Разделы
Материалы

Из Турции с любовью

Четырехдневный визит «раба рабов божьих» Бенедикта XVІ в Турцию стал серьезной проверкой на прочность нервов как гостей, так и принимающей стороны. Кроме религиозной толерантности Папе Римскому пришлось продемонстрировать еще и всю присущую ему дипломатическую сноровку, чтобы благородная цель сплочения цивилизаций не переросла в их конфликт

Последние трудились в поте лица, ведь всего за пару дней до приезда викария Христа негодующие турки вышли на улицы Стамбула с протестом против ватиканского гостя. Понтифику до сих пор не могут забыть сентябрьскую лекцию в Регенсбурге, где он процитировал нелестное для мусульман изречение византийского императора Мануила Палеолога. Несмотря на принесенные извинения и уверения, что это была не его мысль, а всего лишь цитата, осадок у мусульман остался.

На площади, где проходило главное действо, было полно больших плакатов с изображениями сцен насилия на Ближнем Востоке и отрядов крестоносцев. "Папа, не приезжай!" – кричали люди, усиленно подогревая атмосферу недоброжелательности. Об опасности, которая поджидает Бенедикта XVІ на турецкой земле, еще два месяца назад сообщил находящийся в заключении террорист Мехмет Али Агджа. Злоумышленник, который 15 лет назад совершил покушение на предшественника нынешнего верховного архиерея католической церкви – Иоанна Павла II, – прислал в редакцию итальянской газеты la Repubblica письмо с предупреждением об угрозе для жизни Бенедикта XVІ. Агджа не удосужился назвать источник опасности, но попросил Папу отменить визит, а еще лучше – уйти в отставку и вернуться на родину в Германию.

В Анкаре Бенедикт XVІ сразу же провел официальную встречу с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом, которая до последнего момента была под вопросом из-за резкой позиции партии премьера. Но накануне приезда Папы Эрдоган заявил, что турецкий народ проявит должное радушие, а организаторов акций протеста назвал узколобыми маргиналами. Разговор получился коротким: глава правительства спешил на саммит НАТО в Ригу, посему встретился с Папой в зале для официальных приемов аэропорта. Но это не сказалось на позитивной тональности диалога. "Я действительно хотел приехать сюда, поскольку Турция стала мостом между религиями", – заверил Папа премьер-министра.

В римской курии считают, что визит понтифика сможет преодолеть трения между представителями двух мировых религий, а также усилить связь с анклавами христианства в мусульманском мире. Именно для этого в программу визита Папы внесен Стамбул, где проживает большое количество католиков и православных. "Первоочередной целью приезда Папы Бенедикта XVІ является визит к Вселенскому Патриарху по случаю праздника Апостола Андрея Первозванного, – сообщил Фокусу папский нунций в Украине, архиепископ Иван Юркович. – Папа Бенедикт, как и все Папы ХХ века, желает посетить Константинополь, чтобы подчеркнуть экуменическое (ориентированное на объединение религий – Фокус) направление своего понтификата". Правда, мусульмане склонны видеть в деяниях Папы религиозную экспансию на их земли. Ведь они долгое время отказывались признать само существование Вселенского Патриархата, а его главу – Варфоломея І и вовсе считают простым турецким гражданином. Еще перед приездом Папы некоторые радикальные турецкие газеты пестрели заголовками из серии "Здесь Стамбул, а не Константинополь", тем самым давая понять Бенедикту XVІ, что турки не намерены отказываться от своего завоевания. Святой Престол реагирует на подобные заявления сдержанно, уверяя, что выбор религии остается за человеком как его неотъемлемое право, независимо от того, в какой стране он живет.

Также Папе Римскому не могут забыть высказывания двухгодичной давности, что Турции не место в Евросоюзе. Хотя уже при встрече с премьером Эрдоганом понтифик сказал, что поддерживает намерение Турции стать частью ЕС. Ранее представители Ватикана утверждали, что не против диалога ЕС и Турции относительно ее членства, но не могут на него повлиять, поскольку Папский Престол не является членом ЕС.

Пока апостольская столица не имеет четко определенной позиции по вступлению Турции в ЕС, считает Виктор Еленский, доктор философских наук и президент Украинского отделения Международной ассоциации религиозной свободы. "Ранее звучали заявления, что Турция должна свято следовать традиции мирного сосуществования религий, – сказал Еленский Фокусу. – Это звучит как признание того, что в Турции наиболее комфортные условия для религиозной свободы среди мусульманских стран, там ведь есть и православные, и католики. А такого рода признание и нужно Стамбулу от Ватикана".