не более часа. Такое удовольствие обходится в 750 гривен в месяц. Но денег родителям не жалко. Малыш серьезно обогатил не только словарный запас, но и познания о мире.

– После урока по естественным наукам ребенок рассказал бабушке про альтернативную энергию из ветра и про то, почему важно выключать свет и беречь электроэнергию, – говорит его мама.

Ум за разум
Методике Fastrackids, что переводится как "быстро шагающие дети", чуть больше десяти лет. Эта франчайзинговая программа двухлетнего дошкольного образования работает в 40 странах мира. В Украине за последние два года открыто четыре школы – во Львове, Ужгороде и две в Киеве. Цель этой школы – не столько дать малышам знания, сколько поддержать их естественную любознательность.

– Ученые, занимающиеся изучением мозга, доказали, что активнее всего он развивается до 6 лет, – говорит Фокусу психолог Марина Романенко, совладелица трех центров Fastrackids. – К пяти годам способности ребенка к развитию сформированы на 50% . Получается, что к моменту, когда дети идут в школу, пик развития мозга уже позади.

По словам психолога, у дошкольников помимо мозга, в этот период активно развиваются и черты характера, которые влияют на способность обучаться в будущем.

– Многие родители надеются, что, когда ребенок пойдет в школу, его научат дисциплине. На самом же деле дисциплина – это не запреты, а правила, которым ребенок учится следовать с двух лет, – говорит Марина. – Основные навыки общения в коллективе закладываются тоже в этот период.

Занятия в Fastrackids проходят в форме игры. Например, малыши 4–5 лет на уроке математики пекут пиццу. Вместе с преподавателем замешивают тесто, режут помидоры, салями, трут куски сыра. А по ходу процесса подсчитывают ингредиенты и число будущих едоков. На уроке естественных наук дети узнают о Мертвом море, а потом, добавляя соль в емкость с водой, создают свое мертвое море и выясняют, что в такой воде, оказывается, не тонут предметы.

– Когда дети изучают воду, они не только рассматривают на мониторе молекулу воды в разном состоянии, они еще и играют в воду, – поясняет руководитель школы. – Малыши представляют себя молекулами. И когда преподаватель говорит слово "лед", дети должны находиться близко друг к другу. Когда они слышат "газ", то разбегаются в разные стороны.

За два года обучения дошкольники проходят такие предметы, как творчество, астрономия, общение, естественные науки, науки о Земле, цели и уроки жизни, биология, математика, экономика, литература и речь (в эту дисциплину входят театр и искусство). Двухчасовые занятия построены так, чтобы дети в возрасте до 4 лет не уставали: картинки на интерактивной доске сменяют опыты, потом следует активная тематическая игра.

– Мы занимаемся развитием мультиинтеллекта. Информацию можно забыть, но суть никогда, – уверена Марина Романенко.

Школа отдыхает
– Когда отправляла старшего в школу, он умел писать и считать, – рассказывает мама двоих детей Виктория Меркушева. – Тогда, семь лет назад, этого было достаточно для ребенка. Сейчас требования к дошкольникам так возросли, что младшую дочь Дашу, которой только 2,5 года, уже водим на развивающие занятия.

Даша Меркушева ходит в школу "Мамина умничка". Но здесь занимаются и с теми, кто еще не умеет ни ходить, ни говорить. Для полугодовалых детей педагоги проводят музыкальную подготовку, развивают мелкую моторику и объясняют особенности этого возраста их родителям. И такие занятия, оказывается, пользуются популярностью.

– Сейчас заметно больше стало мам и пап, которые пытаются создать своему чаду среду для активного развития, – говорит директор школы Елена Волчкова. – И это понятно, ведь информационный поток сейчас очень насыщенный, технологии все время усложняются, современному человеку необходимо быть развитым, чтобы выдерживать конкуренцию. А наша образовательная система пока не успевает подстраиваться под потребности времени.

Занятия с малышами до трех лет направлены на развития творческих способностей. А вот с детьми постарше педагоги исследуют горы и моря на картах, знакомят их с животным и растительным миром планеты, учат читать и решать замысловатые задачки. Занятия в школе "Мамина умничка" проходят два раза в неделю и стоят от 300 до 650 грн. в месяц. За три года существования этой школы в ней прошли обучение около 400 детей.

В восьми школах "Центры раннего развития для детей", которые возглавляет Елена Гижко, особый упор делают на развитие интеллекта и логики малышей.

– Мы занимаемся развитием речи, математикой, чтением, развитием воображения в игровой форме, – поясняет директор. – Наши выпускники заметно дисциплинированнее, чем их сверстники, их отличает и то, что они умеют учиться.

Киевский детский психолог Ирина Астапчук считает, что нынешним родителям гораздо серьезнее нужно готовить детей к школе.

– Теперешние трехлетки не те, что были 20 лет назад, – говорит она. – Интеллектуальный потенциал ребенка во многом зависит от того, чем он занимается до семи лет. Что было упущено в этом возрасте, уже с трудом восстанавливается в школе. Чем выше "планка" восприятия и переработки информации в этом возрасте, тем выше она и во взрослой жизни.

Анастасия Рингис