С 1 января жизнь госслужащих должна сильно измениться. Именно с этого момента в силу вступит новый закон о борьбе с коррупцией
В отличие от ныне действующего закона, он распространяет свое действие не только на госслужащих, но и на судей, прокуроров, членов избиркомов, госслужащих-иностранцев, помощников нардепов, сотрудников общественных организаций, получающих госфинансирование, нотариусов, таможенников, милиционеров.
Об этом пишет газета Сегодня.
Преподавательская или научная деятельность должна осуществляться госслужащим только вне рабочего времени.
"В законе предусматривается декларирование госслужащими не только доходов, но и расходов, — объясняет депутат-регионал, юрист Валерий Бондик. — Это в первую очередь касается судей. Они должны будут объяснить, откуда у них берутся деньги на роскошные особняки".
Если же судья или чиновник не смог обосновать свои расходы — его дело передается в суд, который и определит ему наказание. Причем оное серьезно ужесточится.
"Чиновников-коррупционеров не только будут штрафовать, как сейчас, но и увольнять", — говорит Бондик. "Нынешний закон предусматривает лишь административную ответственность в виде штрафов, а новый — еще и уголовную, вплоть до лишения свободы", — добавляет заместитель правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики Сергей Яременко.
Еще закон запрещает госслужащим брать себе в подчинение родственников. Им придется либо увольняться, либо переводиться на другую должность, которая "исключает непосредственное подчинение".
Также закон запрещает принимать подарки дороже 302,5 грн., а те подарки, которые получены во время официальных церемоний, должны быть переданы той структуре, в которой чиновники работают.
"Я считаю, что если закон заработает, коррупционерам придется туго. Они будут вынуждены объяснять, почему они живут на широкую ногу", — говорит Бондик.
А вот его коллега по партии, также юрист, Вадим Колесниченко придерживается иного мнения.
"В нынешнем своем виде закон несовершенен и опасен. В нем должна быть более сильная доказательная база, на которой можно основывать обвинения в коррупции. Он будет инструментом для зачистки от чужих людей в госорганах", — уверен он.
Аналогичного мнения придерживаются и в БЮТ. "Закон явно недееспособны, и мы будем ставить вопрос о его отстрочке и доработке", — сказал юрист БЮТ.
Требует не вводить закон в силу и глава Верховного суда Василий Онопенко. Правда, он мотивирует это не проблемностью для судей обосновать свои расходы, а другой нормой закона. По ней для материально-технических потребностей судов нельзя будет использовать негосударственные деньги, что в условиях кризиса, по мнению Онопенко, лишит суды возможности работать.
В кулуарах депутаты говорят, что попытки отсрочить действие закона будут предприняты, но не факт, что они окажутся успешными — накануне выборов Рада вряд ли посмеет "приостановить" борьбу с коррупцией.
Сам госаппарат не верит в эффективность нового закона, считая, что он только посадит чиновников "на крючок" правоохранительных органов, пишет газета.
"Понимаете, каким бы хорошим закон ни был, он не будет выполняться, пока у нас не будет на местах честных правоохранительных органов", — сказал замминистра юстиции Евгений Корнейчук.
"Без перестройки всей системы правоохранительных органов, без изменения морали этот закон работать не будет", — добавил министр Кабмина Петр Крупко.
"Декларирование расходов — отличная вещь, которую давно пора было ввести, — считает заместитель киевского мэра Евгений Червоненко. — Но у меня есть большие сомнения в том, что за нарушение этого закона будет ответственность. У нас же кто больше украл, тот имеет больше шансов откупиться от ответственности".