В 2010 году в Украине собираются ввести практику оформления нетяжелых ДТП с помощью так называемых европротоколов, которые участники происшествия могут оформить сами без участия ГАИ
Функции госавтоинспекции в подобных случаях должны выполнять аварийные комиссары страховых компаний.
Как пишет газета "Сегодня", соответствующий законопроект должна вскоре рассмотреть Верховная Рада. Касается он ДТП, в которых не пострадали люди, а сами автомобили застрахованы и после аварии могут ездить (например, помято крыло, разбит бампер). При этом виновный обязан письменно признать свою вину, а все участники ДТП должны быть согласны обойтись без инспектора ГАИ, приезд которого порой приходится ждать 2-3 часа и более. Если же консенсуса нет, все оформляют как и сейчас.
Как сообщила изданию руководитель пресс-службы Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Ольга Стесина, такая практика действует в Европе, а с прошлого года - и в России, и позволяет быстро уладить все претензии. При этом страхкомпания виновного сообщает в ГАИ о страховом случае, чтобы тот, кто повредил чужое авто, был наказан штрафом.
В ГАИ, как отмечает газета, нововведение восприняли на ура. "Если такой закон примут, инспекторы смогут быстро успевать на тяжелые ДТП, где есть погибшие или раненные и наша помощь нужна намного больше, а с побитым "железом" пусть разбираются страхкомпании", - сказала руководитель пресс-службы Департамента ГАИ МВД Нина Хмелевская.
Юрист, специализирующийся на вопросах ДТП, Алексей Святогор напомнил, что и сегодня водители имеют право обходиться не только без ГАИ, но и без страхкомпаний. "Пункт 2.11 Правил дорожного движения гласит, что если потерпевших нет, машины на ходу, а водители согласны, кто виноват, они могут сами составить схему ДТП, подписать ее и завезти на ближайший пост ГАИ. Допускается ее оформление в присутствии представителей страхкомпании, если машины застрахованы. Но таких случаев мизер, все ждут ГАИ", - рассказал Святогор.
В то же время, как отмечает издание, водители к новшеству относятся с опаской. "Я согласен обойтись без ГАИ, но должен быть хотя бы аварийный комиссар моей страхкомпании, без него я ничего не подпишу", - рассказал водитель с 20-летним стажем Петр Дидык.
"Буду ждать инспектора в любом случае. Может быть так: сегодня водитель, который ударил мое авто сзади, признал свою вину. А завтра после разговора с юристами своей страхкомпании он начнет утверждать, что я резко затормозил и у него не было возможности избежать столкновения, мол, виноваты оба. Доказать что-то будет сложно, пусть решает ГАИ на месте", - заявил газете водитель Алексей Колодяжный.