Разделы
Материалы

Спрос на персонал за год снизился в 2,5 раза, - обзор

При уменьшении числа вакансий в 2,5 раза в 2009 г. по сравнению с 2008-ым, объем поступающих резюме увеличился в среднем на 62%

Об этом говорится в итоговом обзоре рынка труда за 2009 г. от HeadHunter (hh.ua), которым располагает focus.ua.

Динамика новых вакансий

2009 г., прошедший под лозунгом экономии и оптимизации для многих компаний, показал равномерный приток вакансий на рынок труда "белых воротничков".

Всплеск найма персонала был отмечен только весной. Наибольший рост предложений зафиксирован здесь в направлении Продаж (+22% в марте по отношению к февралю, что почти в два раза больше, чем в среднем по порталу в этот период).

По сравнению с периодами прошлого года на рынок труда в 2009 г. поступило в 2,5 раза меньше вакансий от компаний-работодателей.

Несколько лет подряд до 2009 г. первенство по объему предложений занимала область "ИТ/Интернет/Телеком". Но потребности компаний в 2009 г. по-иному расставили акценты на рынке труда. В 2009 г. безусловным лидером среди всех профессиональных областей по объему предложений стала область "Продажи", с каждой пятой вакансией на рынке труда.

Динамика новых резюме

При уменьшении числа вакансий в 2,5 раза в 2009 г. по сравнению с 2008-ым, объем поступающих резюме увеличился в среднем на 62%. Зазор между спросом и предложением начал расти в конце лета 2008 г., когда количество вакансий на рынке труда "белых воротничков" равнялось количеству предложений от самих кандидатов. "Ситуация при которой работодатель в целом получает относительно небольшой конкурс на вакансии и испытывает объективный дефицит специалистов по целому ряду позиций. На протяжении всего 2009 года соотношение спроса и предложения (конкурс на вакансии) было стабильно выше, чем в предыдущие несколько лет. И тенденция пока сохраняется", - комментируют ситуацию на рынке труда в HeadHunter.

Динамика по новым резюме больше не достигала пиковых показателей, отмеченных в конце 2008 г. в связи с массовыми сокращениями и увольнениями в компаниях. Это говорит о том, что компании в целом больше не прибегали к радикальным действиям в вопросе оптимизации численности сотрудников. Большинство же вакансий (порядка 65%) были связаны с замещениями сотрудников, до 15% составили вакансии так называемого внешнего кадрового резерва, а 20% - новые позиции.

Отклики на вакансии

Количество откликов кандидатов на открываемые вакансии в 2009 г. увеличилось по сравнению с первым полугодием2008 г. почти в 4 раза и в целом сохранялось на одном уровне на протяжении всего года.
Наиболее активный интерес кандидаты проявляли к вакансиям в направлениях "Бухгалтерия/Финансы", "Маркетинг/Реклама/PR", "Юристы", "Закупки" и "Административный персонал". Наименее активный – "Медицина/Фармацевтика", "ИТ/Интернет/Телеком", "Страхование" и "Производство".
Высокие показатели откликов на вакансии в 2009 г. разочаровали многих украинских кандидатов. Но стоит отметить, что в России показатель откликов на вакансии традиционно в среднем в три раза выше, чем в Украине.

Предлагаемые зарплаты

Один из наиболее сложных вопросов для внешнего анализа. В 2009 году количество компаний, которые сообщают хотя бы о "вилке" предлагаемой заработной платы в открытых источниках, уменьшилось. Так, осенью 2008 года порядка 30% вакансий содержали информацию о зарплате, осенью 2009 года - уже менее 20%. Для примера, в России этот показатель равен 65%, в Великобритании – 90%. Среди причин такой закрытости украинские компании отмечают конкурентную политику, желание привлечь отклики разного уровня кандидатов и "серые" выплаты сотрудникам.

В 2009 г. даже те немногочисленные вакансии, в которых указывался уровень заработной платы, отражали ее преимущественно в гривнах (70% по сравнению с 25% в 2008 г.).
Сравнение уровня ожидаемых и предлагаемых заработных плат показывает, что в среднем кандидаты ожидают на 20% больше, чем им предлагают работодатели. И даже в 2009 г. больше половины из них указывают ожидаемую зарплату в долларах.

В среднем по наиболее популярным позициям уровень предлагаемой заработной платы кандидатам в гривнах повысился на 10-15% в гривнах с начала 2009 года.

Сферы бизнеса активные в рекрутменте в конце 2009 г.

На основе информации о приобретении услуг HeadHunter (hh.ua) работодателями (доступ к базе данных резюме кандидатов, публикация вакансий, различные формы рекламы компаний-работодателей) мы определили наиболее активные в поиске персонала сферы бизнеса в конце 2009 года.

Первенство – у сферы розничной продажи и дистрибуции товаров широкого спроса и продуктов питания (14%). Затем следуют промышленное производство (12%) и производство продуктов питания (11%). На четвертой позиции – банковские и инвестиционные компании, которые, несмотря на непростую ситуацию в своей сфере, продолжают инвестировать в рекрутмент (10%).