Онлайн-сервис такси Uber нередко оказывался в эпицентре скандалов. Фокус составил подборку, куда вошли самые резонансные из них
Старый Свет в целом не отличается лояльностью к Uber. Разбирательства, связанные с сервисом, также проводятся в Нидерландах, Великобритании и Испании. Кроме того, Uber стал сервисом нон грата и в Таиланде.
При этом компания продолжает осваивать новые рынки. Недавно услуги сервиса стали доступны в Китае, и Uber планирует дополнительно инвестировать в этот рынок $1 млрд. Средства пойдут на развитие сети в 50 из 80 городов страны с населением более 5 млн жителей. Партнером компании в Китае стал интернет-гигант Baidu.
В США у властей глобальных претензий к Uber нет. Количество американских водителей сервиса превышает 200 тыс. человек, а в Нью-Йорке их уже больше, чем официальных такси. Более того, компания развивает сторонние сервисы, среди которых доставка еды с помощью водителей Uber Eats или же доставка посылок. Так что на американском рынке Uber чувствует себя вполне уверенно.
Однако, учитывая количество связанных с сервисом скандалов, нельзя быть абсолютно уверенным в успехе Uber. С другой стороны, имидж скандальных бунтарей вполне может способствовать продвижению сервиса.
Под колпаком
В ноябре 2014 года журналистка издания San Francisco Magazine Эллен Кашинг рассказала, что она подверглась шантажу со стороны работников Uber. Сразу несколько менеджеров компании предупредили Кашинг: ее личные данные могут быть использованы не по назначению. Бывшие сотрудники сервиса рассказали журналистке, что Uber может вычислить ее местоположение по логам в приложении.
Издание Buzzfeed выяснило, что у менеджеров Uber есть специальный инструмент для трекинга конкретных клиентов. Он называется God View и позволяет отслеживать перемещение пользователей приложения. God View не доступен водителям сервиса, но "широко используется на корпоративном уровне". Об этом журналист издания узнал во время встречи с руководителем нью-йоркского отделения компании. Тот открыто заявил журналисту Buzzfeed, что следил за ней — без ее согласия.
По мнению экспертов издания Gizmodo, подобные действия со стороны Uber могут означать только одно: руководство собирается заниматься всем, чем ему вздумается, прикрываясь политикой конфиденциальности.
Следим за уровнем преступности
24 ноября 2014 года редактор VentureBeat Крис О"Брайан заметил, что из официального блога проекта Uber исчезла запись о связи между проституцией и пассажиропотоком.
В удаленной записи "Как алкоголь и проституция помогают сделать Uber лучше" речь шла о том, как связано количество преступлений в том или ином районе и количество заказов такси посредством Uber. Аналитики сервиса пришли к заключению: чем больше актов насилия зарегистрировано в определенной области города, тем больше поездок заказывают жители района через Uber.
Сотрудники компании считают, что количество преступлений напрямую зависит от количества проживающих в округе и от того, где и как они проводят свое время. Аналитики Uber утверждают: подсчитать количество преступлений — самый простой способ выяснить, посещают ли жители данный уголок города. Там, где процветает проституция и пьянство, наверняка есть люди, а значит, рано или поздно им понадобится такси.
Представители Uber не рассказали VentureBeat, когда именно запись была удалена из блога. Редакция издания предполагает, что причиной ее исчезновения послужили опасения руководства сервиса — публикация на подобную тему легко могла стать "кормом" для журналистов, пишущих о компании негативные отзывы.
Легкая нажива
В декабре 2014 сервис оказался в центре очередного репутационного скандала — цены на такси, вызванные через Uber в Сиднее, где вооруженный преступник захватил заложников в кафе, выросли в несколько раз. Пользователи Uber пожаловались, что цены выросли.
Uber объяснил, что резкое повышение цен произошло из-за алгоритма, который использует сервис. "Тарифы автоматически повышаются, когда спрос превышает предложение, чтобы подвигнуть больше водителей выйти в онлайн либо выехать из других районов и принять заказы пассажиров в районах повышенного спроса", — прокомментировали представители сервиса.
Спустя некоторое время компания заявила, что возместит пользователям в Сиднее стоимость поездок, и предложила другим пользователям в этом районе бесплатные услуги. Однако произошло это спустя около двух часов после первоначального скачка тарифов.
СМИ подвергли Uber резкой критике за применение таких алгоритмов. Журналисты отметили, что резкие скачки спроса случаются не только во время массовых праздников или мероприятий, но и во время чрезвычайных ситуаций, и в этих случаях сервис должен вести себя не как агрессивная бизнес-компания, а как "ответственный член сообщества".
Массовые беспорядки во Франции
25 июня 2015 года на улицы Парижа, Марселя, Ниццы, Тулузы, Лиона, Бордо и Лилля вышло больше 2800 таксистов, массово выступивших против появления во Франции сервиса UberPOP. По утверждениям водителей, сервис ставит лицензионные такси в заведомо невыгодное положение, поскольку легальным таксистам необходимо платить за лицензию и из-за этого повышать тарифы.
Как рассказал один из таксистов, такая же поездка, как на обычном такси стоимостью €10, через Uber обойдется всего в 4 евро. В то же время стоимость лицензии таксиста во Франции может превышать 100 тыс. евро.
В столице Франции таксисты в знак протеста блокировали подъезды к нескольким терминалам аэропортов Шарль-де-Голль и Орли, перекрыли дороги возле вокзалов в центре города и транспортные узлы на окраинах. Всего, по некоторым данным, в ходе беспорядков было повреждено около 70 автомобилей, а 10 человек были арестованы полицией.
Водитель-насильник
В ноябре 2015 года суд Дели приговорил к пожизненному заключению водителя фирмы Uber, который в декабре прошлого года изнасиловал пассажирку — молодую женщину, возвращавшуюся домой после ужина с друзьями.
Водитель Шив Кумар Ядав в октябре был признан виновным в изнасиловании, похищении и шантаже своей жертвы.
Ядав, как сообщается, устроился на работу в фирму, представив фальшивые рекомендации и скрыв свое уголовное прошлое. По словам судьи, он будет отбывать срок до своей естественной смерти.
После того, как стало известно о преступлении Ядава, индийские власти запретили в стране деятельность фирмы Uber. Впрочем, позже Uber получила разрешение возобновить операции в Индии после того, как ужесточила правила проверки водителей.
По материалам: gazeta.ru, vc.ru, bbc.com, mashable.com
Фото: открытые источники