Разделы
Материалы

Комплект комплексов

Пара-тройка волосин, аккуратно зачесанных на плешь и закрепленных гелем, — это не прическа. Скорее — комплекс, давняя, замаскированная психическая проблема. Их теперь у нынешних мужчин больше, чем у женщин: эмансипация сыграла с сильным полом злую шутку

Даже туннели мучаются комплексами лабиринтов. Что уж говорить о мужчинах. Они не железобетонные, а живые, сказал один сатирик. Бесстрастная статистика, впрочем, отбивает охоту шутить. 70% мужчин страдают, попадая под начало женщины. 64% — комплексуют, если жена зарабатывает больше. 58% испытывают чувство лютой зависти к профессиональным успехам супруги. Этот современный мужской комплекс американский сексолог Эдвард Морри окрестил "Синдромом босса". Закладывается он в характер мужчины в детстве, когда родители бессознательно стимулируют у детей развитие "мужских" черт и пренебрежительно относятся к "женским". В результате, мужчина всю жизнь оказывается вынужденным защищать свое превосходство. Избавиться от этой и подобных ей напастей неимоверно сложно. Хорошо еще, новых психоэмоциональных синдромов не так уж много; большинство — стары как мир.

О самых распространенных мужских комплексах рассказал Фокусу психолог Владимир Пронько, руководитель столичного департамента психологической реабилитации фонда "Гофер". Свои ремарки к его прямой речи оставили известные люди.

Синдром Дон Жуана

Владимир Пронько:
— Дон Жуан — наверняка нет нужды представлять этого литературного персонажа — страстно любил женщин. До тех пор, пока не добивался взаимности. Его путь орошен женскими слезами, тогда как сам коварный обольститель постоянно находится в поисках новой любви. Настоящий мужчина должен бросить женщину первым — это его стойкое убеждение.

Комплекс Дон Жуана родом из детства. Если ребенка отвергла мама, повзрослев, он может либо начать мстить всем представительницам прекрасного пола, либо наоборот, стремиться покорить как можно большее количество женщин. Всю свою энергию он будет вкладывать в стремление обладать и манипулировать противоположным полом. Мужчина с комплексом Дон Жуана — всегда очень одинокий человек. Он обладает колоссальным творческим потенциалом, но, как правило, не может его реализовать.

Ремарка Юрия Покальчука, автора эротической прозы:

— Для меня нормальный мужик — это Казанова, а Дон Жуан — фраер, который не в состоянии получить удовольствие и дать его женщине. У Дон Жуана явные проблемы в сексуальной сфере, либо он просто страшно неуверен в себе. Лично я любил всех женщин, с которыми жил, и, вопреки молве, их было не так уж много. Выбор каждого мужчины — жить полной жизнью или размеренно. Что до комплексов, то они есть у каждого, и я не исключение. Даже мой любимый писатель Эрнест Хемингуэй и тот каждый день взвешивался, потому что мечтал похудеть. Нельзя, на мой взгляд, иметь лишь такие комплексы, которые вынуждают врать или идти против совести.

Синдром Наполеона
Владимир Пронько:

— Мужчины невысокого роста остро чувствуют свою неполноценность. Для них маленький и незначительный — почти синонимы. В детстве они стоят в конце шеренги одноклассников и с опаской смотрят на высоких девочек. Подрастая, делают все для того, чтобы увидеть мир у своих ног и тем самым компенсировать свой недостаток.

Рост одного из величайших военачальников в мире Наполеона Бонапарта — 162  см. Но, возможно, именно это обстоятельство позволило ему завоевать полмира. Мужчины маленького роста гипертрофированно относятся к карьерному успеху и максимально концентрируются на достижении женского внимания. Но счастливые ли они люди?

Ремарка Виктора Павлика, певца:
— Не могу сказать, что у меня комплекс Наполеона. Хотя, признаюсь, в школе комплексовал, оттого что был ниже других мальчиков. Даже надевал мамины туфли на каблуках, чтоб казаться выше. Для того, чтобы скрыть их, мне шили на заказ специальные брюки-клеш.

А еще я очень стеснялся встречаться с высокими девочками, переживал, как выгляжу рядом с ними. Сейчас — наоборот, люблю высоких. Чем выше, тем лучше. И горжусь, когда меня сопровождает спутница, которая на голову меня выше. Может, это потому, что сейчас я стал таким "крутым перцем"? Вообще же, над комплексами я смеюсь. По-моему, что Бог дал, то и твое.

Синдром Лота
Владимир Пронько:

— Жертвой этого комплекса становятся отцы подрастающих дочерей. Едва заметив свою девочку в обществе какого-нибудь юнца, родитель приходит в негодование, пытается убедить дочь в том, что "это ничтожество" ей не пара, на уме у негодяя только грязные намерения. Каждый следующий избранник кажется не лучше первого. Отца терзает ревность. Долгие годы он был для дочери идеалом, первым значимым мужчиной в ее жизни, как вдруг — соперник, который отодвинул его на второй план. В самом деле, наблюдая за отцом, девочки делают выводы обо всех мужчинах. И затем ищут партнера, похожего на них, либо, напротив, в знак протеста — их абсолютную противоположность.

Названием комплекс обязан библейскому Лоту — единственному праведнику, уцелевшему в Содоме. Жена его, напомню, проявила излишнее любопытство и превратилась в соляной столб. Лот остался один с дочерьми.

Ревность, подобная лотовой, свойственна далеко не всем мужчинам, а только махровым эгоистам, порой — глубоко в себе неуверенным людям. Женщин в своей семье они воспринимают как собственность.

Ремарка Анатолия Борсюка, телеведущего, отца двух дочерей:

— Конечно, я испытываю ревность к женихам дочерей. Они далеко не идеальны. Я прожил достаточно, многое повидал, так что знаю, о чем говорю. Другое дело, что дочери не особенно спрашивают мое мнение. Так что — стараюсь высказывать его, немного опережая события. Глядишь, будут внимательнее подходить к выбору спутника. Без комплексов в нашей жизни вообще, по-моему, людей не бывает. Побороть их невозможно, они в подсознании. Но можно попытаться сделать их своими достоинствами. Многие мужчины, к примеру, комплексуют из-за лысины. И я одно время переживал по этому поводу. А потом подумал: а что толку? Все равно волосы не вырастут! И стал относиться к своей лысине по-другому, как к признаку сексуальности и ума. Никак иначе.

Синдром Давида
Владимир Пронько:

— Есть категория мужчин, которых интересуют не ровесницы, а лишь девы, годящиеся им в дочери, а то и внучки. Однако связь с молодой женщиной может стать настоящим испытанием для зрелого мужчины. Он никогда не будет полностью уверен в искренности чувств своей избранницы. Название комплекса связывают с именем библейского царя Давида. По легенде, стареющий царь замерзал в своей постели. Монарха согрела молоденькая Ависага Сунамитянка — получше пуховых одеял. История трогательная, но лично я уверен: союз, в котором у партнеров большая разница в возрасте, не может быть гармоничным. Слишком разный у такой четы жизненный опыт, представления. К тому же, к неравным бракам обычно стремятся зрелые мужи с подростковым сознанием. Они по-юношески амбициозны и по-прежнему хотят "королеву выпускного бала". Со временем это неизбежно вызывает раздражение второй половины. Впрочем, нет правил без исключений.

Ремарка Яна Табачника, музыканта:
— Моя супруга, Татьяна Недельская, младше меня на 30 лет. И что? Это жизнь. Комплекс, не комплекс, Давид не Давид… Я никогда не общался с женщинами, выискивая какую-то выгоду. Чтобы была и богатой, и знатной, да еще и молодой. Мужчины примитивнее женщин. Все определяют на взгляд. Понравилось лицо или иной фрагмент тела… и все! Это потом приходит разочарование, привыкание.

У меня на этот счет есть собственная теория. После трех лет брака по дому ходит: а) просто женщина; б) настоящий друг. Если друг — надо его беречь, уважать и строить с ним совместную жизнь. А если просто женщина — зачем мучиться? Нам же не надо ехать к Папе Римскому разводиться. Пускай теперь ходит по дому другая женщина. Говорю это как холостяк, который прожил долгие годы один.

Я был бы счастлив, если бы прожил с человеком, с которым познакомился в юности. Взрослые дети — это здорово! Но дети получились у меня именно с Таней. Когда мы познакомились, я жил в однокомнатной квартире в Запорожье. Так что наш брак не ради корысти. Когда Таня слышит, что, мол, вышла "за бабки", всегда меня подкалывает: "Да, за твою однокомнатную коммуналку".

В общем, если нет иной, более достойной цели в жизни — флаг в руки, боритесь с комплексами. Тем более что их немало. Самый распространенный среди так называемой элиты — комплекс величия, выросший из комплекса неполноценности.