Разделы
Материалы

Железный губернатор

В одном из голливудских фильмов герои мельком вспоминают о президенте США Арнольде Шварценеггере. Ради любимого актера консервативные американцы согласились принять поправку к Конституции и позволить рожденному не в США гражданину баллотироваться в лидеры страны. Реальность далека от киносюжетов: хотя свой 60-й день рождения 30 июля он встретит в офисе главы калифорнии, губернаторский пост может остаться венцом политической карьеры Железного Арни

Взобраться на калифорнийский олимп многократному "Мистеру Олимпия" и "Мистеру Вселенная" с самого начала было непросто. Мало кто воспринял его избирательную кампанию серьезно. В то время в народе был очень популярен анекдот: как сообщает NBC, в минувшую среду Арнольд Шварценеггер заявил о своих планах баллотироваться на пост терминатора Калифорнии.

Засевший в мозгах зрителей образ недалекого качка мог сыграть с кандидатом Шварценеггером плохую шутку. К тому же он собирался потеснить своих политических оппонентов, и это в штате, который традиционно считается вотчиной демократов. Но и брат-демократ к тому времени проштрафился: избранный на второй срок, очевидно, пережил головокружение от успехов и завел Калифорнию в долговые дебри. Экономический спад в самом богатом штате Америки, повышение налогов, огромный дефицит бюджета — этого оказалось более чем достаточно, чтобы Грея Дэвиса отозвали с должности. Он стал вторым в истории США губернатором, которому высказали недоверие (пионером в 1921 г. оказался Линн Фрэзер, глава штата Северная Дакота — Фокус). А Арнольд Шварценеггер — первым губернатором-актером в Калифорнии.

Победа досталась ему по чистой случайности, уверены многие калифорнийцы. Когда же речь заходит о гипотетическом президентстве актера, все в один голос кричат: да мы не только не проголосовали бы за него, но и готовы начать кампанию против его участия в президентской гонке. Поэтому желание губернатора размять мышцы в борьбе за кресло №1 вряд ли будет реализовано. Когда Арнольд Шварценеггер стал губернатором в 2003-м, общенациональный опрос показал, что 42% американцев отдали бы за него свой голос, пожелай он баллотировался в их штате. Но как только речь зашла о президентстве, 7 из 10 высказались против. Эксперты единодушны: если поправка будет когда-либо принята, то знаменитый республиканец к раздаче пирога уже не успеет.

Self-made man
Станислав Жариков, трейд-мене­д­­­жер рекламного агентства "Грэй", имел возможность наблюдать за восходящей губернаторской звездой, поскольку в 2003-м жил и работал в США. Вместе с организацией The Young Americans, которая занимается постановкой мюзиклов, Станислав много ездил с гастролями по Европе. Новость о победе героя блокбастеров на выборах застала его в Германии.

— Все мои друзья говорили, что за него никто не будет голосовать, — вспоминает Станислав. — Это из-за имиджа, как будто он и на самом деле недалекий. Когда в автобусе объявили, что Арнольд Шварценеггер выиграл выборы, друзья очень смеялись.

Со своим специфическим акцентом губернатор был главным объектом шуток для комиков. Стас вспоминает, что как только новый губернатор обосновался в офисе, по всем калифорнийским телеканалам стали крутить фильмы с его участием. Не проходило дня без "Терминатора" или "Конана-варвара".

— Он — молодец, таких в Америке называют self-made man, человек, который сам себя сделал. Дорасти до губернатора такого штата — это непростой путь. Как бы над ним ни смеялись, этот человек достоин уважения, — уверен Стас.

Свой среди чужих
Арнольд Шварценеггер — республиканец со стажем и его партийная принадлежность с самого начала обернулась для него проблемами. Калифорнийцы пристально следили за отношениями губернатора с Белым домом. Стоило Шварценеггеру появиться вместе с Джорджем Бушем и публично поддержать его, как в его сторону сыпались гневные замечания даже со стороны жены — Марии Шрайвер. Что, впрочем, неудивительно: она принадлежит к семье Кеннеди и едва ли не с рождения прописана в демократической партии. Такая внутрисемейная оппозиция заставила его пересмотреть свои взгляды на политический курс Буша и даже со временем выступать критиком многих начинаний президента-республиканца.

— Мне импонирует то, что он не боится бросить вызов остальным республиканцам, особенно неоконсерваторам — по многим социальным вопросам, именно поэтому я за него голосовал, — рассказывает Фокусу Майкл Тайлор, житель Калифорнии. — Меня восхищает то, что он отстаивает свою социальную платформу.

В офисе республиканца работает немало демократов. Сегодня среди них достаточно тех, кто уважает и поддерживает Шварценеггера. Дэвид Лешер, главный специалист по вопросам деятельности правительства Калифорнийского института публичной политики так объясняет этот феномен:

— Он готов слушать их идеи. Раньше редко случалось, чтобы республиканец прислушивался к мнению демократов. Он готов идти на компромиссы в отношении законодательства, когда речь идет о принятии решений, которые он продвигает. Он старается что-то сделать, при этом с пониманием воспринимает мнение оппонентов и их устремления.

Среди сильных политических сторон губернатора г-н Лешер называет умение четко поставить цель перед правительством и стимулировать дискуссии в обществе. Это помогает всем подавать свои идеи и, в конце концов, добиваться поставленной цели. Но слабая сторона — нежелание губернатора вникать в детали, в то, как поставленные цели будут достигнуты.

— Искать способы реализации — это он оставляет для других. Такой у него, довольно уникальный стиль, — говорит г-н Лешер.

Принадлежность губернатора к актерскому сонму в какой-то степени сделала его заложником собственного имиджа и сломать этот стереотип в сознании граждан ему не особо удалось. Но это же обстоятельство — один из политических козырей, которые неизменно работают, когда Шварценеггер оказывается в Капитолии.

— Он привлекает намного больше внимания, чем кто-либо из губернаторов в США, — считает г-н Лешер. — Даже сегодня законодатели хотят с ним сфотографироваться. Они все еще в восторге от Арнольда Шварценеггера. Когда он включает свой шарм, это неизменно срабатывает.

Коррозия политического металла
Первый год, 2003-й, оказался самым легким для губернатора, вспоминает г-н Лешер. Любовь народа была безграничной и никто не понимал, как еще можно реагировать на нового губернатора. Отношение поменялось после первой крупной неудачи — провала бюджета. В 2005-м Арнольд Шварценеггер созывает внеочередные выборы и хочет, чтобы калифорнийцы проголосовали несколько его инициатив, основные из них — сокращение расходов штата, право губернатора урезать бюджет в середине года, более длительный период испытательного срока для учителей и запрет для организаций увеличивать финансовые вливания в политические кампании. Ни одна из этих идей не была поддержана. 2005-й стал черной полосой для Шварценеггера, и его популярность скатилась до рекордно низкой отметки.

— Большего прокола не было ни у одного из политиков, работавших в Калифорнии за последние несколько десятилетий, — резюмирует г-н Лешер.

Сам губернатор так прокомментировал политический провал: "Если бы я делал еще один фильм о Терминаторе, я бы сказал ему вернуться назад в прошлое и передать Арнольду, чтобы он не созывал эти внеочередные выборы".

В нынешнем году вызовом для главы штата становится универсальная система медицинского обслуживания. Каждый пятый калифорниец не имеет медицинской страховки и губернатор хочет решить проблему. Подножку идее поставил банальный, но жизненно важный вопрос — кто будет платить за удовольствие? Шварценеггер предложил скинуться всем миром: немного заплатят граждане, чуть больше — бизнес, а основную часть обеспечит правительство. В то же время демократы заявили о том, что большая часть расходов ляжет на плечи бизнеса. Пока решение отложено до сентября. Тогда и станет ясно, чей кошелек полегчает и насколько.

Vox populi
Прожив уже четыре года под руководством Железного Арни, многие калифорнийцы скептично оценивают его достижения как главного хозяйственника штата. Фокус поинтересовался тем, как изменилась жизнь в штате, в интернет-сообществах Калифорнии.

— Плата за обучение в школе возрастала каждый год, если не каждый семестр, с тех пор как он пришел в кабинет губернатора, — делится с Фокусом наблюдениями fangsnclaws. — Непонятно как распределяются деньги налогоплательщиков, предназначенные школам и общественному транспорту. В поликлинике, куда ходит моя мама, подняли стоимость услуг. На прошлой неделе ей сказали, что теперь придется платить за рецепты по $7 за каждый. В месяц набегает сумма до $500. А без лекарств она просто не выживет. Шварценеггер — идиот, он ничего хорошего для штата не сделал. Его вообще надо лишить гражданства и выслать из страны! Я бы лучше проголосовала за Дональда Дака, чем за него, если бы он вздумал идти в президенты. И я очень рада, что граждане, рожденные не в США, не могут баллотироваться на такой пост.

Майкл Тайлор, как и Шварценеггер, родился в другой стране и не сразу стал американцем. Возможно, этот факт помогает ему смотреть на политическую карьеру губернатора и его устремления не так, как большинство стопроцентных граждан.

— Я никогда не смеялся над его акцентом, тем, что он — культурист и звезда кино. Наоборот, я всегда видел целеуст­ремленного человека, который способен принимать незаурядные решения, — рассказывает Майкл. — Он вдохновил миллионы американцев вести здоровый образ жизни. Он достиг высот на политической арене США, и его, без сомнения, можно назвать фигурой глобального значения. Ведь он так много ездит, чтобы представить Калифорнию всему миру. Первые лица государств ищут с ним встречи.

Признавая качество предложенных губернатором программ, некоторые калифорнийцы обвиняют в провале инициатив сильную оппозицию в лице демократов. Приятельские отношения оппонентов не всегда могут гарантировать их поддержку. Но энергия губернатора ценится не меньше, чем его законодательные победы.

— Губернатора критикуют, но ценят искренность, с которой он берется решать какие-то задачи. Шварценеггер максимально открыт, люди всегда знают, чем именно он занят, и это отличает его от большинства чиновников, — считает nymphira.

Консерватизм губернатора в вопросах свобод секс-меньшинств явно забирает у него голоса нетрадиционно ориентированной публики. Так, он высказался категорически против регистрации браков гомосексуалистов.

— Если бы не Шварценеггер, тогда в Калифорнии наверняка было бы достойное законодательство, которое позволило бы геям регистрировать брак. На мне его губернатор­ство уж точно отразилось негативно, — признается Фокусу backformystuff. — И вообще, выбрать культуриста и звезду кино без политического опыта, чтобы он стал руководить таким богатым штатом, — смешно. И после его "косметических достижений" забыть о многочисленных провалах и проголосовать за него повторно — это позор!

Спасти будущее от банкротства
Среди прочих инициатив Арнольда Шварценеггера — ужесточение контроля за огнестрельным оружием и запрет на легализацию наркотиков. При этом губернатор допускает, что использовать марихуану можно в лечебных целях. Он также прошелся по ошибкам предшественника и запретил выдавать водительские права нелегальным иммигрантам. В рамках экологических инициатив он выступил против разработки месторождений на побережье штата нефтяными компаниями и подчеркнул, что нужно выкупить лицензии на аренду, выданные федеральным правительством.

Губернатор не делал категорических заявлений против абортов, но отмечал, что о намерении несовершеннолетней сделать аборт врач обязан уведомить ее родителей. Исключением была признана неблагоприятная ситуация в семье, когда подобная информация может навредить пациентке.

В своем стремлении экономить на всем Шварценеггер (кстати, любитель хороших сигар) в 2004-м даже запретил курить в тюрьмах штата. Это должно было сберечь еще 280  млн. бюджетных денег. Администрация представила эту инициативу так: "Губернатор спасает не только бюджет, но и жизни заключенных". Наиболее впечатляющим достижением, по мнению г-на Лешера, стало принятие программы стоимостью в $47  млрд., которая предполагает строительство новых автострад, школ, вузов и реконструкцию дамб. Голосование по программе состоялось в день переизбрания Арнольда Шварценеггера на пост губернатора в 2006-м.

— Эта программа — самая дорогая в новейшей истории США, — объясняет Фокусу г-н Лешер. — За последние сорок лет этот проект стал самым масштабным в Калифорнии. Губернатор также подписал закон, который снизит парниковый эффект и решит проблемы изменения климата. Это позволит уменьшить количество выбросов от машин и производств до уровня 1990 г. Никто до него не делал ничего подобного. Он — один из губернаторов Калифорнии, которые войдут в историю штата.