Telegram-канал обнародовал серию сообщений, касающихся закулисья работы крупнейших аптечных сетей в Украине.
Речь идет о "Джокере" — канале, который ранее неоднократно фигурировал в скандалах, а взамен попал в материал Forbes, как известный анонимный инсайдер.
На этот раз администраторы канала предложили читателям и подписчикам прислать конкретные доказательства административных, финансовых и правовых нарушений из фармацевтической среды — скриншоты, фото, внутренние инструкции, финансовые документы.
Как говорилось в сообщениях админов канала, поток сообщений оказался настолько активным, что уже на следующий день канал начал публиковать первые из них. И если даже часть из этих свидетельств соответствуют действительности, то становится понятно, почему государство приступило к жесткой регуляции розничного рынка лекарств в последние месяцы.
Схемы
Согласно сообщениям подписчиков, которые заявили, что работают в аптеках и знакомы с ситуацией изнутри, крупные сети активно работают над оптимизацией налогов. Среди самых распространенных практик — администрирование бизнеса через ряд ФОПов, фирм-прокладок и с помощью временных договоров. При этом следует отметить, что искусственное занижение объемов продаж или расщепление бизнеса на ФОПы, которые якобы работают независимо, классифицируется как уклонение от уплаты НДС и является наказуемым экономическим преступлением.
Также, судя по сообщениям подписчиков "Джокера", в аптеках сейчас популярна практика официально платить работникам минимальную зарплату, а остальное передавать наличными в конвертах или через P2P-переводы от третьих лиц. В некоторых случаях расчеты проходят через онлайн-сервисы, вообще не связанные с фискальной системой — игровые платформы, криптокошельки, платформы для фриланса и тому подобное.
Рецепт на сверхприбыль
Из сообщений подписчиков канала можно увидеть, что оптимизируют денежный поток аптеки за счет не только зарплат в конвертах, но и кошельков пациентов. Несмотря на действующее законодательство, которое предусматривает жесткий контроль за отпуском рецептурных лекарственных средств, на практике этот порядок часто игнорируется. Сотрудники аптек нередко руководствуются внутренними финансовыми показателями, которые необходимо выполнить, — и именно они становятся определяющими в ежедневной практике.
Исходя из сообщений, которые получил канал "Джокер", во внутренних чатах некоторых аптечных сетей работников прямо инструктировали игнорировать факт отсутствия рецепта. Опубликованные скриншоты содержат упоминания о поощрении к продаже "непоименных" препаратов и бонусы за выполнение планов, которые вполне могут быть соблазнительными на фоне упомянутых ранее недоплат. Такая практика создает риски бесконтрольного распространения препаратов, имеющих ограничения в применении, в частности входящих в группу потенциально опасных для неконтролируемого использования.
Кто продает лекарства
Еще одна проблема, которая следует из сообщений, — недостаточный уровень подготовки персонала. Из-за кадрового дефицита и в поисках дополнительных средств оптимизировать расходы некоторые аптечные сети привлекают к работе на кассе людей без соответствующего образования. В результате функции фармацевтов нередко выполняют работники, которые в лучшем случае прошли лишь короткие тренинги. Но в основном работодателями ценятся опытные продавцы, и сфера компетенций здесь ничего не решает.
В медиа фиксировались случаи, когда покупатели получали рекомендации по лекарствам от так называемых "операторов торгового зала", чья должность даже на бумаге не имеет ничего общего с компетенциями профессионального фармацевта. Это создает широкие возможности для навязывания продукции с высокой наценкой, продвигаемой из коммерческих соображений. А еще риски для здоровья людей, которые уверены, что получили профессиональную консультацию. На фоне популярности самолечения безрецептурными препаратами и доступности сильнодействующих средств проблема приобретает национальные масштабы.
Продажа как цель
Практика "KPI в медицинском халате" — еще один системный вызов. По сообщениям сотрудников аптечных сетей, ежемесячно они должны выполнять план продаж, и от этого зависят премии, уровень оплаты или даже дальнейшая занятость. Это стимулирует агрессивную модель продаж, в которой преимущество имеют не интересы пациента, а финансовые показатели.
Во внутренней документации, фрагменты которой были обнародованы "Джокером", наглядно проиллюстрированы настойчивые инструкции убеждать клиентов, а также активно продвигать собственные торговые марки аптечных сетей.
Еще один скрытый, хоть уже и плохо, фактор формирования потребительского выбора — размещение продукции в соответствии с лучшими маркетинговыми практиками века. По данным из открытых источников, до недавнего времени производители лекарств регулярно оплачивали аптекам выгодное позиционирование своих препаратов — на уровне глаз, возле кассы или в специально отведенных зонах. Это стандартная практика рынка, но большинство потребителей об этом даже не задумываются, а в случае Украины ситуация фундаментально хуже.
В последние годы маркетинговые платежи от фармацевтических компаний носили добровольно-принудительный характер. Конечно, производители могли не платить за продвижение своей продукции, но крупнейшие аптечные сети в погоне за сверхприбылями "наказывали" таких партнеров ограничением присутствия на полке, предложением покупателям лекарств другого производителя, или и просто тотальным игнорированием.
Монополизация прибыли
Рост концентрации розничного фармацевтического рынка — еще один заметный тренд последних лет. Крупные аптечные операторы нередко арендуют несколько помещений в одном районе или торговом центре, чтобы создать барьеры для входа новых игроков. Кое-где аптеки разных брендов фактически принадлежат одной и той же сети, что позволяет доминировать на локальном рынке.
Кроме этого, существуют вопросы нормативных требований, которые сложно выполнить малым операторам: кадровые, площадные или логистические ограничения, которые формально выглядят как соблюдение стандартов, но фактически способствуют вытеснению менее мощных аптек.
Важной особенностью ситуации, которую осветил "Джокер", стала именно форма сбора информации — сообщения присылали анонимные работники аптек, желающие рассказать о внутренних нарушениях. Это создало общественный резонанс, который очень эффективно соединился с нынешним скандалом вокруг фармацевтического рынка. То, что раньше оставалось внутриотраслевым знанием, стало предметом публичного обсуждения, которое уже нельзя игнорировать.