Разделы
Материалы

К концу нового года каждый 12-й интернет-пользователь станет клиентом online-магазинов. Прогноз Фокуса

Трендом-2010 станет повальный выход в сеть крупных ретейловых сетей, маркетов электроники и аптек

"Среда. 8.30: такси, заказанное на taxi.uaportal.com. 12.00: офис, доставка обеда с www.sushi-ya.com.ua 17.00: там же, доставка нового ноутбука с rozetka.com.ua. 21.00: кинотеатр, билеты забронированы через liniakino.com". Примерно так к концу 2010 года будет расписан день каждого сотого украинского горожанина, убеждены участники рынка интернет-продаж. Меняться могут адреса сайтов, на которых делаются заказы, но количество желающих купить товар или услугу в сети будет расти. Без фанатизма, но регулярно приобретать продукты или подарки, заказывать развлечения, оплачивать услуги или бронировать билеты online к концу 2010-го будет каждый двенадцатый интернет-пользователь.

Между тем еще в прошлом году отечественная интернет-коммерция переживала не лучшие времена, и объем платежей сокращался. По оценкам экспертов Фокуса, в 2009-м средний размер чека за услуги в сети составлял $10–12, а за товары – $30–60, тогда как в 2008 году средняя сумма за сервисы достигала $12–30, а за товары –$40–100.

Но в наступившем году есть все предпосылки для форсирования отечественной web-индустрии. По данным исследования компании Gfk Ukraine, проведенного осенью 2009 года, уже более 8 млн. украинцев являются пользователями интернета. Увеличивается ассортимент услуг и товаров, которые можно заказать онлайн. "К прошлому декабрю все виды торговли обратили внимание на интернет. Появились виртуальные площадки, которые раньше вообще не были представлены во Всемирной паутине: ювелирные магазины, бутики, торгующие предметами роскоши. Более разнообразным стал выбор услуг через сеть", – рассказывает директор компании "Юником Системс" Павел Сиделев. Например, среди новых сервисов – заказ такси онлайн. Указав маршрут и мобильный телефон, пользователь сайта просто ждет, пока операторы нескольких служб обработают web-заказ. Это экономит время, которое люди проводят "на трубке" при традиционном заказе по телефону. Другой интересной для массовых заказчиков услуг стала удаленная покупка товаров для дома. Крупные магазины начали принимать заказы на продукты и бытовые товаров через свои сайты. Но трендом-2010 станет повальный выход в сеть крупных ретейловых сетей, например, маркетов электроники или аптек. Уже с конца 2009 года они адаптируют свои сайты к уровню интернет-магазинов.

"Основным недостатком наших интернет-магазинов является региональность. 90% украинских веб-маркетов работают только в регионе, где расположена сама компания. Нельзя заказать товар в Киеве из Донецка", – сокрушается г-н Сиделев. Исправить ситуацию должны всеукраинские курьерские службы, которые позволят львовянам заказывать подарки на одесских порталах, а жителям Харькова – выбирать сувениры в лавках Ивано-Франковска. По информации Фокуса, в 2010 году в стране заработают не менее двух подобных курьерских фирм.

Маргарита Ормоцадзе, Фокус