Черно-красный, красно-зеленый, желто-голубой — все что угодно, только не черно-оранжевый
Готовясь с большим или меньшим энтузиазмом отпраздновать День Победы, большинство постсоветских государств отказывается от черно-оранжевых "георгиевских" лент. Это сочетание цветов в последнее время ассоциируются с вооруженной агрессией России, сепаратизмом и войной, пишут журналисты Игорь Карней и Дэйзи Синделар на сайте Radio Free Europe.
Страны Балтии
Литва, Латвия и Эстония официально отказались от празднования Дня Победы 9 мая и вместе с Западной Европой отмечают 8 мая День памяти. Все символы Российской империи, коммунистической советской эпохи, а также национал-социализма в странах Балтии под запретом. На "георгиевские" ленты законодательные ограничения не распространяются, и носить их могут все желающие, однако реакция на подобный атрибут будет скорее неодобрительной — жители прибалтийских стран опасаются проявлений сепаратизма со стороны русскоязычного населения.
Беларусь
Фото: svaboda.org (RFL/RL)
Президент страны, Александр Лукашенко, чьи отношения с Россией в последнее время становятся все более прохладными, недавно распорядился создать собственную альтернативу "георгиевской" ленте. Ответом стал новый символ: цветок яблони на красно-зеленом банте расцветки белорусского флага. По словам Лукашенко, запрета на "георгиевские" ленты по-прежнему нет, однако новый дизайн добавит празднованию Дня Победы национальной идентичности. Российские блогеры поспешили отреагировать саркастическими замечаниями: если целью было подчеркнуть национальную идентичность, ленту стоило бы сделать цвета картофеля.
Центральная Азия
Казахстан в этом году представил собственный вариант символа Дня Победы — желто-голубую ленту с орнаментом, повторяющим рисунок национального флага.
Кыргызстан выбрал для украшения городов красный и желтый цвета национального флага. Чиновники утверждают, что красный символизирует доблесть, отвагу и победу, а желтый — мир и спокойствие.
В Таджикистане молодежь и интеллигенция призывают запретить "георгиевскую" ленту в знак протеста против нарастающего влияния России.
В Узбекистане на венках в День Победы вместо красных лент будут зеленые — это один из цветов национального флага.
А в Туркменистане, самой обособленной из Центрально-азиатских республик, граждане будут традиционно прославлять бывшего лидера Туркменбаши и его преемника Гурбангулы Бердымухамедова, используя полюбившийся туркменским властям белый цвет.
Кавказ
Фото: svaboda.org (RFL/RL)
"Георгиевские" ленты еще можно увидеть на Южном Кавказе, в частности в Грузии, но не повсеместно. А в Армении главным символом памяти стали незабудки, и отсылает этот образ к трагическим событиям 100-летней давности — уничтожению 1 млн армян властями Османской империи.
Молдова
Молдова, граждане которой в годы Второй мировой войны сражались по разные стороны фронта, от празднования Дня Победы отказалась и переименовала его в День памяти героев, павших за независимость родины. Депутаты от Либеральной партии предлагают в борьбе с идеологическим влиянием России пойти еще дальше: в марте они инициировали законопроект, устанавливающий штрафы за ношение "георгиевской" ленты — от $120 для частных граждан до $250 для юрлиц.
Россия и непризнанные государства
Именно здесь "георгиевские" ленты получили безграничное признание.
Казанская текстильная фабрика увеличила в этом году производство черно-оранжевых лент с 4 тыс. км до 10 тыс. км. Большая часть продукции отправилась в Крым, на захваченные сепаратистами территории Восточной Украины, в Приднестровье и отделившиеся от Грузии регионы Абхазии и Южной Осетии.
По иронии, именно Казань, столица Татарстана, оказалась одним из немногих городов РФ, жители которого выступили против "георгиевской" ленты. 26 апреля, в День татарского языка, местные активисты раздавали на улицах красно-зеленые ленты цветов республиканского флага: черно-оранжевые полоски у многих татар ассоциируются с захватом Казани войсками Российской империи.
Авторы:
Игорь Карней — внештатный корреспондент Радио Свобода в Беларуси с 2001 года
Дэйзи Синделар — чешская журналистка, корреспондент Радио Свобода, автор фотопроекта "Моя Украина", посвященного судьбам 14 украинских семей
Перевод: Екатерина Богданович