Несмотря на оглушительное фиаско республиканца Дональда Трампа на первичных выборах в Вайоминге, в целом его и демократа Берни Сандерса успехи на праймериз заставляют говорить о том, что американцы хотят перемен. В предвыборных речах запросто звучит — о ужас! — слово "революция"
Успех Сандерса и Трампа, конечно, пока относительный, но первый уверенно побеждает в штате за штатом, не оставляя борьбу с безусловным лидером президентской гонки среди демократов — Хиллари Клинтон, а второй разгромил почти два десятка конкурентов и к ужасу самих республиканцев движется к номинации на партийном съезде. При этом не только "демократический социалист", как себя называет Сандерс, постоянно говорит о необходимости политической революции в стране. Даже миллиардер Трамп выходит на свои выступления перед избирателями под песню "Битлз" Revolution. Людям нравится. Впрочем, под революцией они понимают совсем не вооруженный захват Белого дома.
Сюрпризы для Хиллари
Впереди еще три месяца борьбы за голоса избирателей двадцати с лишним штатов, но все прикидки специалистов по довольно громоздкой американской системе выборов показывают, что на июльском съезде в Филадельфии демократы в финальную часть кампании будут двигать Клинтон. Хотя Сандерс демонстрирует неплохие результаты: в конце марта он одержал победу в пяти штатах, до этого — еще в десяти, но отрыв ему не преодолеть.
А вот у республиканцев возможны варианты, несмотря на уверенное лидерство Трампа. Или даже так: из-за лидерства Трампа. У фаворита гонки за республиканскую номинацию серьезные трения как раз с собственной партией, и даже если к собранию однопартийцев в Кливленде ему удастся заручиться поддержкой необходимого числа избирателей, не исключено, что съезд перерешает по-своему. Во всяком случае, такой вариант обговаривается, хотя все понимают его опасность: он может усугубить партийный кризис.
Кто составит пару Хиллари Клинтон, остается интригой, хотя в самом начале кампании казалось, что в финальном поединке сойдутся представители двух старых политических кланов Клинтонов и Бушей, а остальные сыграют промежуточную роль спарринг-партнеров. Но уже сейчас всем очевидно, что главными сюрпризами оказались не потенциальная первая женщина-президент и жена бывшего президента и не потенциальный третий президент в семье — сын 41-го и брат 43-го президентов. Бывший губернатор Флориды Джэб Буш был вызывающе неинтересен и стал основным разочарованием гонки.
А самыми яркими фигурами кампании оказались 74-летний сенатор из Вермонта и 69-летний миллиардер-скандалист с Манхэттена. Причем при всей колоссальной разнице между ними в феномене их популярности много схожего. До такой степени, что в репортаже CNN с февральских праймериз в Нью-Хэмпшире отметили колебания независимых избирателей: проголосовать за Сандерса или Трампа?
Кандидат-"плохиш". В Республиканской партии рассчитывали, что Дональд Трамп своей убийственной критикой в адрес демократов обвалит их рейтинги, а во внутрипартийной президентской гонке между собой будут соревноваться высокоморальные карьерные политики-республиканцы. Вышло иначе. Трамп начал съедать одного за другим именно республиканских кандидатов
Непростой простой Трамп
Вступление в борьбу за республиканскую номинацию эпатажного сверхбогача и телезвезды Дональда Трампа многим показалось забавным. Было ясно, что скучно не будет. Все-таки выборы — это игра и шоу, а Трамп опытнейший шоумен, буквально купающийся в медийном внимании и готовый ради этого внимания на все. Для республиканцев это "все" в первую очередь означало, что устами этого человека со скандальной репутацией можно будет озвучить многие вещи о Хиллари Клинтон, которые не может себе позволить произнести любой другой кандидат-республиканец с более строгими представлениями о политкорректности и корректности вообще. "Плохиш" убивает или, по крайней мере, сильно ослабляет конкурента и тонет под тяжестью негатива, да и в целом своей политической несуразности, а высокоморальные карьерные политики от Республиканской партии разыгрывают номинацию между собой.
Вышло иначе. Трамп начал съедать одного за другим именно республиканских кандидатов. Что особенно примечательно, подавляющее большинство из них имеет солидный опыт избирательных кампаний разного уровня, а для Дональда Трампа эта — вообще первая в жизни, и сразу президентская. Он никогда раньше политикой не занимался, во всяком случае в ее партийном смысле. Да, журналисты раскопали, что как-то в 1988 году магнат заявлял, что не прочь поучаствовать в борьбе за президентский пост, но к этому никто всерьез не отнесся, как и он сам. Мало ли что Трамп болтал, лишь бы болтали о нем? С той же легкостью он говорил, что не прочь переспать с принцессой Дианой. Просто это его стиль.
А еще его особенностью является потрясающее умение, отточенное им во время своих телешоу, входить в резонанс с аудиторией и играть на ее эмоциях. Он ловит нужную волну, подстраивается под нее и врубается на полную мощность. Если для этого нужно поменять вчерашнюю позицию — тем хуже для позиции. Чуткие датчики Дональда Трампа уловили, что идеально проходит беспощадная критика истеблишмента и Уолл-стрит. "Это они убивают великую американскую мечту!" — кричит он и слышит в ответ многотысячное: "Да!" Он говорит, что Америка слаба как никогда, что она забыла вкус побед, и обещает, что с ним страна будет только побеждать. Аргументы? "Верьте мне!" — и многим этого достаточно.
Трамп не подбирает слов для своих конкурентов — профессиональных политиков, порой безбожно завирается, но ему прощают, потому что он голос протеста. Парадоксально: безумно богатый и избалованный вниманием публики, именно он стал голосом "простого американца".
Искренний демократ. Все отмечают естественный энтузиазм выступлений приверженца социализма Берни Сандерса, что выгодно смотрится на фоне явной технологической продуманности речей прочих кандидатов. А Америка истосковалась по искренности и по мечте
Послушать Берни
Бернард Сандерс, в отличие от Трампа, очень опытный политик, который восемь лет был мэром, шестнадцать — конгрессменом и уже почти десять лет представляет в сенате Вермонт. Он сам по себе феномен, потому что в Америке называть себя социалистом подозрительно с незапамятных времен, а Сандерс не только называет, он с этой идеей регулярно побеждает на выборах. Но одно дело Вермонт с его полумиллионом весьма образованного по американским меркам населения, другое дело — вся огромная страна. А страна услышала Берни и заслушалась.
Анализ речей претендентов показал, что Трамп использует лексику и грамматику на уровне ученика средних классов. А вот у Сандерса самый богатый лексический запас из всех кандидатов обоих лагерей. В то же время никто так просто и убедительно, как он, не излагает свои тезисы. А любимые тезисы Сандерса — о скандинавском социализме. И от него американцы, многие с удивлением, узнали, что, оказывается, есть страны с бесплатным образованием, всеобщим медицинским страхованием за счет государства и прочими социальными достижениями, которые гражданам великой страны и не снились. А не снились потому, говорит Сандерс, что в США чудовищное неравноправие и большой капитал не хочет делиться с простыми людьми и не дает им возможности вырваться из бедности, получив образование. Послушать его на митинги приходят рекордные толпы.
В то же время еще одно отличие от Трампа, чужака и головной боли Республиканской партии: Берни Сандерс прилежный демократ. Анализ его голосований в конгрессе и сенате показывает, что в подавляющем числе случаев он поддерживал линию партии. Просто он в ней занимает крайне левые позиции, и что очень помогает его нынешней популярности — он их разделяет абсолютно искренне: все отмечают естественный энтузиазм его выступлений, и это выгодно смотрится на фоне явной технологической выстроенности, продуманности и придуманности речей прочих кандидатов. А Америка истосковалась по искренности и по мечте.
Обида горькая
Несмотря на то, что США давно выбрались из кризиса 2008–2009 годов, уровень доходов основной части населения так и не вышел на докризисные показатели. Бизнес и финансовые учреждения восстановились и приносят их владельцам новые прибыли, а рядовые американцы не участвуют в этом празднике жизни. Поэтому резкая критика ситуации, когда большие деньги помогают прийти во власть политикам, которые затем возвращают должок, помогая опять же большому бизнесу и финансовым воротилам в ущерб трудягам, встречает горячую поддержку среди этих трудяг. Кстати, международная активность правительства этим социальным слоям тоже не нравится: лучше бы сосредоточились на домашних проблемах, считают они, и видят, что Трамп с Сандерсом считают так же.
Не только "демократический социалист", как себя называет Сандерс, постоянно говорит о необходимости политической революции в стране. Даже миллиардер Трамп выходит на свои выступления перед избирателями под песню "Битлз" Revolution
Что интересно, на шкале общенациональных симпатий они расположились на разных краях: миллиардер вызывает самые негативные чувства, а "демократический социалист"— самые позитивные из всех кандидатов. Но чтобы расшевелить народ, готовый махнуть рукой на политику, от которой нечего ожидать, требуются вот такие сильные раздражители, которыми и стали Трамп и Сандерс. В политике важно вызывать сильные чувства, самое худшее — не вызывать никаких. И обоим, республиканцу и демократу, удалось привлечь тех, кто в других обстоятельствах отказался бы от гражданской активности: молодых людей, для которых это первые президентские выборы во взрослом качестве, и тех, кто едва сводит концы с концами. И те и другие не прочь крикнуть что-то обидное в адрес установившегося порядка.
Однако оба кандидата-"революционера" не нашли общего языка с основной массой цветного населения. Трамп — потому что занимает откровенно расистскую и ксенофобскую позицию, регулярно подкрепляя ее новыми заявлениями. Кстати, среди его сторонников большинство считает, что Барак Обама — мусульманин. Успех антииммиграционной риторики Трампа понятен: приезжие, готовые работать за меньшую плату, угрожают отнять рабочие места у небогатых белых американцев. А Сандерс проигрывает в борьбе за цветных Хиллари Клинтон, которая рассматривается как своего рода преемник Барака Обамы. Поэтому "черные" штаты Сандерс проигрывает ей вчистую.
Скучно не будет
То обстоятельство, что Клинтон в своем лице словно предлагает Америке третий срок Обамы и даже мужа Билла, составляет ее главную силу и слабость. Трампа, по опросам, она легко побеждает на финальной стадии: все-таки он "немного слишком" для большинства, как бы ни импонировал меньшинству. К тому же включится "женский" фактор, уже сейчас семь из десяти американских женщин не хотели бы видеть бесстыжего Трампа президентом.
А вот если республиканцам на съезде разрешат голосовать без привязки к результатам праймериз и номинируют Тэда Круза, у которого наименьший разрыв с Клинтон, может выйти интересная борьба между республиканской молодостью и демократической, чего уж там, старостью. Или, наоборот, случится кризис в Республиканской партии, потому что Дональд Трамп в ответ на такое недружественное поведение партийцев может стать независимым кандидатом и отобрать у республиканского номинанта так необходимые ему голоса. И он наверняка будет более беспощаден в выражениях, хотя, казалось бы, куда еще.
- Читайте также: Мне нравится класть врагов на лопатки, — Дональд Трамп
Одно можно утверждать наверняка: недовольство американцев своим правительством после этих выборов никуда не денется. Ведь по существу мало что поменяется. Такая вот институциональная стабильность.