Разделы
Материалы

Спастись от стрессов на горе

Спасаясь от стрессов, украинцы лезут на стены. Любители боулдеринга покоряют не только скалодромы под крышей, но и каменные глыбы под открытым небом

По статистике украинских клубов скалолазания и альпинизма, число наших соотечественников, решивших заняться боулдерингом, по сравнению с прошлім годом увеличилось на треть. Мудреное английское слово обозначает покорение невысоких, но сложных для прохождения природных камней и искусственных "стен" на скалодромах.

Вверх от проблем
"Говорят, у каждого свой Эверест. Причем для того, чтобы его найти, совсем не обязательно ездить в Гималаи", – утверждает социальный психолог Виктор Пархоменко. Третий месяц каждые выходные он вместе с единомышленниками колесит по Украине в поисках своих Эверестов. На эту роль годится любой валун или обломок скалы высотой до 7–8 метров. Отыскав подходящий объект, покорители камней немедленно дают ему имя (названия встречаются на любой вкус – от Похмелье до Руки вверх), после чего тщательно разрабатывают план восхождения с учетом всех зацепок, выступов и трещин. Сам подъем обычно занимает минуты – несколько рывков от одной зацепки до другой. По словам Виктора Пархоменко, такой досуг идеально подходит тем, кому необходимо вернуть уверенность в своих силах: быстрое достижение цели этому способствует.

"Человеку, у которого возникли временные проблемы, психологически очень важно начать подъем уже сегодня, пусть с маленькой, но победы, – объясняет социальный психолог. – Лучше всего, когда цель видна, а ее покорение не требует много времени или сверхусилий". Среди его знакомых число фанатов карабканья на камни за последнее время удвоилось. Среди новичков можно встретить и преуспевающих бизнесменов, и тех, кто недавно потерял работу – снимать стрессы в кризисные времена нужно всем. "Перед камнем все равны, – глубокомысленно замечает г-н Пархоменко. – Самоуверенных он осаживает, зато помогает поверить в себя людям, временно оказавшимся не на высоте".

Холодная голова, сухие руки
"Ничего страшного, редко кто рождается человеком-пауком", – подбадривает инструктор по боулдерингу Игорь Осмоловский, наблюдая за корреспондентом Фокуса, который валится на мягкие маты после очередной попытки вскарабкаться на трехметровый валун. И после паузы продолжает: "Надо действовать, как скульптор, который отсекает все лишнее. У нас то же самое – изучая мельчайшие детали, выбираешь единственный вариант прохождения рельефа. Только в этом случае камень сам будет держать".

Как утверждает Игорь, в отличие от других видов скалолазания боулдеринг дает чувство наибольшей свободы, поскольку не требует веревок, карабинов, других вспомогательных и страховочных приспособлений. Чтобы уменьшить риск получить травму, используют крэшпады – переносные маты, их укладывают в опасных местах. Кстати, как оказалось, размеры камня в боулдеринге – не самое главное. Трассы высотой в метр, дающие возможность показать технику, ценятся не меньше, чем пятиметровые валуны.

Кроме крэшпадов, которые можно взять напрокат, покорителям малых высот требуются скальные туфли (их стоимость колеблется от $50 до $180), а также мешочек с магнезией ($50–60) – он прикрепляется к поясу и служит для того, чтобы во время восхождения руки были сухими и не скользили по камню. В походном наборе покорителя камней обычно имеется и канифоль – с ее помощью просушивают влажные участки рельефов.

Одно из мест боулдерингового паломничества – камни под Коростышевом. Эти места иногда называют украинским Фонтенбло. Более комплиментарную метафору трудно придумать: именно в лесистой местности под Парижем и возник этот вид скалолазания. А теперешним названием он обязан американцу Джону Гиллу, который в 50-х годах прошлого века осваивал окрестности городка Боулдер (в переводе с английского boulder – валун, глыба).

Стенка на стенку
Для людей, предпочитающих снимать стресс в городах, а также желающих постоянно поддерживать форму, придуманы скалодромы. Это вертикальные щиты высотой до 15 метров со всевозможными зацепками, уступами и крюками, имитирующими разнообразные рельефы. Поскольку такие сооружения зачастую рассчитаны не на профессионалов, их располагают в крупных торговых центрах. В таких местах боулдеринг воспринимается как одно из увеселений между едой и шопингом, а сами разноцветные стенки для лазанья больше напоминают детский аттракцион, чем нагромождение суровых камней на лоне природы.

Как рассказали Фокусу проектировщики таких стенок, стоимость конструкций вместе с монтажом обходится заказчику от 300 до 900 евро за квадратный метр рельефа в зависимости от его сложности. Подобные сооружения есть в столичном торговом центре "Аладдин" и броварском "Терминале". Благодаря демократичной цене (от 40–50 грн. за один подъем), яркие "скалы" простаивают редко. Продвинутые любители боулдеринга под крышей могут найти и другие места, вроде киевского центра скалолазания "Прана". Впрочем, как утверждают специалисты, несмотря на спрос, таких мест пока мало. "В Западной Европе практически каждый новый торговый центр оборудуется

залом для боулдеринга, – рассказывает Игорь Осмоловский, который каждый год по 2–3 месяца работает по контракту на одном из скалодромов немецкого города Бохум. – Между прочим, час занятий в зале с квалифицированным инструктором обходится немцам минимум в 30–40 евро, и от желающих нет отбоя. Правда, у них проблемы с боулдерингом на природе. Лазить можно не везде, не всегда и только под присмотром".

Михаил Кригель