Продажи музыкальных дисков стремительно падают, и отечественным музыкантам приходится искать другие пути для саморекламы. Самые продвинутые перемещаются в интернет
В мировой практике первыми среди самых прогрессивных стали музыканты британской команды Radiohead. В 2007 году они выложили на официальном сайте свой седьмой альбом In Rainbows для свободного скачивания. При этом фанам предлагалось самим решать, сколько платить за пластинку. В итоге за первый месяц альбом скачало около миллиона пользователей, и примерно 40% за это заплатили. Группа заработала в сети порядка $3 млн., а затем выпустила традиционный диск.
С тех пор продажи дисков в мире продолжали падать, и примеру британцев последовали другие музыканты. Западные исполнители если и не размещают в сети альбомы полностью, то устраивают интернет-презентации или на какое-то время открывают доступ к трекам, как поступили в мае прошлого года британцы Placebo с альбомом Battle for the Sun.
Нелегкие времена переживает и отечественная звукозаписывающая индустрия. Прибыли от продажи альбомов не получают ни сами артисты, ни студии, которые их выпускают. Поэтому в прошлом году музыканты начали перемещаться в виртуальное пространство. В мае 2009-го команда "Танок на майдані Конго" выложила на свой сайт альбом "ReФорматЦія-2.2". В октябре их примеру последовала группа из Ровно "Брем Стокер". В конце декабря альбом "Рецепт" разместила в сети группа "Крихітка", а к Новому году в свободном доступе появилась свежая пластинка "Опір Матеріалів" от команды "Тартак".
Сеть в помощь
Впрочем, от выпуска традиционных дисков ни зарубежные, ни отечественные музыканты отказаться полностью пока не готовы. "Нас многие слушают в машинах", – называет одну из причин солистка "Крихітки" Саша Кольцова. Правда, на прибыль от продаж дисков украинские музыканты особо не рассчитывают. Например, денег, которые группа получила от продажи предыдущего альбома "На першому місці", не хватило бы даже на запись еще одной пластинки, делится Кольцова.
Ее слова подтверждает и статистика рекординговых компаний. Как отмечают в компании Lavina Music, прибыль от продаж CD на территории Украины сегодня стремится к нулю. "Времена, когда мы продавали по 100 тысяч дисков известного исполнителя в течение первого дня, ушли в прошлое, – говорит директор Lavina Music Эдуард Клим. – Если у топовых суперизвестных артистов сегодня со старта продается тысяч пять дисков, это очень хорошо. А раньше мы даже не рассматривали варианты покупки прав на альбомы, которые можно продать тиражом 10 тысяч экземпляров. У нас первая планка была 50 тысяч".
Еще пару лет назад отечественные артисты могли рассчитывать на золотые и платиновые диски, однако сейчас ситуация радикально изменилась. "На сегодняшний день все переместилось в сферу цифрового контента", – утверждает Эдуард Клим.
Вместе с тем постоянно растут продажи рингтонов, кроме того, артисты по-прежнему могут заработать на коммерческих концертах. И вот тут альбом, размещенный в свободном доступе в интернете, служит неплохой рекламой. "Чем доступнее будет наша музыка слушателям, тем больше людей придет на концерты "Крихітки", и наш опыт показывает, что интернет-распространение этому способствует", – отмечает Саша Кольцова.
Не корысти ради
Размещая музыку в сети, артисты оставляют поклонникам возможность заплатить за ее прослушивание, однако на особую прибыль не рассчитывают и тут. "Лично я не верю в то, что в нашей стране такая система вознаграждения может быть эффективной", – говорит фронтмен "Тартака" Сашко Положинский. И хотя его команда от такого варианта не отказалась, практика доказывает правоту музыканта. "Насколько мне известно, понемногу деньги на счет поступают, но их не хватает даже на то, чтобы покрыть все расходы на интернет-хостинг, – рассказывает он. – А некоторые "платежи" вообще оскорбительны – бросают по 12–15 копеек. Мы же все-таки не нищие! Не нравится альбом – не плати. Нравится, но не можешь или не хочешь платить, и не надо! Главное, чтобы слушал – для этого мы его и выложили".
Подобной логикой руководствуется большинство музыкантов, переместившихся в сеть. При этом многие заодно уходят и от крупных рекординговых компаний, благодаря чему сохраняют за собой авторские права. "С одной стороны, лейблы стараются забрать все права – от права петь собственные песни и делать на них ремиксы до прав издавать песни в сборниках и отдавать в эфир. Но в то же время компании не в состоянии инвестировать в рекламу альбомов, не могут донести украинскую музыку до слушателя", – жалуется на отечественные реалии Саша Кольцова. И тут же приводит конкретный пример: "Вы когда-нибудь слышали музыку украинских групп "Воанергес", "Ю.Ра", "Аби МС"? У всех этих групп действующий контракт с лейблом, который успешно похоронил их альбомы, забрав права, а без них музыканты не могут работать самостоятельно".
С нежеланием рекординговых компаний вкладывать деньги в рекламу и раскрутку столкнулись и музыканты из "Тартака". Так и не получив внятного ответа на вопрос о будущем альбома "Опір Матеріалів", группа решила, что лучше выложить его в интернет. "Пусть люди качают и слушают, – объясняет Положинский, – по крайней мере, теперь все права принадлежат исключительно нам самим". Учитывая, что в последнее время в Украине активизируется борьба за защиту авторского права, то, возможно, как раз за такими вариантами будущее, делает оптимистичный прогноз музыкант.
Юлия Куприна, Фокус