Проблема не в деньгах или оружии: почему арабские армии такие неэффективные, — The Economist
Совокупные расходы арабских стран на Ближнем Востоке достигают 120 млрд долларов в год, однако неоднократно боевое применение армий было провальным.
Во время ракетно-дронового удара Ирана по Израилю страны Ближнего Востока помогли отразить атаку за что получили много положительных комментариев, однако их армии обычно не так эффективны. Об этом сообщает The Economist.
Арабские страны неоднократно показывали свою плохую военную репутацию. В войне против Израиля они неоднократно были унижены. Одним из последних примеров является ввод войск Саудовской Аравии в Йемен при поддержке США. Однако операция быстро завязла.
Проблема со странами Ближнего Востока не в отсутствии средств или вооружения. Совокупные военные расходы шести стран Совета сообщества Персидского залива, а также Египта и Иордании достигают 120 млрд долларов в год. Для сравнения европейские страны НАТО имели бюджет в 380 млрд долларов в 2023 году.
Египет и Иордания являются одними из крупнейших получателей американской военной помощи, около 1,7 млрд долларов в год. Однако часто страны напрасно тратят средства, например, на истребители, плохо приспособленные к асимметричным угрозам. По словам Андреаса Крига из Королевского колледжа в Лондоне, контракты обычно подписываются для получения влияния на западные правительства. Например, закупка Катаром F-15, Rafale и Typhoon сохранила благосклонность в Вашингтоне, Париже и Лондоне соответственно.
Часто из-за акцента на авиации страдают Сухопутные и Военно-морские силы. Обычно флот сосредоточен на береговой обороне, хотя они зависят от доступа к коммерческому судоходству. Также не хватает датчиков предупреждения и перехватчиков. Обычно страны Ближнего Востока полагаются на флот США и Великобритании.
Что важнее, что арабские армии в целом отражают авторитарные неврозы своих правителей, пишут в издании. Военные командиры не хотят предоставлять рядовым солдатам независимость и свободу воли, необходимые для общевойсковых операций, как принято на Западе. Тренировочные упражнения часто мало похожи на реальность боя, замечает Криг. Арабские армии также рассматриваются как преторианская гвардия. 130-тысячная Национальная гвардия Саудовской Аравии является силой личной защиты правящей семьи. В Египте армия управляет разветвленной коммерческой империей, которая занимается всем: от курортов до строительных фирм.
Есть примеры эффективных армий. ОАЭ и Иордания имеют боеспособные и профессиональные армии, особенно спецподразделения и пилотов. В 2015 году спецподразделение Эмиратов совершило сложное десантное нападение на портовый город Аден, что поразило западных наблюдателей. В итоге арабские страны плохо доверяют друг другу, но время от времени они сотрудничают вместе. Примером является отражение удара Ирана на Израиль. Правительства надеются, что их инвестиции в авиацию и технологии позволят диверсифицировать доходы в экономиках, но это вряд ли улучшит их боевую репутацию.
Напомним, СМИ писали, что США забыли, что такое "настоящая война", они мало готовятся к боям с равным врагом.
19 апреля Израиль нанес удар по Ирану в ответ на атаку в ночь на 14 апреля.