Разделы
Материалы

Дракон менеджмента. Как основателю одной японской корпорации удалось вписать свое имя в бизнес-философию

Фото: открытые источники

Среди людей, "создавших новую Японию", Коносукэ Мацуситу называют первым. Его компания давала работу тысячам сотрудников, которые благодаря принципам управления Мацуситы зарабатывали больше и жили лучше остальных, да еще и учились в корпоративном университете

Совсем недавно, в 1980-х, казалось, что будущее принадлежит Стране восходящего солнца. Американские фантасты уверяли, что именно Токио станет центром финансовой жизни и даже американские подростки начнут учить иероглифы. У писателей были причины так представлять будущее. Не последнюю роль в этом сыграл Коносукэ Мацусита, мальчик из деревни Васамура, ставший основателем Matsushita Electric Industrial, известной в мире благодаря бренду Panasonic.

В конце 1920-х Мацусита начал формировать свои знаменитые принципы корпоративного управления. Началось все с кризиса: Великая американская депрессия отразилась в том числе и на Японии. Люди обеднели и перестали покупать электротовары, их излишки скапливались на складах компании. И вот в 1929-м Мацусита принял первое революционное решение. Партнеры настоятельно советовали ему поступить как все: уволить часть рабочих, сократить рабочий день и зарплаты, чтобы избежать перепроизводства. Но он вышел из положения иначе: сократив рабочий день, Коносукэ Мацусита никого не уволил и не урезал зарплаты, взамен попросив сотрудников в освободившиеся часы помочь продавать лишний товар. Рабочие, понимая, что от них теперь зависит, будет ли вообще существовать компания, взялись за дело с энтузиазмом. Вскоре склады опустели, а компания вышла из кризиса с прибылью и с собственной сетью розничных продаж.

О том, что случилось дальше, в бизнес-литературе есть много легенд. Известно только одно: в 1932 году Мацусита пережил духовное просветление. Он собрал своих рабочих и четыре часа говорил с ними о стране, компании, обществе и работе. В этой беседе он впервые провозгласил свои основные принципы ведения бизнеса: компания — это ее рабочие; миссия бизнеса — служение людям и их развитие; работа на корпорацию — это служение ей как общему делу, и взамен корпорация защищает и охраняет своего рабочего.

Фокус составил подборку цитат Мацуситы, которые помогут составить представление об основателе легендарной японской корпорации.

"Когда вы определяете, кому поручить ту или иную работу, отдавайте предпочтение энтузиазму, а не способностям. Если вы видите, что данный человек имеет только 60% нужных способностей, но 100% энтузиазма, то, выбрав его, вы не ошибетесь"

"Отчеты, говорящие о том, что все идет нормально, должны настораживать. Не может быть, чтобы не было проблем, — просто их никто не пытался обнаружить. Даже когда дела в норме, уже есть вопросы, ждущие от вас их разрешения"

"На любой работе вы можете встретить людей, которые вам не нравятся. Даже если вы никак этого не проявляете, все равно человек что-то почувствует и, вероятно, ответит тем же. А это затруднит выполнение вашей работы. Поэтому важно видеть в других положительное. И тогда другие люди тоже будут воспринимать вас позитивно"

"Мир полон людей, которые становятся заносчивыми и важными после мизерного успеха, но они забывают, что этот успех не должен быть последним. Человек, который воистину успешен, добившись цели, остается спокойным, скромным и ведет себя достойно"

"С появлением каждого нового продукта производитель обязан объяснить потребителям, каким образом данный продукт поможет им улучшить повседневную жизнь. Именно в этом и заключается суть рекламы. Ее истинная цель состоит не в том, чтобы подтолкнуть продажи, а в том, чтобы донести до людей хорошие новости"

"Интуиция и наука ни в коем случае не противоречат друг другу. Они скорее напоминают два колеса велосипеда: стоит убрать одно — и велосипед не сможет двигаться"

"Неправильно давать сотрудникам лишь цифры прибылей и убытков; они также должны знать о политике и планах компании относительно будущего"

"Эффективному менеджеру не нужно много знаний, и не беда, если ему не хватает тех или иных технических навыков. Но у него должно присутствовать неукоснительное уважение к правде и готовность руководить на основе правды"

"Компетентные сотрудники, уполномоченные решать сложные задачи, будут предоставлять отчеты или просить совета по мере необходимости. Остальные либо перестанут это делать, либо будут отчитываться время от времени, полагая, что раз им досталась та или иная работа, то им стоит делать ее на свое усмотрение"

"Менеджер должен вести себя в соответствии с правилом "Дай работу человеку, но не бросай его с ней наедине"

"Основное правило, связанное с поручением работы другим, заключается в том, чтобы давать ее тем, кто хочет ею заниматься"

"Хорошо, что у вас есть я и другие коллеги, способные указать вам на ваши ошибки и рекомендующие вам исправить положение. Как только вы попадаете на самый верх, то против ваших действий никто не станет протестовать, что бы вы ни делали"

"Если сотрудники осознают, что работают не только ради куска хлеба, они будут мотивированы к более упорной совместной работе, направленной на реализацию общих целей"

"Человек сам формирует свое место; если он некомпетентен, то его место пострадает, а если он обладает нужной компетенцией, престиж и вес его позиции вырастут"

"В некотором смысле бизнесмен напоминает врача-терапевта: он должен обладать широкими клиническими знаниями и опытом, а не только теоретической подготовкой в своей узкой области. Неважно, насколько хорошо доктор знает теорию, — он не может уверенно лечить пациентов, если ему не хватает практики"

По материалам книг Коносукэ Мацуситы
"Миссия бизнеса" и "Принципы успеха"