МИД РФ опроверг заявление шефа британской разведки MI6, который назвал Россию главной причиной начала войны в Ираке
"Заявление, по меньшей мере, у нас вызывает недоумение, если не сказать больше", - заявил официальный представитель внешнеполитического ведомства Андрей Нестеренко.
Руководитель Секретной разведывательной службы Великобритании Джон Соз озвучил свою версию событий на публичных слушаниях, посвященных началу войны в Ираке, которые начались в Лондоне 24 ноября. Соз, который в начале 2000-х годов был советником премьер-министра Великобритании Тони Блэра по иностранным делам, выступил перед комиссией 10 декабря.
По его словам, если бы Россия присоединилась к проекту введения против Ирака "умных санкций" в 2001 году, то военного вторжения в марте 2003 года удалось бы избежать. Соз заявил также, что Россия противодействовала проекту, с которым согласились все остальные члены Собвеза ООН, защищая коммерческие интересы своих компаний и под нажимом иракского правительства.
Как передает Lenta.ru, по мнению Нестеренко, введение "умных санкций" не привело бы к существенному улучшению катастрофического положения иракского населения. Более того, западный проект был направлен, по словам дипломата, на увековечение режима санкций под предлогом того, что Ирак якобы продолжал работы по созданию оружия массового уничтожения.
"При обсуждении иракского вопроса в Совете безопасности ООН мы неоднократно заявляли о том, что Совету нельзя руководствоваться непроверенной информацией о наличии у Ирака оружия массового уничтожения при принятии решения о введении новых санкционных мер", - добавил Нестеренко.
По словам дипломата, Москва неоднократно заявляла, что у нее нет достоверных данных о наличии у Ирака ядерного оружия. "Вместо этого Россия предложила решить проблему по существу - направить в Ирак инспекторов ООН и определиться по результатам их работы", - продолжил Нестеренко. Однако США и Великобритания проигнорировали эти предложения, утверждает он.
В отношении экономических интересов России, которые якобы стали причиной срыва мирного урегулирования иракской проблемы, Нестеренко заявил: "Хотели бы задать ответный вопрос, а какими действительно интересами руководствовались союзники по силам коалиции, начиная войну в Ираке?".