В «несерьезной» области электронных игр — серьезная революция: на рынок выпущена третья модификация игровой приставки Sony Playstation. Не дремлют и другие производители приставок — конкуренты Sony, жаждущие вытеснить производителей PC c мирового игрового поприща
$2000 — столько должен выложить украинский любитель компьютерных игр, чтобы получить главный хит этого сезона, игровую приставку Sony Playstation 3. Кроме того, богатому игроману придется немного подождать, пока "под заказ" игрушку будут везти из США или Японии. Там она уже продается и стоит в пределах $500-600. В Европе первые легальные продажи игровой консоли официально начнутся только в марте: такую неторопливость руководство компании Sony объясняет нехваткой производственных мощностей.
Святая простота
Новый фетиш — приставка уже седьмого поколения, которая стала на сегодня последней в игровом семействе Sony. Ранее вышли Sony Playstation (1994 г.), Sony Playstation 2 (2000 г.) и Sony Playstation Portable (2004 г.), получившие признание любителей компьютерных игр во всем мире. В чем секрет популярности этих приставок? В инновационности и, в том числе, — в простоте обращения с ними.
Каждый, кто купит такое приспособление, сможет запросто подключить его с помощью нескольких шнуров, загрузить игру и начать играть. Именно поэтому в цивилизованном мире в сфере электронных игр приставки практически полностью вытеснили с рынка персональные компьютеры. Условно говоря — родителям, купившим своему чаду подобную забаву, не придется мучиться с системными требованиями, наличием софта и прочими малопонятными вещами. Все просто: вставил диск — получай удовольствие.
Еще одно удобство игровых приставок — их полная унификация. К разработчикам виртуальных радостей предъявляют очень строгие требования по управлению самой игрой. Любителю нет нужды вникать в систему контроля: разобравшись однажды, он будет готов быстро осваивать новые продукты. Как с "МакДональдсом" — в любой стране мира этот "кулинарный шедевр" выглядит и пахнет одинаково.
По информации разработчиков, мощность Sony Playstation 3 в 35 раз превышает возможности Sony Playstation 2. Центральным процессором в новой "игровой станции" служит микросборка Cell с тактовой частотой 3,2 ГГц. К слову, игры для PS3 выпускаются в формате Blu-ray — новом формате носителя, позволяющем записывать и считывать информации намного больше, чем на DVD. Вся разница — в типах лазерных лучей, используемых для записи дисков. Впрочем, привод консоли позволяет проигрывать и обычные DVD или СD. Это своего рода перестраховка: некоторые специалисты считают, что Blu-ray слишком "нежен" для бытового использования, поскольку чувствителен к мелким царапинам.
В разработку данного формата Sony инвестировала большие средства: например, чтоб завершить проект, компания вынуждена была взять кредит в $700 млн. Теперь отрабатывать инвестиции предстоит геймерам.
Просторы и пираты
Революционность приставки также и в том, что она позволяет выходить в Интернет и просматривать электронную почту. А стало быть, еще основательнее подрывает позиции производителей персональных компьютеров. Кроме того, у "приставочников" появляется возможность дополнительно заработать на игровых новшествах и улучшениях, которые можно скачать из всемирной сети. Многие онлайн-сервисы для Sony Playstation 3, как обещают, будут бесплатными.
На выбор предоставляется два варианта консоли: с объемом жесткого диска в 20 и в 60 мегабайт. Ценовая разница между ними — около $100. Новая приставка продается в трех цветовых вариантах: белом, серебристом и черном. Правда, первые два можно купить только в Японии. Весь мир, в том числе и Украина, получит PS3 только в черных корпусах.
Когда Sony Playstation 3 начнет официально продаваться в Украине — вопрос. Загвоздка в том, что украинский рынок не представляет особого интереса для производителей игровой станции. И дело не в том, что немногие в нашей стране готовы купить дорогую игрушку. А в том, что до поры до времени Sony продает ее себе в убыток. Себестоимость приставки, включая затраты компании на производство, маркетинг, рекламу и дистрибьюцию, превышает заявленную на ценниках стоимость. Основной "заработок" Sony Playstation 3 — сами игры. Уже заявлено, что цена одного софта будет колебаться от $60 до $100, что значительно выше привычного среднего уровня.
—Украина, как и Южная Америка или Азия, не могут интересовать разработчиков Sony Playstation 3, поскольку у нас процветает пиратство, — пояснил Фокусу ситуацию Евгений Жуков, президент компании Abyss Lights Studio, которая занимается разработкой компьютерных игр. — Немного у нас найдется желающих платить по $60 за лицензионную игру, в то время как пиратский рынок предлагает тот же продукт дешевле. Именно по этой причине игровые приставки не смогли вытеснить с отечественного рынка игры, написанные под ПК.
Отсюда — реальность сегодняшнего дня: те, кто потенциально готов выложить $2000 за новую приставку, не спешат ее заказывать: их ожидает большая морока с приобретением игр.
Об этой проблеме говорят и представители нескольких украинских сайтов, торгующих игровыми приставками. Торговцы ждут официальной презентации консоли в Европе. Дескать, тогда можно будет поговорить и о нормальном формировании цены, и о маркетинговой стратегии. Тем не менее, не отрицают, что приставку у них уже можно купить.
Впрочем, есть фанаты, которые не мыслят жизни без Sony Playstation. Рассказывают, к примеру, о таком курьезе: когда киевское "Динамо" начало приглашать в команду первых иностранцев, выяснилось, что легионеры обожают смотреть фильмы на DVD и резаться на игровых приставках. Когда оказалось, что в Украине нет ни того, ни другого, спортсмены здорово расстроились. А полузащитник "Ливерпуля" Джон-Арне Риисе и вовсе разделся на пресс-конференции перед ЧМ-2006, оттого что проспорил приятелю, проиграв ему на приставке.
Здоровье конкурентов
О том, что игровые платформы — вещь серьезная, говорит такой факт: участвовать в создании игр не стесняются такие знаменитости, как Джон Ву, Жан Рено и даже Стивен Спилберг.
Впрочем, у разработчиков суперигрушки Sony Playstation 3 имеются проблемы. Многие эксперты считают, что эта продукция не слишком удачно вышла на рынок. Негативно повлиял временной фактор: от появления в 2004 г. слухов о PS3 до самого готового продукта прошел достаточно большой срок. Кроме того, на рынок успели выйти конкуренты: Xbox 360 от Microsoft и Wii от Nintendo. По сути, тоже игровые приставки седьмого поколения, имеющие сходные технические параметры. Понятно, что многие любители поиграть успели купить продукцию этих конкурирующих фирм.
Недавно представители Sony объявили, что в Северной Америке уже продано более миллиона консолей. Но этот рубеж давно взят конкурентами. Не на руку Sony Playstation 3 и пресловутая "нехватка мощностей". Пока вся Европа в ожидании PS3, Wii от Nintendo вовсю продается в той же России — с 22 декабря. Причем цена конкурентных приставок не превышает $400. Готовится к выходу на арену еще один потенциальный конкурент — Evo: Phase One от компании Envizions.
Можно говорить о настоящем буме игровых приставок во всем мире. Согласно прогнозам экспертов, в сфере игр рано или поздно настанет полная победа консолей над персональными компьютерами. Однако случится это, лишь когда люди смогут позволить себе тратить немалые деньги на виртуальные удовольствия.