Землетрясение на Гаити запомнится не только своей разрушительной силой, но и провалом спасательной миссии: в стране царит хаос и орудуют банды мародеров
Конор Шапиро, генеральный директор госпиталя Святого Бонифация, расположенного в 65 милях от столицы Гаити Порт-о-Пренса, в момент землетрясения был на работе. Но его беременная жена Лизе и шестилетняя дочь находились в столице. Шапиро, как и многим сотрудникам госпиталя, пришлось понервничать, прежде чем они узнали о судьбе своих родных: дороги и мосты по направлению к Порт-о-Пренсу были разрушены, и добраться до города оказалось непросто. Дом Конора Шапиро в районе Делмас, одном из наиболее пострадавших от землетрясения, превратился в руины.
"По всему городу на улицах лежали погибшие, а те, кто уцелел, бесцельно бродили по городу, – рассказывает он в своем блоге. – То и дело люди начинали паниковать, и эту массовую истерию невозможно было остановить. В городе не было ни спасателей, ни медиков. Все, что я увидел, повергло меня в шок. Столько нуждающихся, раненых, а помочь им нечем".
Шапиро повезло: его семья не пострадала. Ему удалось вывезти жену и дочь из разрушенного города. Теперь он надеется эвакуировать их в США и ежедневно пишет в своем блоге просьбы тем, кто может помочь связаться со спасателями и направить в госпиталь вертолет: медикаментов, воды, продуктов и топлива для электростанции не хватает. Но военных пока не видно. Сотрудники госпиталя сутками принимают беженцев. Отчаявшиеся дождаться помощи в городе, задыхающемся от трупного запаха, люди готовы идти пешком десятки миль, чтобы найти приют у родственников в отдаленных селах. Те, кто остается в Порт-о-Пренсе, спят на улицах в импровизированных палатках – заходить в уцелевшие здания они боятся.
Не облегчают ситуацию и местные обычаи. Главный жрец вуду Макс Бовуар недавно призвал президента страны Рене Перваля прекратить массовые захоронения. Дело в том, что половина гаитян придерживается древнего культа вуду, что не мешает им быть прихожанами католической церкви. Но местное население верит в зомби и опасается, что похороненные в братских могилах могут однажды восстать из мертвых.
Своими силами
Пока мировые державы рапортуют о решении выделить миллионы в помощь гаитянам, сами местные жители и журналисты, освещающие трагедию, говорят о том, что спасателей на улицах почти не видно. Первое время гаитянам приходилось разгребать завалы и хоронить погибших голыми руками. Спустя пять дней после трагедии, по данным Красного Креста, живыми из-под обломков вытащили всего 70 человек. И это при почти двух тысячах пребывающих на острове спасателей. Телерепортеры рассказывали о том, что команды спасателей работают преимущественно в тех районах, где стояли гостиницы, супермаркеты и находились различные миссии. До бедных районов помощь не доходит. Затрудняют передвижение и узкие улочки. В столице практически не осталось уцелевших зданий, разрушен президентский дворец.
Медикам и спасателям рекомендовали не выходить в город без сопровождения военных. С одной стороны, представителей Совбеза ООН можно понять: в городах бесчинствуют банды мародеров, местные власти не досчитались нескольких тысяч заключенных после того, как две тюрьмы Порт-о-Пренса были разрушены в результате землетрясения. Криминогенная обстановка в отдельных районах столицы и раньше была напряженной. Теперь в городе никто не может навести порядок: в ответ на грабежи и насилие отчаявшиеся горожане зачастую сами вершат правосудие. Полиция Гаити пытается бороться с нарушителями, но в разрушенном городе восстановить порядок невозможно. Так что если поисково-спасательные работы и ведутся, то только днем – по ночам на улицах оставаться крайне опасно.
Врачи настолько напуганы, что готовы бросить раненых и под прикрытием военных выехать из города в безопасное место. Именно о таком случае рассказывает телевизионная группа CNN. Когда военные эвакуировали бельгийских медиков из полевого госпиталя, в автобусе ООН уехали не только врачи, но и медикаменты. Репортеры провели возле раненых ночь. На госпиталь тогда, к счастью, никто не напал, поэтому необходимость срочной эвакуации медперсонала так и осталась под вопросом.
На сайте Би-би-си можно послушать репортаж о том, как люди вынуждены ночевать в больнице среди погибших. По словам корреспондента Мэтью Прайса, врачи просто не в состоянии оказать помощь – у них нет медикаментов. Корреспондент рассказывает о маленькой девочке по имени Делия, которая лежит в госпитале с открытым переломом обеих ног и травмой черепа, но в этих условиях хирургическая операция невозможна.
Кому война
В эти дни даже раздача гуманитарной помощи может оказаться небезопасным занятием. Люди дерутся за бутылки с водой, отбирают друг у друга пакеты с детской одеждой и продуктами. Выжившие после землетрясения страдают от голода и отсутствия воды, не говоря о тех, кто умирает, не дождавшись медицинской помощи. Обстановка настолько напряжена, что когда благотворительная организация "Еда для бедных" собралась раздавать рис и бобы, то местные жители решили не испытывать судьбу и отправили за продуктами детей и стариков – чтобы лишний раз не раздражать военных.
Генсек ООН Пан Ги Мун заявил, что организация обеспечит продовольствием 2 миллиона жителей Гаити. Он также рекомендовал на 3,5 тысячи увеличить присутствие военных на острове. А американское правительство поручило контроль над спасательной операцией Пентагону.
Гаитяне недовольны тем, как ведет себя руководство страны и возглавляющие операцию американцы. Президент Преваль появляется в столице только для того, чтобы сделать заявление для прессы, а остальное время практически не покидает своей виллы у моря. Зреет скандал и вокруг столичного аэропорта. Американские военные взяли принятие гуманитарных грузов под свой контроль и в одностороннем порядке решают, разрешать посадку прибывающих на Гаити самолетов или нет.
Критики международной политики Белого дома называют эту операцию реваншем, ведь долгие годы для США одна из беднейших стран мира была постоянной головной болью. По некоторым данным, в стране проживает более миллиона человек. На пляжи Майами то и дело выбрасывает останки несчастных, которые бегут с острова в надежде добраться до земли обетованной. Но для многих гаитян, как и для сотен африканских беженцев, штурмующих европейские берега, морское путешествие оказывается последним в жизни. Президенту Бараку Обаме, возможно, в ближайшие дня придется подумать о предоставлении временного убежища пострадавшим от землетрясения, а также об особом статусе беженцев, предоставлении им работы и жилья. Пока, помимо военного контингента, США направили сюда $100 млн. и пообещали, что созданный фонд помощи Гаити будет пополняться в течение года. О решении выделить свыше 100 млн. евро на восстановление заявил и Брюссель. Кроме того $100 млн. Гаити пообещал глава Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан. Столько же на ликвидацию последствий катастрофы направит Всемирный банк.
Тем, кто готов помочь пострадавшим на Гаити, предлагают перечислять деньги известным организациям вроде Красного Креста. ФБР просит интернет-пользователей осторожно относиться к любым подобным просьбам со стороны, чтобы не стать жертвой мошенников, желающих нагреть руки на чужой беде.
Однако многим гаитянам международная помощь уже не понадобится. Если в первые дни трагедии заявляли о 50 тысяч погибших, то спустя неделю цифра подскочила до 200 тысяч. Теперь говорят о полумиллионе человек, которых так и не удалось спасти.
Яна Седова, Фокус