Украинские компании ищут будущих сотрудников среди талантливой молодежи. А самые продвинутые создают собственные интеллектуальные инкубаторы на базе вузов
23-летний старшекурсник физфака Национального университета Шевченко Кирилл Боханов вряд ли будет работать по специальности. "Я не знаю ни одного предприятия, которому нужны физики, – пожимает плечами студент. – Из 10 физиков-бакалавров 9 человек уехали за рубеж. Я же уезжать не хочу".
В прошлом году Кирилл создал студенческий Центр трудоустройства при альма-матер.
"Я решил, что люди, насилующие свой мозг сложной учебой, должны понимать, ради чего они это делают", – рассказывает он. Сейчас в базе Кирилла Боханова, гордо подающего визитку, на которой он значится как "директор", более полутора тысяч резюме старшекурсников. Достижение студенческой инициативы – 50 трудоустроенных студентов. Сам Кирилл также определился с тем, где хотел бы работать. В октябре он выиграл конкурс "Межкорпоративного университета" – этот проект создан по инициативе компаний МТС, "Вимм-Биль-Дан", "Метро Кэш-энд-Кэрри" и Киевской инвестиционной группы. После обучения по специальной программе 14 студентов из трех вузов – Национального университета им. Шевченко, Киево-Могилянской академии и КПИ – прошли стажировку в компаниях – инициаторах проекта. Студент Боханов поработал в отделе HR в одной из компаний и теперь намерен связать свое будущее с этой сферой. Сотрудничество вузов и работодателей характерно для рынка во всем мире.
"Это топ-тема в области образования во всей объединенной Европе. Так, в 2010 году Европарламент планирует тщательно изучить опыт в этой сфере как стран – членов ЕС, так и стран-партнеров, а лучшие практики поддерживать и тиражировать", – говорит Наталья Емченко, директор по связям с общественностью компании СКМ. Именно эта компания создает информационную площадку, где могут встретиться представители вузов, бизнеса и международные эксперты. Именно по приглашению СКМ Украину посетил профессор Лассад Мезгани из университета Сфаксу (Тунис). В этом вузе для того, чтобы решить проблему с трудоустройством, в 2007 году создали бизнесинкубатор, где студентов разных факультетов обучают предпринимательству. "Так как Тунис в основном развивается за счет малого и среднего бизнеса, выпускники бизнесинкубатора умеют сами создавать для себя рабочие места", – рассказывает г-н Мезгани. Образовательный опыт Туниса взяли на вооружение уже шесть вузов в разных странах.
И сами, и с профессорами
Если для украинских студентов больной вопрос связан с трудоустройством, то для крупных украинских компаний – с поиском кадров. Высшее образование просто не поспевает за требованиями рынка, поэтому для большого бизнеса характерна такая тенденция, как доучивание будущих кадров на базе профильных вузов. Таким путем, например, пошла днепропетровская металлургическая компания "Интерпайп".
"Три года назад мы обнаружили, что в нашем регионе стал падать престиж промышленных профессий, а студенты профильных вузов стали искать себя в других сферах. А те выпускники, которые планировали работать по специальности, оказались недостаточно подготовленными", – объясняет директор по персоналу завода "Интерпайп НТЗ" Инна Косорига. Сейчас в Национальной металлургической академии учится группа "Интерпайпа" из 20 студентов по специальности "металлургия". Инвестируя в талантливую поросль сегодня, компания рассчитывает избежать кадрового кризиса в будущем.
Подобные корпоративные группы уже появляются в разных вузах. Активнее всего такое сотрудничество развито в технических университетах. Именно там создаются центры по подготовке кадров для IT-сферы. Например, в Национальном авиационном университете (НАУ) работают учебные центры Apple, Microsoft, ICAO. "Для того чтобы наше образование было конкурентоспособным, необходимо понимать потребности работодателя. Самый лучший способ – проводить совместные программы", – рассказывает Александр Савинов, директор института последипломного обучения НАУ.
А директор Научно-исследовательского института трудовых отношений Сергей Мельник считает: вполне вероятно, что в Украине появятся свои корпоративные университеты наподобие Motorola University, который готовит кадры не только для внутреннего пользования, но и по заказу других компаний.
Первые среди стажеров
Некоторые компании формируют кадровый резерв не только благодаря плотному сотрудничеству с вузами, но и с помощью так называемых программ для стажеров. Так одной из первых поступила, например, UnitradeGroup, потратив в 2006 году около полумиллиона долларов на разработку программы для обучения стажеров. Сейчас в этой компании работают 14 выпускников программы, в том числе продакт-менеджер, проектные менеджеры, специалист по инвестициям и руководитель гипермаркета электроники City.com. Мобильный оператор life:) тоже не так давно пополнил коллектив за счет стажерской программы, в которой участвовали студенты пяти столичных вузов.
"Участники этой программы прошли тренинги, которые используются в корпорации. Из более чем ста претендентов мы отобрали всего 8", – рассказала начальник отдела по поддержке функциональных групп Департамента управления персоналом компании life:) Наталья Меньщикова. Пилотный проект, по мнению руководства компании, оказался настолько удачным, что новый набор они планирует уже в феврале.
Чтобы быть ближе к студентам, представители аудиторской компании Ernst & Young создали даже страничку в социальной сети "В контакте". При этом они читают лекции в университетах, проводят дни открытых дверей. Такие усилия окупаются сторицей, считает специалист по подбору персонала Наталья Кривцова. В прошлом году, по ее словам, из 300 выпускников удалось набрать 50 новых сотрудников, причем неплохо подготовленных к работе.
"Современные студенты прекрасно понимают, что их образование – это капитал. Для нас важны стажировки, тренинги, мастер-классы. Я, например, активно посещаю сайты по обучению и поиску работы", – рассказывает Фокусу студентка КПИ Алиса Попова. В октябре Алиса прошла стажировку в МТС и, хотя свободных вакансий пока нет, уверена, что ее заметили и обязательно позвонят.
Анастасия Рингис, Фокус