Разделы
Материалы

Следуй за френдом, делись ссылками. Социальные сети в 2010-м, - обзор Фокуса

Самой посещаемой в Украине социальной сетью остается российская "ВКонтакте". Однако среди тех, кому хочется расширить географию общения, все более популярными становятся Facebook и Twitter

"Не помню, зачем именно я завела аккаунт на "Фейсбуке". Кажется, прочитала в каком-то блоге это название и решила проверить, что же это такое, – рассказывает продюсер киевской продакшн-студии Adrenalin Brothers Катерина Галицкая. – А когда я при регистрации ввела свой e-mail, мне тут же добавились в друзья иностранные коллеги, так что забросить аккаунт не представлялось возможным". Дело было в конце 2007 года. В мире Facebook как раз стремительно набирал популярность, а у нас им пользовались единицы.

С тех пор Facebook успел стать самой популярной социальной сетью в мире, сегодня количество его пользователей составляет более 350 млн. Сейчас в Украине этим сервисом пользуются около 50 тыс. человек, и эта цифра стремительно увеличивается.

Похожая ситуация сложилась с еще одним популярным в мире ресурсом – Twitter. В 2009 году эта сеть стала третьей самой посещаемой в мире, и прирост ее аудитории составляет более 200% в год. В Украине, если верить исследованиям Yandex по украинской блогосфере, аудитория Twitter тоже растет: с 5 тыс. пользователей в июне 2009 г. до 16 тыс. уже в ноябре.

Человек человеку – друг

"На "Фейсбуке" никто не общается, но все друг друга френдят, – уверен инженер и web-дизайнер Антон Толчанов, который и сам оставляет записи раз в полгода, когда собирается ехать в другую страну. – Но ты знаешь, что у тебя есть способ сконтактировать с человеком. То есть e-mail и жежеэшные ники все меняют, а в "Фейсбуке" все понятно", – уточняет Антон.

"Все понятно" – потому что большинство пользователей сети зарегистрированы там под настоящими именами. При этом география гораздо шире, чем в более локальных "ВКонтакте" или "Одноклассниках.ру". Facebook помогает поддерживать контакт с друзьями, которые разъехались по ближним и дальним зарубежьям, – замечает Катерина Галицкая, и добавляет: – Впрочем, и с теми, кто живет на другом конце города". К тому же такой контакт получается более неформальным, человеческим. "Мы с коллегами даже завели страничку нашей компании на "Фейсбуке", – рассказывает Галицкая. – Складываем там фотографии со съемок, отмечаем моменты из жизни офиса. Это не так серьезно, как на официальном сайте, кроме того можно получить какие-то забавные комментарии от коллег и клиентов".

Таким же образом, как Катерина Галицкая с коллегами, поступают и многие другие организации. На Facebook они выкладывают свои новости и анонсируют события. "Я являюсь "поклонником" множества музыкальных исполнителей, кинофильмов и киноперсоналий, а также ряда политиков и читаю новости о них непосредственно через "Фейсбук", – объясняет журналист Олег Пучко. – Для меня лично очень удобно".

Коротко и ясно

С 2006 года на Facebook появилась еще одна удобная функция: трансляция в фейсбуковскую новостную ленту, или "Стену", сообщений из Twitter. Этот сервис, придуманный американцами Джеком Дорси, Эваном Вильямсом и Айзеком "Бизом" Стоуном, позволяет создавать короткие записи, не длиннее 140 символов, и выкладывать онлайн с мобильного телефона.

"Периодически у меня в голове возникают очень глупые мысли, которыми мне хочется поделиться с миром", – говорит инженер из компании "МТС" Дмитрий Петров. Желание делиться с миром стало одной из причин, по которой полтора года назад он завел аккаунт на Twitter. Теперь он пишет в среднем раз-два в неделю. "Но иногда меня прорывает и на четыре раза в день", – делится Дмитрий.

Катерина Галицкая зарегистрировалась на Twitter около года назад. "Но все никак не могу определить для себя, зачем вообще такая штука нужна, – говорит она. – Все-таки формат "поспал-покушал-посмотрел в окно" мне не особо близок". Если же Катерина изредка что-то и записывает, то подслушанные или вырванные из контекста фразы, иногда – цитаты и забавные факты, которые хотелось бы запомнить. "В общем, все то, для чего жалко отдельной записи в блоге", – резюмирует она.

Для похожих целей Twitter использует большинство зарегистрированных в нем юзеров, среди которых много звезд. Микроблоги есть у актера Эштона Катчера, певицы Бритни Спирс, телеведущей Опры Уинфри. "Я знал, что у любимых мною знаменитостей вроде Дэвида Линча, Стивена Фрая, Диабло Коуди и Ричарда Келли есть аккаунты в этой сети, и мне захотелось знать об их житье-бытье из первых рук", – рассказывает о главной причине своего появления на Twitter Олег Пучко. И теперь не жалеет: звезды действительно становятся ближе и выглядят проще. "Тот же Дэвид Линч в своем аккаунте, например, не объясняет значение "Внутренней империи", а публикует метеосводки из Лос-Анджелеса", – говорит Олег.

Одной из первых отечественных знаменитостей, кто завел аккаунт на Twitter, стал Святослав Вакарчук. "Я, если честно, не писатель, скорее – читатель. Поэтому "Твиттер" для меня – наиболее оптимальный вариант. Я пишу то, что меня тронуло, вызвало эмоцию, насмешило. Делюсь ссылками", – рассказывает музыкант.

Возможность делиться ссылками – вообще одно из главных достоинств Twitter. "Например, компания вроде Pixar не все публикует на официальном сайте. Зато если что-то происходит или появляются учебные материалы, эти ссылки появляются на твиттеровских аккаунтах сотрудников", – говорит инженер Алексей Бойко, занимающийся еще и 3D-моделированием. Аккаунт на Twitter у него появился тогда же, когда появился сам Twitter. Но делать записи он не торопится. "Я использую "Твиттер" как ресурс, который позволяет мне быть в курсе", – формулирует он свою позицию. И под ней смогли бы подписаться, пожалуй, многие украинские пользователи и Twitter, и Facebook.

Юлия Куприна, Фокус