Разделы
Материалы

Самые популярные маршруты для путешествий автостопом,- версия Фокуса

Благодаря автостопу украинцы могут повидать мир за смешные деньги

"Дорога, дух авантюризма, нереальное ощущение свободы – вот, что такое автостоп. Такое путешествие бывает даже более комфортным, чем переезды в душных и тесных летних поездах", – уверяет программист и опытный автостопер Сергей Борисенко, наездивший более 10 тысяч километров.

Кризис только укрепил популярность "стопа" как альтернативы дорогим путешествиям. На попутках теперь разъезжают не только романтики с рюкзаками и гитарами, но и офисные работники, решившие увидеть большой мир за небольшие деньги.

Он сказал – поехали
Для большинства дебютантов автостопа экономия средств – на первых порах главный фактор. "В этом году впервые поехал на перекладных в Крым, не из-за жажды экстрима, а потому, что отпускной бюджет пришлось урезать, – делится банковский служащий Андрей Калмыков. – Десятидневный отпуск обошелся всего в 350 гривен, но при желании мог потратить еще меньше".

Бюджеты "стоперов" колеблются в зависимости от длительности поездки и количества мест, где они намереваются побывать. До того как отправиться в сложные поездки за границу, опытные путешественники советуют попробовать себя в коротких маршрутах по Украине. "Первый раз я каталась стопом по Крыму в 17 лет. Страха не было, – вспоминает автостопер с восьмилетним стажем Оксана Богданова. – Хотя, если честно, самой ездить опасно, лучше вдвоем с подругой. Двух девушек берут охотнее, чем девушку с парнем". Оксана говорит, что ездить стопом по Крыму нелегко – всякое случается. "Останавливается машина, водитель спрашивает: "Сколько?". Отвечаем: "Мы автостопом – бесплатно". А он подумал, что мы не машину ловим, а продаем определенные услуги. Ничего, разобрались, водитель тихо-мирно поехал дальше".

Самые любимые рассказы автостоперов – о том, кто быстрей добрался из одной точки в другую, кто проехал большее расстояние на одной машине и чей водитель развил максимальную скорость на трассе. Впрочем, противоположные "рекорды" тоже не редкость. Как утверждает инженер и автостопер Александр Барченков, многочасовые "зависания" на отличной, казалось, автостопной позиции – развязке, посту ГАИ, перекрестке, заправке – случаются, когда их ожидаешь меньше всего.

Стопом по Европам
"Дорога из Киева в Будапешт заняла меньше суток. Естественно, добирались бесплатно. Жили у венгерских путешественников, с которыми заранее договорились, – продолжает делиться опытом Оксана Богданова. – Людей, готовых предоставить ночлег, легко найти в сети. Можно обратиться в Hospitalityclub или другие интернет-сообщества, участники которых с удовольствием принимают друг друга". Тем не менее Оксана всегда возит с собой маленький спальник и каремат: если где-то застрянешь, можно переночевать под открытым небом.

"В Европе дорогой общественный транспорт. Но совсем не обязательно платить 10 евро, чтобы проехать 20 километров, можно добраться бесплатно автостопом. К тому же понять, как живут люди, можно только общаясь с ними, а не бегая от одного памятника к другому строго по предписаниям путеводителя", – настаивает Сергей Борисенко.

Еще один поклонник этого способа путешествовать – Алексей Педосенко утверждает, что в нем нет ничего сложного. Сам он добирался стопом до Австрии, путешествовал на попутках по Эстонии, ездил из Нарвы до Питера. По Эстонии кататься было особенно весело: "Подбирает тебя женщина, учитель музыки.

Рассказывает, что по-русски не говорит (общаемся на английском), но в то же время отмечает, что детективы Дарьи Донцовой ей нравятся! Ловишь следующую машину – там уже русскоязычный грузчик из порта. Говорит, что получает 4500 евро и жалуется на жизнь. Курит сигареты "Друг" со словами: "Такую страну профукали!"

"Однажды на последнем отрезке пути до Чехии нас подвозил необычный дальнобойщик, – говорит банковский служащий Виталий Андрущенко. – Плотный мужчина в майке, с бородой и наколкой на плече. Выглядел грозно. Садимся. Первые минут 20 напряженно молчим. Потом тишина обрывается разговорами водителя о вечном и возможности путешествовать куда угодно, включая космос, не выходя из дома. Оказалось, он буддист, а в прошлом спортсмен. Дальнобойщиком стал, чтобы вести "бортовой журнал": записывать истории попутчиков-путешественников и, возможно, когда-нибудь издать книгу".

Путешествия автостопом не всегда бывают столь безоблачными. "Как-то в Румынии меня взялись подвезти двое вполне приличных ребят, – рассказывает киевлянин Александр Барченков. – Мы непринужденно общались, когда я стал замечать, что машина отклонилась от обещанного маршрута. На мой вопрос, куда же мы все-таки едем, водитель и его друг только громко засмеялись и начали общаться между собой на румынском, иногда показывая на меня. Когда же я потребовал остановить машину, они только прибавили газу. Спасло то, что под рукой был мобильный телефон, я набрал полицию и сообщил номер машины, в которой еду и суть проблемы. Реакция была мгновенной – меня высадили у ближайшего поворота и быстро скрылись".

Хождения за три моря
Этим летом многие автостоперы предпочитают сытой Европе экзотические места в Средней Азии, на Дальнем Востоке или на Кавказе. Нередко в такие путешествия пускаются и состоятельные люди: непредсказуемость дороги всех уравнивает.

"Афганцы – милейшие люди, пока ты их гость и ведешь себя порядочно", – рассказывает Иван Швец, который объехал не только пол-Европы, но и многие малопривлекательные для обычного туриста страны. Чтобы избежать неприятных ситуаций, он советует перед поездкой не только досконально проработать маршрут, но и больше узнать о стране, где планируешь побывать. "В Афганистане есть много мрачных городов, через которые придется проехать. В них пропадает электричество, почти нигде нет водопровода, асфальт только на основных дорогах, остальное – пыльная грунтовка", – рассказывает он. Город Мазари-Шариф, к примеру, примечателен только гробницей Али, двоюродного брата пророка Мухаммеда. "В саму гробницу могут войти только мусульмане, но по прилегающей территории погулять можно, – продолжает путешественник. – Вокруг гробницы ограда, вдоль которой тянутся торговые ряды. Во все стороны от этой площади расходятся основные дороги. Вот и весь город. На юг, в Кандагар, лучше не ехать, там неспокойно".

Иван рассказывает, что путешествовать по Индии без помощи туристических агентств совершенно безопасно. Несложно найти транспорт и попасть в нужную точку страны. "Срабатывает интерес к белому человеку, – продолжает г-н Швец. – Бывало, что водитель-индус высаживал из машины местных пассажиров, чтобы подвезти нас. Машины по улицам ездят в основном разбитые и под завязку заполненные местными. Попадался даже транспорт с самодельным верхом из мешковины".

До Индии Иван добирался из Киева, проехав около 2500 км. Двухмесячное путешествие обошлось ему в 500 долларов, включая стоимость перелета из Кабула в Дели. "Но мы экономили на всем. Еду готовили сами или питались из уличных кухонь, отели выбирали самые дешевые, на Гоа вообще жили в палатке".
Автостопер не советует пускаться в дорогу без денег – на случай экстренного перелета. Чтобы этот резерв остался неприкосновенным, Иван Швец рекомендует перенимать привычки местных жителей. По его мнению, это только усиливает впечатления от поезд-ки. "Однажды в Индии мы заработали на ужин тем, что вытаскивали рыбакам лодки на сушу. Они расплатились с нами рыбой. Потом те же рыбаки учили нас своему ремеслу – нырять и доставать со дна морских ежей на обед".

Елена Скачкова, Фокус