Воспитанникам Киевского военного лицея им. Ивана Богуна запретили смотреть российский сериал «Кадеты» в будние дни. Время показа не вписывалось в строгий распорядок дня, да и дисциплине вредило. Просмотр перенесли на вечер воскресенья. Такой поворот событий не очень расстроил украинских кадетов. Фильм, конечно, неплохой, считают они, но жизнь в лицее увлекательнее любого сериала
Киевский военный лицей им. Ивана Богуна
27 сентября 1943 г. — в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и на основе директивы Генерального штаба Красной Армии начинается формирование училища в городе Чугуев Харьковской области. Оно получает название "Харьковское Суворовское военное училище".
Июль 1947 г. — переводится в Киев и получает название "Киевское Суворовское военное училище".
1955 г. — реорганизовано в Киевское Суворовское офицерское училище. Выпускники выходят из училища лейтенантами. Таких выпусков — всего три.
В 1958 г. заведению возвращают название "Суворовское военное".
1964 г. — училище переводят с семилетнего на трехлетний срок обучения и начинают прием юношей в возрасте 15?16 лет (после окончания 8 классов).
1969 г. — вводится двухлетний срок обучения.
1992 г. — на базе Киевского Суворовского военного училища создан Киевский военный лицей.
1 июня 1998 г. — лицею присвоено имя героя освободительного движения за независимость Украины Ивана Богуна.
По случаю нашего визита суворовцев, или, как их теперь называют, богуновцев, собрали в классе и включили DVD с записью "Кадетов".
Задачу перед лицеистами поставили по-военному четко: посмотреть одну из серий и обсудить ее с журналистом Фокуса. Говорить ясно, на государственном языке. Кадеты расположились перед телевизором, и… Ничего необычного не произошло. Смеялись ребята редко, хотя было над чем. Перешептываться себе не позволяли. Так что, едва командир роты покинул класс, поставленную задачу пришлось подкорректировать. В сторону большей свободы общения.
Говорили с богуновцами обо всем: о них самих, об авторитете армии, о патриотизме, о настоящем и будущем.
Второй срок
Среди кадетов по-прежнему много детей военных. Когда-то суворовские училища брали под свое крыло сирот, "детей войны" и тех, в чьих семьях один из родителей-военнослужащих погиб или стал инвалидом при исполнении служебных обязанностей. И поныне льготы при поступлении для этой категорий абитуриентов в силе. Но право подавать документы в лицей есть у любого, кто закончил 9 классов общеобразовательной школы.
Сегодняшние богуновцы оказываются в училище по разным причинам. Кто-то — по собственному желанию и из любопытства, кто-то — по настоянию родителей. Для одних учеба становится нелегким испытанием после относительно безоблачных школьных лет. Для других два года в училище — сознательное начало военной карьеры.
— Я сам решил пойти в "суворовское", — говорит кадет Артем Латык. — Во-первых, хотел проверить свои силы. Во-вторых, верю, что дружба, которая завязывается в лицее, — на всю жизнь.
Мировоззрение вчерашних "маменькиных сынков" становится другим уже через полгода после поступления в лицей. У "старослужащих" и вовсе меняются интересы; найти общий язык с одногодками, которые остались дома, им все сложнее. Многие без ложной скромности считают себя на голову выше своих сверстников в физическом и интеллектуальном развитии.
— Мои друзья удивляются, как мы здесь выдерживаем, — рассказывает Артем. — Но есть и такие, кто слушает о нашей жизни и говорит: "Пойду в армию".
Некоторые из кадетов успели пережить личную драму из-за учебы в училище.
— У меня была девушка, — рассказывает Дмитрий Полетаев. — Все время меня упрекала, мол, мало внимания ей уделяю. Недавно сказала, что нашла другого парня.
Тем не менее, это никак не отразилось на решении Дмитрия стать военным.
—Девушки, они ведь разные бывают, — философски рассуждает он, — когда-нибудь обязательно встретится та, которая поймет и поддержит.
А вот чего экс-суворовцы простить не готовы ни при каких обстоятельствах, так это "стукачества" и "крысятничества". Пойманный на горячем рискует навсегда остаться за бортом коллектива. Ему объявят бойкот, и уже ничто не сможет помочь вернуть уважение товарищей.
Будущее оптимистов
Начальник лицея генерал-майор Леонид Кравчук говорит, что многое зависит от человека, который работает с юношами:
— Для воспитания ребят командиры взвода, роты — главные авторитеты. От того, насколько они честны, порядочны, справедливы, зависит, станут ли с них брать пример. Мы не относимся к богуновцам, как к детям, иначе из них не вырастить военного. Наше задание — воспитать патриота, готового в любой момент к самопожертвованию.
Несмотря на то, что среди "суворовцев" не все поступили в лицей по собственной воле, в одном они единодушны: время в училище — это курс выживания и проверки на прочность. Взаимовыручка, порядочность, взаимопонимание — для этих ребят не пустой звук.
— У нас тут маленькая страна со своими правилами и законами, — рассказывает суворовец Евгений Гаратуля. — В ней все намного жестче, чем в любом сериале.
Богуновцы уверены, что образование, полученное в училище, дорогого стоит. И хотя не все из них созданы для карьеры военного, учеба в лицее для них важна. Поскольку является лучшей рекомендацией при устройстве на работу — известно, как лицеисты дисциплинированны и исполнительны.
Пройти эту первую школу жизни удается не всем. Кое-то не выдерживает армейского уклада и тяжелых физических нагрузок. Карьеру военного продолжают не более 60% выпускников. Остальные понимают: их стезя — на "гражданке".
Те, кто стойко переносит тяготы воинской службы, с уверенностью говорят о своем будущем. Их не пугает негативное отношение к армии в обществе и незавидные зарплаты военных. Они надеются, что вскоре в Украине появится профессиональная армия. И тогда военные вернут себе былой авторитет. А если что-то не сложится, уверены: на "гражданке" их всегда поддержат бывшие сокурсники.
Воздушные замки "Кадетов"
Лицеисты соглашаются с тем, что российский сериал "Кадеты" поднял престиж суворовского училища. И хотя не устают перечислять недостатки и проколы авторов сценария, говорят, что в целом фильм вышел интересный, правдиво рассказывающий об их жизни.
— Для человека, который думает, что все у нас плохо, это полезный сериал, — полагает Артем Латык. — Теперь он сможет убедиться, что военная служба по-своему интересна. Конечно, у нас не все так гладко, как в кино. Надо и в наряде постоять, и ночь почти не спать, а наутро отбарабанить выученный урок. Я думаю, если бы герои сериала испытали это на себе, играть у них получалось бы правдоподобнее.
Больше всего суворовцев удивляет, что телевизионные кадеты позволяют себе панибратство со старшими по званию и то, как легко они получают увольнительные.
— У них захотел, попросился, тебя отпустили. А тут, чтобы пойти в увольнение, надо и учиться хорошо, и дисциплину соблюдать. Но и в этом случае увольнение не гарантировано, — объясняет Артем.
Жизнь у "сериальных" кадетов чересчур комфортна, говорят суворовцы. Однако кое в чем у наших ребят есть перед ними преимущество. К примеру, обмундирование у телевизионных служивых одно и то же: в нем они и на уроках сидят, и двор метут, и в увольнение ходят. Настоящим кадетам с гардеробом повезло больше. У них на все случаи жизни — своя форма.
Богуновцы уверяют, что не обижают младшие курсы, поскольку те изначально "знают свое место". Выходит, вопрос субординации в училище решается лучше, чем в телевизионном "мыле". И такой грех, как злоупотребление спиртными напитками здесь не водится, говорят они. При этом — отчего-то хохочут и, толкая друг друга в бок, шумно повторяют слово "злоупотребление".
Хочется им верить. По той простой причине, что подлинные кадеты проходят усиленный курс физической подготовки. А она, как известно, с алкоголем несовместима. Прямо в коридорах лицея стоят турники, а вдоль стен рядком лежат гантели. А ведь в лицее еще есть чем занять себя кроме гимнастики. Много "кружков по интересам", начиная от танцевального и заканчивая тхэквондо. Первый не в фаворе, а вот боевые искусства здесь уважают.
Провокационный вопрос из начала 90-х гг. "если бы вам приказали, стали бы стрелять в своих братьев-славян?" поначалу приводит "суворовцев" в замешательство. Но потом почти все они отвечают уверенно: "Если для этого нужно защитить свою страну — да. Приказ есть приказ". При этом добавляют: на то мы и будущие офицеры, чтобы не отдавать необдуманных приказов.
Идеалисты без иллюзий
Многие важные факты из жизни кадетов, увы, не попали в сериал. Бывший суворовец Владимир Чеповой, а ныне президент и управляющий компанией "Медиа Инвест Групп", жалеет, что не написал о своем кадетском прошлом книгу. Он считает, что создатели фильма слишком много внимания уделили быту кадетов, упустив главное.
— Суворовская дисциплина — лучшая технология обучения молодых людей, — говорит г-н Чеповой. — С одной стороны, молодые люди уходят из семьи и получают свободу, к которой так стремились, с другой — попадают в жесткие армейские рамки.
Именно в суворовском училище формируется крепкий фундамент, на котором строится мировоззрение молодых людей, считает г-н Чеповой. Переходный возраст — самый подходящий для того, чтобы сделать из мальчика настоящего мужчину.
— В свое время мы очень верили, что честь офицера концентрирует в себе общечеловеческие ценности. Речь, прежде всего, о порядочности и честности, — отмечает бизнесмен.
Хотя жизнь — не телевизионное "мыло", сериал сделал свое дело. "Кадеты" подняли престиж военных училищ и сослужили неплохую службу армии и обществу, в котором стали забывать истинный смысл слов "честь", "патриотизм", "достоинство". Разумеется, одного сериала, и к тому же российского, недостаточно, чтобы поднять авторитет военных у нас. Благое дело, которое начали телевизионщики, должно продолжить государство.