Бюджеты корпоративных гуляний в Украине сократились: хлебом теперь не перекармливают, а в зрелища вкладывают меньше денег, но больше души
"Суммы, выделяемые на корпоративы, были урезаны раза в три, – говорит генеральный директор и художественный руководитель ивент-агентства "Театр праздников ОС" Олег Кий. – Спрос на мероприятия с участием известных музыкантов вообще сократился в 4–5 раз. Если раньше под конец программы обычно ставили звезд, то теперь об этом и думать забыли". Олег не делает тайны из того, что цены на организацию таких праздников резко упали: "Еще недавно на устройство корпоратива для 200 человек тратили не менее 10 тысяч долларов, а нередко стоимость доходила и до 30 тысяч, сейчас речь идет в среднем о 5–6 тысячах, и это с учетом расходов на праздничный стол".
На еде теперь экономят. До кризиса пиры планировали с запасом: часто заявляли в бюджете на пару десятков больше предполагаемых гостей. Теперь же, говорят в ивент-агентствах, еду могут заказать на 100 человек, а приходят на праздник все 130. "Раньше заказывали на 20–30% больше еды, чем объективно нужно на такое количество людей, теперь – на 20–30% меньше", – подытоживает Олег.
Тем не менее не докормить подчиненных – не самый распространенный способ сэкономить на корпоративе. Есть и более действенные.
Сам себе шоумен
Финансовые трудности спровоцировали моду на праздники, где в роли артистов выступают сами сотрудники компаний.
У телеведущего и шоумена Игоря Посыпайко есть продюсерский центр, который предлагает выступления на корпоративных праздниках Влада Ямы, Алены Шоптенко, шоу-балета, певцов и прочих артистов. "Из-за уменьшения финансирования в ивент-менеджменте произошел откат лет на 5, – говорит Игорь. – Мы решаем проблему урезания бюджетов по принципу "меньше денег – больше фантазии". Нынешний обвал ивент-рынка заставил искать экстравагантные и недорогие способы развлечений. К примеру, мы предлагаем оригинальную идею мюзикла, в котором участвуют сами работники компании. В главных ролях – Шоптенко и Яма. По нашему сценарию между работниками компании распределяются роли, Алена и Влад во время праздника дают мастер-классы, ставят танцы, в результате выходит концерт из оригинальных номеров, которые и формируют шоу". Корпоратив по такому сценарию обходится недорого, поскольку, по сути, в нем участвуют только двое артистов. Еще один плюс: гости заняты, сидеть и со скучным видом ковырять салат им не приходится.
Кстати, вместе с кризисом пришла мода на острые ощущения. "Мы первыми в Киеве начали задействовать в программах киношных каскадеров, – продолжает Игорь. – Устраиваем постановочные драки с начальством, каскадеры улетают на невидимых тросах или выбрасываются за борт, если вечеринка проходит на корабле, а после раскрываем тайну, объясняя, что это подставное лицо, а не надоевший начальству работник компании. Лучший праздник тот, в котором сочетаются контрастные эмоции – от лирики до смеха или восторга. Он запоминается надолго".
Ближе к природе
В агентстве праздников "Скажена котяка" говорят, что кризис спровоцировал моду на недорогой активный отдых на природе. "Планируя корпоративное мероприятие, клиенты все чаще отказываются от использования масштабных аттракционов. Более популярными стали классические сценарии на свежем воздухе с эстафетами, конкурсами, предусматривающими использование недорогого реквизита, – говорит Дмитрий Слащев, исполнительный директор агентства. – Заказы от новых клиентов сейчас поступают реже. Поэтому многие молодые агентства сейчас закрываются. Наша фирма держится на плаву благодаря постоянным заказчикам, которые составляют 80% общего числа".
В "Театре праздников" популярная летняя программа тоже связана с загородным отдыхом. Организация пикника с музыкой, артистами и игровой программой на 100 человек стоит около 70 тыс. грн.
Кстати, по общему мнению всех участников рынка, главные кризисные изменения в ивент-индустрии уже произошли: осенью и зимой ситуация кардинально меняться не будет.
Вечные ценности
"Сегодня тратить деньги на дорогие корпоративы по меньшей мере неэтично", – утверждает шоумен, радиоведущий, генеральный директор киевской студии "ДИВА Продакшн" Дмитрий Чекалкин.
"ДИВУ Продакшн" кризис не подкосил, потому что студия ориентирована на проведение семейных торжеств. "Их отмечают не реже, чем обычно, просто теперь они стали более скромными. Если начало XXI века было временем побед "пиара над разумом", расцветом потребительской культуры, то сейчас происходит возврат к базовым ценностям. В праздники вкладывают меньше денег, но больше души", – рассказывает Дмитрий. По его словам, на спасающие от депрессии юмор и самоиронию спрос только растет. Классика жанра – "Поздравительные блокбастеры" актуальны как никогда. Современные технологии позволяют сделать такое видео, располагая даже небольшим бюджетом. Фирменные розыгрыши тоже востребованы: "Мы заранее разыгрываем в радиоэфире гостей и виновника торжества, а потом воспроизводим запись на празднике перед тостами".
К слову, в этом году программа Чекалкина "Разыграли" третий раз подряд номинировались на премию "Радиомания" российского Медиасоюза. Благодаря такой форме поздравления клиенты студии получают веселый и недорогой праздник, а радиостанции – востребованный продукт.
Дешево и сердито
Минимальный бюджет летнего корпоратива (грн). Активный отдых на 50 человек.
Кейтеринг (выездной ресторан) — 12 тыс.
Ведущий (5–6 часов) — 2,5 тыс.
Диджей (5–6 часов) — 2,5 тыс.
Аренда теплохода (8 часов) — 8,8 тыс.
Аренда скутеров — 6 тыс.
Доставка скутеров на остров — 500
Спортинвентарь (бадминтон, арбалеты и т. д.) — 1,5 тыс. грн.
Рогатки с набором пластиковых шариков — 600 грн.
Всего: 34,4 тыс.
Стоимость подобной программы в прошлом году — 47 000 грн.
Источник: данные ивент-агентства "Скажена котяка"
Елена Скачкова