Полсотни людей, определяющих по версии Bloomberg развитие глобальной экономики
Чем интересен свежий рейтинг от лидера финансовой информации — в нем указаны не самые богатые, яркие и знаменитые, хотя и такие встречаются в списке сплошь и рядом. Эксперты Bloomberg отобрали тех, кто оказывает решающее влияние на актуальное состояние мировой экономики, будучи порой совсем не богатыми, иногда не заметными и широко не известными. По этой же причине в топе нет, например, Владимира Путина, про которого стало ясно, что он совсем не по части рынка, а вовсе наоборот. Итак, кто же эти могущественные люди?
Первые из первых
Логика составления списка становится ясна уже по первому номеру — это Джанет Йеллен, "хозяйка доллара": глава Федеральной резервной системы США, первая женщина за столетнюю историю ФРС. Она еще двух лет не занимает этот пост, но зарекомендовала себя отлично, ведь определять поведение главной валюты ей приходится в очень сложный момент, когда мир не отошел от старого кризиса и есть риск вползания в новый. По отзыву ее предшественника Бена Бернанке, у которого она работала заместителем, Йеллен — самый подготовленный глава ФРС за всю его историю. Помимо карьерных показателей, достаточно указать, что она была ученицей будущего нобелевского лауреата Джеймса Тобина, а замужем за Джорджем Акерлофом, другим обладателем Нобелевки по экономике. Так что за долларом стоит вся мощь передовой экономической науки.
Кстати, в рейтинг попал и критик Йеллен — профессор Стэнфордского университета Джон Тэйлор (43-е место в рейтинге). Если на президентских выборах в 2016 году победит республиканский кандидат, именно Тэйлора прочат в качестве нового главы ФРС.
Вторую позицию отдали председателю КНР Си Цзиньпину. Все-таки вторая экономика в мире, из-за состояния которой то падают, то взлетают биржевые котировки (впрочем, последнее время больше падают), зависит от воли именно этого человека. В топ поместили и главу Центральной комиссии Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины Вана Цишаня (33-е место), человека, на чей авторитет в экономических вопросах председатель Си полагается полностью. Шестой в партийно-государственной иерархии Китая, Ван Цишань на самом деле второе лицо в Поднебесной и опережает даже премьера Мао Чикуо. Вану поручена и чистка партийных рядов от коррупционеров.
Дальше в первой пятерке идет Тим Кук (3) — глава Apple. Ну какой современный мир без Apple? Опасения, что после смерти Стива Джобса компания уйдет в пике, не подтвердились. При Куке ее капитализация выросла в два раза.
Ларри Финк (4) — основатель и президент BlackRock, крупнейшей в мире инвестиционной компании, которая управляет активами на сумасшедшую сумму в $4,57 трлн. Еще десять лет назад сумма была вдвое меньше. Рядом — Уоррен Баффетт (5), в империи которого Berkshire Hathaway работает более 300 тыс. человек по всему миру. Но в головном офисе в Омахе — всего двадцать. Видимо, это и есть секрет успеха человека, состояние которого оценивается в $72,7 млрд.
Деньги, конечно, делают деньги, но по-настоящему большие деньги делают идеи
Президент? Так и быть
Главе Белого дома отвели только шестую строчку, причем в актив Бараку Обаме записали его решающую роль в иранской ядерной сделке, которая может открыть эту страну миру после стольких лет изоляции, а заодно и раскупорить ее огромные запасы углеводородов. Недалеко расположилась канцлер Германии Ангела Меркель (9), без которой сложно было бы урегулировать, казалось, неразрешимый греческий кризис. Кстати, профессор Тома Пикетти (20) из Парижской школы экономики, активно участвовавший в обсуждении греческой проблемы, тоже в списке.
Рядом с мировыми политическими лидерами в первой десятке расположились Карл Айкан (7) — самый грозный корпоративный рейдер в мире, мастер недружественных поглощений, и Ллойд Бланкфейн (8), исполнительный директор Goldman Sachs — компании, на которую приходится 30% от глобальной прибыли на рынке посреднических сделок.
Замыкает первую десятку Рид Хоффман (10) — человек, создавший социальную сеть для поиска и установления деловых контактов LinkedIn, поучаствовавший в запуске десятков самых успешных технологических компаний, в числе которых, например, PayPal, Airbnb, Instagram, Facebook и Flickr. Его чутье венчурного бизнесмена считается уникальным. Хоффмана часто называют гениальным инноватором, пришедшим изменить мир. Недаром среди его ближайших друзей другой участник топа от Bloomberg — Илон Маск (25), получивший прозвище "Эдисон нашего поколения", основатель PayPal и частной космической компании SpaceX, глава Tesla Motors.
Следите за Индией
Во второй десятке представлены руководители компаний — лидеров глобального рынка: Джеймc Даймон (11), директор легендарного банка JPMorgan Chase, Эбигейл Джонсон (12), унаследовавшая Fidelity Investments — крупнейшую компанию по управлению паевыми фондами на сумму свыше $2 трлн. Здесь же Джефф Безос (15), возглавляющий Amazon.com, Рэй Далио (18), чей хедж-фонд Bridgewater Associates самый большой в мире. А знали ли вы, например, что испанский банк Santander, которым управляет Ана Ботин (16), по капитализации превосходит Deutsche Bank и Societe Generale вместе взятые и является самым большим в еврозоне?
Трудно переоценить заслуги в сохранении еврозоны директора Европейского центрального банка итальянца Марио Драги (14). В быту этот банкир очень скромен, летает экономклассом. По скромности его может превзойти только Цзян Цзяньцин (39): управляя Индустриальным и коммерческим банком Китая с активами на $3,6 трлн, Цзян получает меньше ста тысяч долларов в год — пожалуй, меньше, чем кто-либо из участников рейтинга Bloomberg. Интересно, кстати, что глава Европейского центробанка занял позицию выше, чем управляющий директор МВФ Кристин Лагард (38): задачи пришлось решать посложнее.
Выделяются во второй десятке политики: премьер-министр Индии Нарендра Моди (13) и американский сенатор Элизабет Уоррен (19). У Индии сейчас есть шансы сменить притормозивший Китай в качестве лидера по темпам развития. Об этом предупреждает и один из самых точных финансовых аналитиков Рушир Шарма (50), руководитель департамента развивающихся рынков Morgan Stanley. А миссис Уоррен создала Бюро защиты потребителей финансовых услуг и терроризирует банковский сектор США. Как не включить ее в топ?
Поздравлений заслуживает Хорхе Леман (17), бывший бразильский теннисный игрок, который вот только что, уже после блумберговского замера, провернул крупнейшую сделку: принадлежащая ему самая большая пивоваренная компания в мире Anheuser-Busch InBev купила главного конкурента SabMiller за $104 млрд. По словам самого Лемана, он не прочь завладеть и Coca-Cola.
Папа и Африка с Азией
В списке Bloomberg, конечно, не может не броситься в глаза 31-е место папы Франциска. Где папа, казалось бы, и где деньги? Но, конечно, церковный иерарх, паства которого составляет 17% населения планеты, по определению имеет огромное влияние, тем более что в своих посланиях папа не обходит актуальные вопросы. Кстати, в примирении Кубы и США, где Франциск недавно побывал, Ватикан сыграл важнейшую роль, и теперь будет меняться экономика всего Карибского бассейна.
Это не рейтинг богачей, хотя бедных в списке Bloomberg нет
Характерно присутствие в пятидесятке двух африканцев. Это Алико Данготе (41) и Мо Ибрагим (48). Нигериец Данготе — самый богатый предприниматель Африки, его состояние составляет почти $14 млрд. Как сколачиваются капиталы в тотально коррумпированной стране — отдельная история, но сейчас Алико Данготе полон решимости выйти на европейский рынок. Ибрагим, наоборот, продав за $3,5 млрд компанию — африканского мобильного оператора Celtel, сосредоточился на оценке инвестиционных перспектив на Черном континенте. Никого из Восточной Европы в свой список Bloomberg не включил, а вот Африка все заметней на мировом рынке.
В рейтинге есть также китайцы, которые не представлены в партийно-государственной иерархии КНР. Из частных персон в списке Bloomberg Фан Бао (22) — президент China Renaissance, фирмы чрезвычайно активной на и без того бурном рынке китайских технологических компаний, и Ван Цзяньлинь (37), заработавший свои $33 млрд на рынке недвижимости и в киноиндустрии. Джимми Лай (40) — медиамагнат из Гонконга, но в китайский пул его можно отнести лишь условно: именно его считают фигурой, стоявшей за антикитайскими протестами.
Азиатское направление дополняют президент Toyota Motor, крупнейшего в мире автопроизводителя по капитализации, Акио Тойода (29) и Майкл Ким (42) из MBK Partners, инвестиционной компании, активно работающей на южнокорейском, китайском и японском рынках. А так-то, в основном, конечно, Америка с Европой остаются законодателями рыночной моды.
В знаменателе — скорость
Когда перед глазами список самых влиятельных лидеров, невольно возникает желание найти какой-то общий знаменатель и понять, что легло в основу успеха. Точно не объемы финансовых потоков, с которыми приходится оперировать.
Чтобы не просто удержаться в седле в рыночной стихии, но и укротить ее и использовать в собственных интересах, да-да, вполне материальных, приходится работать на опережение, в то же время не сильно зарываясь. Мало найти оптимальное решение. Выбрать правильную скорость — вот высочайшее мастерство.
В списке Bloomberg соседство финансовых менеджеров и политиков не удивляет, а вот то, что определяющую роль в экономике играют ученые и мыслители — очень важный момент в понимании глобальных процессов. Деньги, конечно, делают деньги, но по-настоящему большие деньги делают идеи. Возможно, когда-то такие идеи появятся и у кого-то из наших соотечественников. Пока, увы, за идеи у нас принимают примитивные схемы.
- Читайте также: Синдром Чингисхана. Как Россия правит миром
И да, это не рейтинг богачей, хотя бедных в списке Bloomberg нет. Эти люди не привязаны к богатству. "Привязанность к богатству является началом всякого рода испорченности, — говорит участник рейтинга под номером 31. — Люди, которые скованы своей властью и богатством, полагают, что они уже в раю. Они закрыты, у них нет ни горизонта, ни надежды. И в конечном счете они должны будут оставить все". Папа Франциск знает, о чем говорит.