Разделы
Материалы

Львиная доля

Заголовки российских СМИ сразу после закрытия 64-го Венецианского кинофестиваля оптимистично сообщали: «Никита Михалков получил «Золотого льва». С ними контрастировали сообщения зарубежных информагенств: «Фильм Энга Ли стал неожиданным победителем фестиваля». Последнее утверждение — ближе к истине

Нынешний форум отличался от прежних тем, что в его жюри заседали сплошь именитые режиссеры: Чжан Имоу, Катрин Брейя, Джейн Кэмпион, Эмануэле Криалезе, Алехандро Гонсалес Иньяриту, Ферзан Озпетек, Пол Верхувен. Они-то и наградили ленту Михалкова "12" специальным "Золотым львом" с формулировкой: "Мы с восхищением признаем блестящее мастерство Никиты Михалкова. Его новый фильм — очередное подтверждение его таланта с гуманизмом и пониманием исследовать всю сложность человеческого бытия".

Отсюда вывод: тема загадочной русской души, так хорошо дающаяся Никите Михалкову, по-прежнему волнует мировую общественность. Но не так остро, как прежде.

Мексиканец Алехандро Гонсалес Иньяриту признался в интервью Фокусу, что искренне не желал бы вновь очутиться в жюри киносмотра:

— Это безумно изматывающее занятие — вершить судьбы коллег. Лично у меня было несколько фаворитов, — сказал Алехандро, — но их картины очень отличаются друг от друга, хороши по отдельным критериям. Собственно, так думали и другие члены жюри, поэтому мы и решили отметить наградами больше фильмов, чем обычно.

Золото Венеции
Воистину соломоново решение. В результате, на сцену Palazzo del Cinema пролился золотой дождь. Разумеется, публика заметила, что не все кинодеятели, отмеченные наградами, их достойны, и с наслаждением освистала присуждение Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль (в фильме "Убийство Джесси Джеймса трусом Робертом Фордом") Брэду Питту.

Зато кинозвезду радостно приветствовала толпа фанаток перед премьерой. Когда Питт раздавал автографы, одна из поклонниц ухватила его за волосы. Секьюрити отреагировали мгновенно — Брэда увели, зеваки остались без автографов и фото на память, охрана вокруг Palazzo была удвоена. К чести актера, на церемонию награждения он не явился, спешно отбыв на кинофестиваль в Торонто.

Больше повезло Кейт Бланшетт. Пресса и гости фестиваля горячо приветствовали ее награждение Кубком Вольпи. В фильме Тода Хэйнса "Меня там нет" актриса, наряду с пятью актерами-мужчинами, сыграла одну из ипостасей… Боба Дилана. Критики в шутку предложили вручить ей приз за лучшую мужскую роль. Подыграв им, получать награду за Бланшетт вышел актер Хит Леджер — в полосатых носках, шортах и котелке — чем немало повеселил публику.

Крах слухов
За час до награждения ходили слухи, что венецианское "золото" достанется Брайану де Пальме, а "серебро" отдадут Никите Михалкову. Они не оправдались. В итоге, когда Пол Верхувен объявил о вручении специального приза россиянину за фильм "12", лицо Михалкова отразило сложную гамму чувств. Вернее сказать, режиссер расстроился. Мэтра можно понять: картина-то за день выбилась в фестивальные лидеры! И, хотя кое-кто из критиков и упрекал ее в излишнем пафосе, могла быть оценена гораздо выше.

"Серебряный лев" достался Брайану Де Пальме. Его картина "Исправлено цензурой" с начала кинофорума претендовала на победу. Кино псевдодокументальное, состоит сплошь из несуществующих видеопосланий американцев, воюющих в Ираке. Однако преднамеренная фальсификация, как ни странно, не повредила правде жизни, напротив — сделала ее в фильме еще выпуклее и жестче.

Газетчики в шутку сетовали: жаль, что на фестивале нет тотализатора — вокруг главной интриги конкурса его организаторы могли бы неплохо заработать. Китайцу Энгу Ли, живущему и работающему в Америке, многие прочили победу. Но не все верили, что она возможна. Уж очень необычный фильм привез в Венецию Ли, автор скандальной "Горбатой горы". "Порочная связь" вместила в себя не только историю Китая времен второй мировой, но и эротические сцены, которые пришлись бы по вкусу маркизу де Саду. Злые языки толкуют, что победой Энг Ли обязан своему земляку, китайскому режиссеру Чжану Имоу. Автор "Дома летающих кинжалов" возглавил в этом году фестивальное жюри. На финальной пресс-конференции Имоу так оправдал свое и коллег решение: "Выбирать победителя было крайне сложно. Приз мы решили дать фильму действительно хорошего качества".

Разрушение Palazzo
Светские мероприятия фестиваля, и прежде не слишком помпезные, в год 75-летнего юбилея Венецианского форума показались многим аскетичными. Гала-ужин Никиты Михалкова поразил скромностью и чинностью. Настроенных на шик и блеск гостей фестиваля огорошил и внешний вид главного фестивального здания, соседствующего с красной дорожкой. Белоснежная стена Palazzo была пробита огромной чугунной гирей, вокруг которой живописно рассеялся строительный мусор. Ночью на гире светилась юбилейная дата — 75. Столь "увесистый" подарок фестивалю сделал известный итальянский дизайнер Данте Ферретти. Скорее всего, надоумил его на это директор фестиваля Марко Мюллер. В нынешнем году он уже пригрозил покинуть пост, если кинофоруму не предоставят новую площадку. Два года назад был объявлен конкурс на дизайн и строительство современного Дворца кино, победителя выбрали, но с мертвой точки дело не сдвинулось.

Неужто Мюллер и в самом деле хлопнет дверью? Для российского и азиатского кино это будет большой потерей. Марко, как известно, питал к ним слабость.