Разделы
Материалы

"В Украине для ВПЛ должны быть все социальные гарантии по примеру стран ЕС", — адвокат Юлия Татик

Дарья Бережная
Адвокат и общественный деятель Юлия Татик | Фото: Фокус

Украина в результате российской агрессии уже переживает самый большой демографический кризис, и, по данным ООН, численность населения в Украине к 2100 году сократится до 15,3 миллиона. Как вернуть граждан, выехавших за границу, какие социальные программы должно создать и профинансировать государство для ВПЛ, как и почему власти нужно сконцентрировать усилия на комплексной программе поощрения граждан возвращаться и обеспечении их конституционных прав — в интервью с адвокатом, общественным деятелем Юлией Татик.

Население Украины стремительно сокращается. Согласно данным ЦЭС, по состоянию на ноябрь 2024 года за границей находились 5,2 млн граждан, и за год численность выехавших выросла на 300 тысяч человек. Не менее впечатляет число, определяющее количество граждан, выехавших из разных регионов Украины и получивших статус ВПЛ, — таких более 4,6 млн. В Украине в результате реформы было создано Министерство национального единства, которое теоретически должно заниматься и ВПЛ, и украинскими беженцами за границей. Однако удается ли государству взять под контроль такие чувствительные вопросы, как пребывание граждан в эмиграции и мотивация их возвращения домой, и созданы ли в Украине достойные условия для тех, кто стал вынужденным переселенцем в результате масштабной российской агрессии? Об этом и других важных вопросах мы говорили с адвокатом, общественным деятелем, президентом адвокатского объединения "Всеукраинская ассоциация адвокатов" Юлией Татик.

На конец ноября 2024 года за рубежом остаются 5,2 млн украинских беженцев. Исследование, проведенное ЦЭС совместно с "Info Sapiens" в ноябре-декабре 2024 года, показало, что только 43 % беженцев намерены вернуться из-за границы. По вашему мнению, насколько это реалистичное число и прежде всего от каких факторов зависит возвращение тех, кто за границей с 2022 года?

Сейчас точных данных о количестве граждан Украины, которые сейчас находятся за рубежом с целью временного проживания, установить невозможно. Ориентировочное общее количество граждан, выехавших из Украины с момента вторжения 24 февраля 2022 года, достигло почти 7 млн человек по всему миру и, к сожалению, продолжает расти. Насколько реалистичным является число в 43 % граждан, которые вернутся на постоянное место жительства в Украину, сказать трудно, поскольку горячая фаза конфликта еще не завершилась, а политические мировые события, от которых, в частности, зависит изменение ситуации в Украине, спрогнозировать очень сложно. В целом чем больше у гражданина есть времени для адаптации в другом социуме, привыкания к другим правилам, языку, устройству на новом месте, привыкания к климату, обстоятельствам, тем глубже происходит укоренение в такую среду, крепнут социальные связи; и чем дальше, тем труднее это будет изменить. Однако украинцам, как и многим славянам, присуща черта оседлости на конкретных территориях (проживание на определенной территории предков). Поэтому можем ожидать, что достаточно значительное количество украинцев все же решит вернуться. Но для этого должна быть устранена первопричина, по которой граждане выехали за границу: опасность для жизни и здоровья граждан и нестабильная социально-экономическая ситуация. Должны быть утверждены и признаны на уровне мировых лидеров тотальное прекращение огня и определенность на длительный период относительно возможности безопасной и мирной жизни на территории Украины. Именно это станет первым и основным рычагом в решении о возвращении домой.

Примеры массовой миграции в результате войны в Европе есть — можем вспомнить войну в бывшей Югославии. Конечно, в этом случае речь идет о сотнях тысяч человек, а не миллионах, как в случае Украины. Но все же для возвращения людей в Боснию и Герцеговину понадобились десятилетия. Например, Босния потеряла около полумиллиона из своего 4,5-миллионного довоенного населения. Эти люди разъехались по всему миру, однако за 15-20 лет стал заметен процесс возвращения боснийцев домой. Этому способствовала и удачная стратегия послевоенного восстановления страны, и программа по возвращению беженцев, которую планово воплощала власть. Прежде всего следует помнить, что ожидать возвращения всех 100 % — ошибочная стратегия. Однако государство должно заботиться о создании условий, чтобы каждый, кто решит вернуться, получил здесь поддержку и поощрение к построению своей жизни и карьеры дома.

В Украине часто говорят о гарантиях безопасности, которые должны повлиять на решение украинских беженцев вернуться. Ваше мнение — насколько важно завершение войны и предоставление стране гарантий безопасности, и как это может повлиять на возвращение украинцев домой?

Завершение войны и предоставление Украине гарантий безопасности важно и частично может повлиять на возвращение украинцев домой. Однако гарантии безопасности и их эффективность и реальность для каждого украинца подлежат субъективному оценочному суждению. Для каждого те или иные условия этих гарантий могут и не означать ситуацию с безопасностью, в условиях которой они готовы вернуться домой.

Гарантии должны определяться конкретными и четкими директивами, одобренными сильными игроками на политической арене мира, подписанты в которых должны быть реальными интересантами (заинтересованными субъектами) в обеспечении долговременного мира в Украине, в частности, путем направления миротворческого контингента и других условий. Однако и это не гарантирует 100 % безопасности, поскольку мировые процессы находятся в активной фазе политико-экономических изменений. К сожалению, сейчас никаких конкретных проектов соглашений или концепций обеспечения мира и безопасности для Украины ни правительство Украины, ни другие государства и мировые институты публично не представили, что побуждает перемещенных украинцев жить и устраивать жизнь за границей и в дальнейшем.

Безопасные условия и гарантии — безусловно, базовая потребность, чтобы украинцы рассматривали саму идею возвращения домой. Но результаты опросов свидетельствуют, что не только безопасность, но и условия проживания имеют большое значение. К примеру, согласно проведенному "Info Sapiens" опросу, среди стимулов к возвращению в Украину опрошенные чаще всего упоминали окончательное окончание войны (53 %), повышение уровня жизни в Украине (46 %), возможность найти работу с достойной оплатой (33 %), прекращение боевых действий и воздушных ударов по городу, в который планируют вернуться (31 %), прекращение боевых действий в родном регионе (24 %). То есть речь идет и о безопасности, и об улучшении условий для дальнейшей жизни и реализации возможностей граждан в своей стране.

Адвокат и общественный деятель Юлия Татик

Правительство создало Министерство национального единства, среди приоритетов которого был озвучен вопрос возвращения украинцев. Как вы оцениваете эту инициативу и какие главные решения этого министерства, по вашему мнению, могли бы способствовать возвращению украинцев?

Следует заметить, что на самом деле такое министерство не создавалось, а действующее Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины переименовали в Министерство национального единства Украины (постановление КМУ № 1366 от 3 декабря 2024 года). В то же время было фактически ликвидировано Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, которое заботилось в частности, но не исключительно, вопросами ВОТ (временно оккупированных территорий) и реинтеграции населения с ВОТ.

Согласно Положению об указанном министерстве, основными задачами Миннацъединства являются "формирование и реализация государственной политики по вопросам национального единства Украины и общего развития, украинского национального самосознания, информационной политики единства Украины и стратегических коммуникаций, обеспечение определенных законодательством Украины прав и интересов лиц, выехавших за границу, и создание условий для их добровольного возвращения к покинутому месту жительства или интеграции по новому месту жительства в Украине".

На самом деле переименованное министерство потеряло весь основной функционал по вопросам, связанным с защитой прав населения на ВОТ, внутренне перемещенных лиц. Сейчас отсутствует главный орган в системе центральных органов власти, обеспечивающий формирование и реализацию госполитики по вопросам временно оккупированной территории Украины. То есть украинцам, которые вынужденно стали ВПЛ на территории собственного государства, усложнили доступ к институтам, функционал которого отныне снова является распыленным по разным ведомствам и министерствам, что затрудняет реализацию государственной политики по обеспечению прав и максимальной лояльности к ВПЛ именно в Украине с целью уменьшения оттока граждан из Украины.

Учитывая задачи, освещенные в Положении о Миннацъединения, усматривается акцент именно на вопросах, обеспечивающих поощрение к интеграции украинцев за рубежом, облегчающих им условия укоренения в другом государстве, что прямо противоречит интересам самой Украины.

Сейчас известно, что Министерство единства и его глава Алексей Чернышов в разных странах ЕС начинают Центры единства. Как считаете, зачем создавать такие центры в странах ЕС, а в описании проекта указывать на интеграцию в стране пребывания, а не на поощрение возвращения граждан?

Так, прерогативой в работе Миннацъединения сейчас видится акцент именно на вопросах, которые обеспечивают поощрение к интеграции украинцев за рубежом. По моему мнению, поскольку в Украине ежедневно увеличивается количество граждан со статусом ВПЛ, главной задачей страны является прежде всего не помочь укорениться украинцам за рубежом, а сделать все возможное для остановки оттока украинцев за границу, приняв как можно больше мер для предоставления условий таким лицам, чтобы они могли максимально комфортно устроиться на подконтрольной Украине территории.

Вместо того, чтобы привлекать иностранные инвестиции для возможности обеспечения условий для ВПЛ на территории Украины, предоставлять льготы, внедрять специальные программы по жилью, налаживать и увеличивать объем рабочих мест для улучшения экономики Украины, поощрять рожать в Украине и т.д., государство всячески способствует оттоку и укоренению населения за рубежом, а также даже скрыто заставляет выезжать за пределы страны, не обеспечивая прямые права Конституции. Речь идет о ст. 48, 49, 50, 50, 53, 55 — право на здравоохранение, право на образование, право на достойный уровень жизни, право на доступ к суду.

Обеспечение прав ВПЛ в Украине — на крайне низком уровне, что заставляет таких лиц выезжать за границу в поисках лучшей доли.

По вашему мнению, есть ли уже у Министерства понятная концепция, как работать с нашими гражданами за рубежом и как мотивировать их возвращаться?

Учитывая реальные действия представителей министерства и новости, которые освещаются на официальном сайте ведомства, госслужащие взяли курс на концептуальное укоренение граждан Украины за рубежом и превращение их в эмигрантов без всякой возможности и поощрения возвращения в Украину. К примеру, лента новостей с начала работы министерства, то есть с середины января 2025 года, содержит новости о деятельности, связанной почти исключительно с мероприятиями и событиями за рубежом: участие в рабочем визите президента в Республику Польша, рабочий визит в Германию, рабочий визит в Давос, визит в Прагу, встреча с высокопоставленными чиновниками в Вене, открытие "Unit hub" в Берлине, поездка в Испанию, подписание рамочных соглашений о сотрудничестве для поддержки украинцев за рубежом, поездка во Францию, подписание декларации о создании Центра единства Украины во Франции и тому подобное. Можно сделать выводы, что министерство до сих пор не имеет актуальной и четкой концепции работы по возвращению граждан Украины домой.

Адвокат и общественный деятель Юлия Татик

Один из главных вопросов — это законодательные нормы, которые должны поддержать наших граждан и предоставить им определенные социальные гарантии. О каких изменениях в законодательство может идти речь, по вашему мнению, при условии, что они точно помогут Украине урегулировать определенные вопросы возвращения людей?

Думаю, здесь следует исходить из потребностей различных категорий граждан. Например, их можно было бы разделить на несколько групп и подгрупп по определенным признакам. Первая группа: граждане, находящиеся за границей под временным прибежищем других государств, а вторая — те, которые оставили свое место жительства в зоне боевых действий или в приближенной к ним зоне и проживают в Украине. Замечу, что первоочередным должен стоять вопрос не возвращения украинцев, которые выехали, а вопрос ВПЛ. Потому что этих людей, которые переехали в другие регионы Украины, возвращать в Украину не нужно, но стоит их поддержать, предоставить им надлежащую помощь, опеку, социальные гарантии, а еще — веру в то, что они нужны своему государству именно здесь. В Украине для ВПЛ должны быть все социальные гарантии по примеру стран ЕС, то есть и существенные социальные выплаты, и предоставление бесплатного обучения, образования для детей, льготы на коммунальные услуги и транспорт, медицинское страхование и т.п.

Что касается категории граждан другой группы, а именно — беженцев, находящихся за рубежом, то требования к изменениям в этой категории выше. Это необходимость получения гарантий безопасности, улучшение социально-экономической ситуации в стране на долгосрочную перспективу.

Для возвращения граждан в Украину следовало бы внести много изменений в законодательство. Прежде всего должна быть разработана концепция и поэтапный план мероприятий в разных сферах законодательства. И все же подчеркиваю: сейчас убедить тех, кто выехал, без устойчивого мира и ситуации с безопасностью почти невозможно.

Но Украина должна готовиться к обеспечению возможностей возвращения своих граждан, создавая уже сейчас, безотлагательно, аналогичные условия для ВПЛ и тех, кто не покинул страну или уже вернулся. Изменения должны касаться прежде всего социального обеспечения — доступная медицина, стабильность пенсионного обеспечения, обеспечение незащищенных слоев населения, программы по преодолению демографических проблем (поощрение к рождению, социальная и финансовая поддержка), образовательные программы, смягчение налогового климата (для привлечения ведения бизнеса и его развития).

Какой вы видите сегодня перспективу возвращения украинцев — от каких ключевых факторов зависит, сколько граждан вернутся, и достаточно ли вовлечено государство в процесс возвращения украинцев?

Перспективу возвращения украинцев в сегодняшних условиях, учитывая противоправную бездеятельность законодательной и исполнительной власти в этих вопросах, считаю крайне низкой. Для потенциальных эмигрантов есть свои жизненные циклы, и истечение каждого из них является необратимым для принятия решения вернуться домой (овладение языком, поступление в вуз, трудоустройство, покупка жилья). Поэтому время — это самый главный фактор. Уровень процента граждан, которые решат вернуться домой, зависит и от того, как быстро завершатся боевые действия, когда появится возможность безопасного проживания на территории Украины. В то же время зависит и от скорости внедрения со стороны государства мер, необходимых и эффективных для мотивации граждан вернуться.

По вашему мнению, как государству создать оптимальные условия для возвращения беженцев из-за рубежа в Украину — стоит ли предусмотреть комплексную программу, которая будет охватывать помощь с жильем, трудоустройством?

В этом контексте важно говорить о комплексном подходе законодательной инициативы, и следует определить главные аспекты и точки, которые будут иметь влияние на принятие решения. А это, я считаю, безопасность, надлежащая и четкая организация внутренней политики призыва, воинского учета, бронирования, отсрочки, социальная защита (надлежащий уровень финансовой и жилищной адресной помощи различным категория граждан), смягчение налоговой политики для физических лиц и ведения малого и среднего бизнеса, наличие рабочих мест, доступное образование и медицина.

Программы по указанным направлениям должны быть синхронными и взаимосвязанными, четко выстроенными, необходимо установить контроль за использованием целевых средств. И еще — под указанный проект должна быть создана централизованная институция исполнительной власти с разветвленной системой на местах.

Нужно ли на государственном уровне предусмотреть решение не только социально-экономических вопросов, но и преодоление возможных психологических проблем граждан, которые несколько лет находились в других странах?

Чтобы создать четкую модель психосоциальной помощи в медучреждениях, Минздрав приказом № 2118 от 13 декабря 2023 года определил перечень услуг по оказанию психосоциальной помощи, одновременно увеличив их количество. Психосоциальные услуги предоставляются в Украине бесплатно по Программе медицинских гарантий.

Но сейчас на сайте Минздрава и в учреждениях здравоохранения отсутствует какая-либо информация, в частности по обращению на горячую линию, где именно можно получить такую помощь гражданину Украины.

Несомненно, в таких программах психологической реабилитации нуждаются все граждане Украины. Стоило бы реализовать эти программы на государственном уровне, к примеру, в штат предприятий / организаций добавить штатную единицу психолога, ввести в системе здравоохранения наряду с семейным врачом или внедрить практику отдельных небольших центров реабилитации психического здоровья, а также в учебных заведениях и тому подобное.

Отдельный важный вопрос — это граждане со статусом ВПЛ, которые выехали с прифронтовых и временно оккупированных территорий. Как считаете, достаточна ли их социальная защита сегодня? Какие возможности и льготы таким ВПЛ должно предоставить государство, особенно если речь идет о жителях городов, которые были разрушены и оккупированы?

Считаю, опека над ВПЛ является не только недостаточной, а фактически не соответствует даже минимальным потребностям в сегодняшних условиях.

Выплаты ВПЛ по состоянию на сегодня составляют: 2000 грн для взрослых и 3000 грн для детей и лиц с инвалидностью. Следует заметить, что такая помощь даже меньше, чем определенный на 1 января 2025 размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц (3028 грн). А учитывая стоимость услуг и товаров, коммунальных услуг, жилья, эти суммы являются мизерными. К тому же при подаче заявления на выплату нужно соответствовать определенным законом критериям.

Отдельно должен заметить, что ВПЛ, потерявших жилье, государство должно обеспечить местом жительства. Но всеукраинскую инвентаризацию недвижимости, которая пригодна для ВПЛ как жилье, до сих пор не провели, а процессы малой приватизации в Украине на время военного положения никто не останавливал, наоборот, они активно продолжаются, при этом распродаются объекты государственной и коммунальной собственности, которые могли бы быть временным жильем для граждан. А закон Украины от 28.07.2022 года № 2468-IX "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия процессам релокации предприятий в условиях военного положения и экономического восстановления государства" вообще позволил активно отчуждать имущество коммунальной и государственной собственности, чтобы пополнить госбюджет, однако о потребностях ВПЛ в нем речь не идет.

В целом ВПЛ — это не о статусе лиц. Это граждане Украины, которые являются самым ценным, что есть у государства. Поэтому стоит начать заботиться о таких лицах ДО того, как они из-за безысходности поедут искать лучшей доли за границу и станут нужными и полезными для экономик других стран.