Разделы
Материалы

Фараон и тайная комната. Почему гробница Тутанхамона снова оказалась в центре внимания

Фото: Кеннет Гаррет / National Geographic

Корреспондент National Geographic Питер Хесслер о том, почему не стоит недооценивать таинственную и непредсказуемую мощь египтологии

Корреспондент National Geographic Питер Хесслер уверен: не стоит списывать со счетов египтологию, которая может преподнести еще немало сюрпризов. По его словам, именно такой урок преподнесла нам вторая ежегодная конференция по египтологии, организованная в Каире.

В последний день конференции более ста человек стали свидетелями перепалки между двумя экс-министрами, которые эмоционально обвиняли друг друга в несанкционированных попытках продолбить отверстия в объекте Всемирного наследия.

Участники других дискуссий вели себя не намного дружелюбнее, но по крайней мере сдерживали эмоции. Несколько ученых подтрунивали над формой губ царицы Нефертити, другие спорили о том, носили ли мужчины-фараоны серьги в XIV веке до н. э., в период правления Тута.

Однако это сущие пустяки по сравнению с новой информацией о гробнице мальчика-правителя. После затянувшихся споров о том, есть ли рядом с гробницей Тутанхамона потайные комнаты, чиновники заявили, что два разных радиолокационных устройства после сканирования склепа выдали противоречивые результаты.

"Окончательные выводы делать рано", — предупредил Халед Эль-Энани, министр по вопросам древностей Египта. Он призвал создать комитет, который решит, как действовать дальше и, вероятно, организует дополнительные экспертизы с привлечением радиолокаторов и других современных методов исследования. Уже выходя из лекционного зала, Эль-Энани добавил: "Мой месседж таков: пусть все решит наука".

Как правильно интерпретировать слова чиновника? Наука и техника, исходя из результатов лазерного сканирования текстуры стен погребальной камеры, уже успели сказать свое слово. Изучив эти сканы, британский египтолог Николас Ривс заметил нечто очень напоминающее замаскированные рисунками двери в стенах. В июле прошлого года Ривс опубликовал статью, в которой утверждается, что в этой же гробнице может находиться второе, неповрежденное, захоронение, и, по его мнению, это саркофаг самой Нефертити.

Ученые предполагают, что царица Нефертити была мачехой Тутанхамона. В последнее время многие даже склоняются к тому, что она правила до его прихода к власти.

Термографическое сканирование северной стены, казалось бы, полностью подтвердило предположение о существовании потайной комнаты, результаты физического обследования тоже выглядели обнадеживающе. После того как в ноябре прошлого года во время сканирования, казалось, были обнаружены пустоты за северной и западной стенами, даже самые заядлые скептики стали более лояльно относиться к гипотезе о том, что Нефертити могли захоронить рядом с ее пасынком.

Сканированием занимался Хирокатсу Ватанабе, японский специалист в области радиолокации, который подтвердил, что в пределах этих пустот его оборудование обнаружило металлические и органические объекты. Позже на пресс-конференции тогдашний министр по вопросам древностей Египта Мамдух ад-Дамати заявил, что он на 90% уверен в том, что за северной стеной находится еще одна комната.

В марте 2016 года сообщество National Geographic отправило к гробнице Тутанхамона вторую команду экспертов. Их задачей было провести повторное сканирование и проверить, совпадут ли полученные данные с ноябрьскими результатами Ватанабе. Захи Хаввас, бывший министр по вопросам древностей Египта и один из лучших ученых страны, рассказал об итогах этого исследования на недавней пресс-конференции. "Если бы там была какая-нибудь каменная кладка или перегородка, то сигнал радара непременно показал бы изображение", — заявил он. — Раз мы ничего такого не зафиксировали, значит, ничего там нет".

В ответ на замечания о том, что сканирования радиолокационным устройством еще ни разу не способствовало какому-либо открытию, Хаввас отреагировал довольно резко: "Нужно закрывать СМИ, раз уже не о чем писать. Не было о чем писать ни вчера, ни сегодня". И тут же сам одарил журналистов темой для публикаций, обвинив ад-Дамати в тайном получении разрешения на сверление отверстия в стене гробницы для помещения туда волоконно-оптической камеры.

— С какой целью вы засекретили эту информацию? — спросил Хаввас своего собеседника, сидя рядом с ним на сцене.

— А где такое написано? — со злостью в голосе парировал ад-Дамати.

— Почему же тогда вы не анонсировали получение разрешения?

— Я уже несколько раз повторил, что не буду ничего делать, пока не получу стопроцентные доказательства, — вспыхнул ад-Дамати и решил напомнить Хаввасу о поведении того на посту министра. — А вы вообще брали разрешение вдогонку, уже после того, как просверлили пирамиду!

Техники National Geographic Эрик Беркенпас и Алан Турчик готовятся сканировать стены гробницы радиолокационным устройством

Пустота за стеной "не существует, и все тут"

Круг исследователей-египтологов, конечно, узок, однако он кажется широким по сравнению с числом тех, кто специализируется на применении георадара в археологии. С тех пор, как в марте Ватанабе опубликовал несколько сканов своей экспертизы, его коллеги обнародовали много критических замечаний.

"Говорю вам, специалисты, работающие с радиолокаторами, все как один в ответ на мой вопрос закатывали глаза и твердили: "Да нет там ничего", — заявил Лоуренс Коньерс, автор книги "Георадар в археологии". Некоторые эксперты и вовсе утверждают, что радар не способен выделить "органический" материал, как о том говорил Ватанабе.

Вторым, мартовским, сканированием руководил инженер Эрик Беркенпас, который разослал исходные данные для анализа экспертам из США и Египта. Среди получивших сканы был и Дин Гудман, геофизик, который разработал программное обеспечение для максимально точного радиолокационного анализа. Он не увидел доказательств существования потайных комнат. К такому же выводу пришли и другие эксперты.

"Если бы там была пустота, мы бы наверняка получили сильное отражение. Но ее не существует, и все тут", — расставил все точки Гудман. Кроме того, он не смог распознать каменную кладку в местах, обозначенных Ривзом как спрятанные дверные проемы: "Радиолокационные данные часто бывают субъективными. Однако на этом конкретном участке все предельно ясно. Хорошо, что здесь мы получили четкий, недвусмысленный результат".

Гудман напомнил: Ватанабе так и не поделился с коллегами всеми исходными данными. А ведь в одном из недавних интервью японский ученый заявил, что более чем за 40 лет работы с радаром он сумел настроить свое оборудование так, что теперь получает данные, недоступные другим исследователям. "Когда кто-то говорит, что хочет проверить мои данные, мне становится грустно", — сказал он.

Ватанабе уже за семьдесят; многие эксперты критикуют его за использование техники Koden, которая считается устаревшей и уже два десятилетия не продается на рынке. Ицуми Шимада из Университета Южного Иллинойса, когда-то сотрудничавший с Ватанабе, признает: в Японии этот ученый всегда слыл противоречивой фигурой.

"Возможно, он полагается на личный опыт работы больше, чем на программное обеспечение или передовые технологии, — предположил Шимада. — Тем не менее, каким бы крутым ни был софт, увиденное на экране интерпретирует человек. Здесь все очень субъективно". По его словам, мировому сообществу уже не раз приходилось признавать правоту Ватанабе: "Он работал во многих археологических экспедициях и находил то, что искали другие археологи, но так и не сумели найти".

Шамада рассказал, что академического бэкграунда у Ватанабе нет, в археологию он пришел из промышленности и, помимо прочего, озвучивая предварительные выводы, часто склонен к "чрезмерному оптимизму". Тем не менее в свое время Шимада обратился за помощью именно к этому специалисту. Причина проста: "Не возникло никакого сомнения в том, что он работал в самых разнообразных условиях". Их сотрудничество длилось более десяти лет, и на северном побережье Перу радар Ватанабе помог Шимада провести серию невероятно успешных раскопок гробниц сиканской цивилизации.

"Не думаю, что хоть раз слышал о том, чтобы его предсказания были настолько далеки от истины", — заявил Шимада, узнав о противоречивых результатах сканирования гробницы Тута и о том, что другие специалисты ставят под вопрос релевантность выводов Ватанабы.

"Единолично принятых решений не будет!"

"Все, что знает человечество о большинстве вещей, что-то сродни мифу и отчасти миф", — написал Барри Кемп в своей книге "Древний Египет: Анатомия цивилизации". Вы щелкаете выключателем и верите, что появится свет, хотя на самом деле не можете объяснить природу ни электрического тока, ни принципы работы трансформатора или электростанции. С точки зрения Кемпа, древние "бульвары мысли" по-прежнему тянутся сквозь современный ум.

И наше восприятие науки, возможно, не так уж сильно отличается от древнегреческих представлений о том, что их боги однажды оживили мир. Конечно, несмотря на то, что основные психологические структуры у нас похожи, в распоряжении современных людей намного больше ресурсов для исследования. Кемп пишет: "Прогресс дает нам и право выбирать себе мифы, и силу отказываться от них, если они кажутся нам неуместными".

Вероятно, в ближайшие месяцы египетское Министерство по вопросам древностей одобрит очередную серию сканирования стен гробницы Тутанхамона, и полученные результаты заставят нас усомниться или утвердиться в ривзовской теории о существовании потайных комнат. Эль-Энани, министр по вопросам древностей Египта, сказал, что собирается созвать комитет, который должен решить, как действовать дальше. Несомненно, он учел ошибку своих предшественников на посту министра, поэтому сразу же заверил журналистов: "Единолично принятых решений не будет!"

Самые известные участники конференции, в том числе и экс-министр Хаввас, выступили за проведение дополнительных тестов — с помощью радаров и другой современной техники. И все же бравые призывы лекторов оставаться прежде всего учеными не могли скрыть палитры извечных человеческих чувств: любопытства и упрямства, гордости и амбиций, дружелюбия и недоверия.

Кроме того, поразительно, сколько технических девайсов отказались работать. Большую часть презентации Ватанабе посетители так и не увидели, потому что никому не удалось подключить компьютер к звуковой системе зала. Возникали проблемы и с освещением; на нескольких ноутбуках полетели ОС. В какой-то момент Ясир Альшаеб, специалист в области механики горных пород из Университета Каира, выступая на сцене, устал от "зависания" своего компьютера и объявил: "Вот вам доказательство того, что не всегда стоит полагаться на технику". После того как смех в зале утих, он бросил еще одну фразу: "Можно воспользоваться вашим компьютером? Кажется, это последний все еще работающий компьютер". Хотя шутливая просьба не адресовалась никому конкретному, Николас Ривс встал и передал ему свой ноутбук.

По материалам: National Geographic
Фотo: Кеннет Гаррет, National Geographic
Перевод: Анна Синящик

Египтолог Николай Тарасенко рассказал Фокусу о загадке смерти Тутанхамона, тайных помещениях за стенами его гробницы, картинках из Книги мертвых и о том, где в Украине можно увидеть египетские древности. В ближайшее время читайте на Focus.ua