Последние зарубежные турне премьер-министра Украины вызвали замешательство как у восточных, так и у западных соседей. Обтекаемая риторика Виктора Януковича и его противоречивые заявления заставили всех вспомнить несколько подзабытое, но до боли знакомое слово «многовекторность»
Этим термином в свое время любил оперировать экс-президент Леонид Кучма. Балансируя на линии огня Москва-Брюссель-Вашингтон, Леонид Данилович умудрялся своевременно делать реверансы в ту или иную сторону. Похоже, к подобной тактике решил прибегнуть и его бывший протеже Янукович. Благо, поводы посыпались один за другим.
В Россию с любовью
Как и ожидалось, свой первый визит в новой должности премьер совершил в Россию еще 15 августа. Правда, поехал он не в Москву, а в более подходящий для летнего времяпрепровождения город — Сочи. Впрочем, Янукович приехал туда далеко не ради отдыха. Формальной причиной поездки значилось участие в саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), неформальной — налаживание несколько пошатнувшихся украино-российских отношений. Присутствовавшие на мероприятии журналисты отметили, что украинский премьер попытался развеять холодок со стороны Кремля и преобразить его в нечто более продуктивное и теплое. Например, поставки газа по приемлемой для Украины цене. Не забыл он и о конкретных интересах крупного бизнеса. В кулуарах ходили разговоры о том, что выторговав у российского правительства разрешение на прямые покупки голубого топлива для ряда украинских компаний (System Capital Management, к примеру, получила право купить газ на $2 млрд.), Янукович начал возвращать висящие на нем "задолженности" по затратам на его избирательную кампанию.
Что касается непосредственной темы саммита, то председатель правительства РФ Михаил Фрадков предложил своему украинскому визави подумать о вступлении в ЕврАзЭС (пока Киев находится в статусе наблюдателя) и определиться относительно интеграции в рамках Единого экономического пространства (ЕЭС). Впрочем, похоже, что эти вопросы скорее лягут на плечи руководителей экономического блока Кабинета Министров — первого вице-премьера и министра финансов в одном лице Николая Азарова и его единомышленника по вопросам прокремлевской ориентации — министра экономики Владимира Макухи.
Не плюй в Крыницу
Следующий свой визит премьер совершил 7 сентября на экономический форум в польскую Крыницу, где повел себя согласно принципу "если ты в Риме, поступай как римляне". Януковича ожидали в Европе с особым интересом. Исторически сложилось так, что форум в Крынице был излюбленной площадкой украинских оппозиционных сил времен Леонида Кучмы. В 2003 году здесь восторженно встречали "европейскую надежду" Украины — Виктора Ющенко, а в 2005 г. Юлия Тимошенко стала лауреатом премии "Человек года", которую она так и не получила лично. В Украине грянул коррупционный скандал, и лидеру БЮТ стало не до того.
Пикантность же визита в Крыницу украинского премьера состояла в том, что он прибыл на мероприятие, где собралась аудитория, долгое время считавшая его воплощением антидемократических и антизападных сил в Украине. Но, вопреки многим ожиданиям, тактичные поляки принимали Януковича как легитимного главу правительства, занявшего этот пост после победы на демократических выборах. Никаких намеков не звучало ни на официальных встречах, ни в вопросах огромного количества журналистов, собравшихся на пресс-конференции. Янукович отплатил им той же монетой. Такой проевропейской риторики из его уст не приходилось слышать никогда. Выступая без бумажки на пленарной сессии со сложным названием "Европейские вызовы: к вопросу о новой европейской идентичности", Виктор Федорович вспомнил, что курс на евроинтеграцию был избран возглавляемой им Партией регионов еще в 1997 г. Уверив присутствующих, что Украина и дальше будет стремиться в Европу и развивать сотрудничество с НАТО, премьер-министр закончил традиционной фразой, что сначала "нужно построить Европу в Украине".
Красноречивым свидетельством того, что европейцы в своих отношениях к украинскому премьеру будут руководствоваться исключительно прагматизмом, свидетельствовал тот факт, что двусторонняя встреча Януковича и его польского визави Ярослава Качиньского вместо запланированного часа продолжалась почти два. Главной темой обсуждения была возможность запуска трубопровода Одесса-Броды в европейском направлении. Участник правительственной делегации министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко прокомментировал Фокусу результаты переговоров следующим образом: "Едва ли не впервые мы услышали реальную заинтересованность польских коллег в заполнении этого нефтепровода, причем как представителей правительства, так и бизнес-кругов".
По итогам польского визита у многих сложилось мнение, что пророссийская ориентация премьера — своего рода дань восточноукраинскому электорату, а не его внешнеполитический приоритет. Януковича не только вежливо выслушали, но и, казалось, ему поверили. Хотя буквально через неделю все убедились в обратном.
Брюссельская капуста
Во время встречи с генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером 14 сентября украинский премьер расставил все точки над "і" относительно евроатлантических перспектив Украины. После прописанных этикетом расшаркиваний и благодарностей за сотрудничество Янукович перешел к делу. "Мы достигли главного – разделили вопросы касательно членства в НАТО от нормального взаимовыгодного сотрудничества с Альянсом", - заявил Виктор Федорович на заседании комиссии Украина-НАТО. Далее глава правительства объяснил, что он имеет ввиду под таким "разделением". По мнению Януковича вопрос о членстве в НАТО сейчас не стоит, а будет вынесен на общенациональный референдум тогда, когда в нем возникнет необходимость. Но в тоже время украинский премьер решил подсластить пилюлю удивленным представителям альянса заверив, что Украина готова брать участие "в военных операциях осуществляемых НАТО в разных регионах мира". Логика Януковича выглядит более чем удивительно. Ведь многие страны стали членами НАТО именно ради гарантий безопасности, а участие в военных операциях является неприятной платой за эту безупасность. У Виктора Федоровича все получается наоборот: в Альянс мы идти не собираемся, но свих солдат на "натовскую" войну готовы посылать.
И если европейцы выслушав Януковича скромно промолчали, то вернувшись домой премьер оказался под холодным душем критики с Банковой. Там в словах Януковича прочли отказ поддержать План действий по вступлению в НАТО. Однако премьер не растерялся. Для того, чтобы задним числом придать легитимность своему заявлению, он задействовал парламентскую группу поддержки. Буквально накануне его следующего визита в Брюссель, который состоялся 21 сентября, большинство в Верховной Раде проголосовало за постановление "О позиции премьер-министра Украины на заседании комиссии Украина-НАТО".
Возможно, слова Януковича, сказанные в штаб-квартире Альянса, воспринимались бы по-другому, если бы они отображали унифицированную позицию государства. Ведь, согласно Конституции, формирование внешней политики принадлежит к прерогативам Президента. Визуальная многовекторность Януковича, умноженная на отсутствие единого центра принятия внешнеполитических решений вызвала немалое замешательство в дипломатических кругах.
К своему следующему брюссельскому турне Янукович подготовился более основательно. 21 сентября, во время встреч с главой Европейского парламента Йозефом Борелем и председателем Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу Янукович говорил в более предсказуемом ключе. "Украина готова пройти тот путь, который приведет ее к вступлению в ЕС" — заявил он после диалога с главным европейским парламентарием. Для достижения столь глобальной цели премьер готов бросить все силы на борьбу с коррупцией и проведение экономических преобразований. Стратегической перспективой премьер назвал членство в ЕС. Европейцы в долгу не остались. Баррозу, со своей стороны, увидел в лице Януковича промоутера демократических ценностей, открытости и прозрачности.
Ночное рандеву
В очередной раз ошарашив европейцев изменением риторики, Виктор Янукрвич прямо из Брюсселя вылетел в Москву, где его до 10 часов вечера ожидал Владимир Путин. Не известно, о чем российский президент и украинский премьер разговаривали около 4-х часов (в скупом сообщении пресс-службы речь шла о "перспективах двустороннего сотрудничества, в частности в экономической сфере"), но факт и время встречи говорят сами за себя.
Кстати, незадолго до московского визита Виктор Федорович очень осторожно высказался насчет результатов референдума в Приднестровье, который не был признан мировым сообществом. Заверив, что референдум никаким образом не повлияет на украинско-молдавские отношения, премьер все же отметил, что нужно с уважением относиться к волеизъявлению граждан. Янукович как бы давал россиянам понять, что в приднестровском вопросе он не будет стоять на резких прокишеневских позициях. Хотя это мало чем помогло премьеру в его главной проблеме — цене на газ. Встреча Януковича и Фрадкова 22 сентября ограничилась общими фразами об углублении двустороннего сотрудничества. Хотя еще накануне визита в Москву Янукович в неформальной обстановке рассказал о странной схеме украино-российских газовых договоренностей. По словам Януковича, россияне продают Украине газ по 104 доллара в объемах больших нежели нужно Украине. Эту разницу украинцы реализируют по цене 280 долларов за кубометр, за счет чего понижают цену на внутреннем рынке. Хотя сам Янукович не смог спрогнозировать как долго будет работать эта схема. Говорят, что во время визита в Москву Виктор Федорович услышал от стратегических партнеров ряд новых пожеланий, от выполнения которых и будет зависеть цена росийского голубого топлива. А пока многовекторность премьера Януковича так и не принесла украинцас, кроме скандалов, ни одного ощутимого результата.