Разделы
Материалы

Балтийский друг. Посол Латвии Юрис Пойканс о риске появления "ДНР/ЛНР" в своей стране

Дмитрий Синяк
Фото: Александр Чекменев

Посол Латвии Юрис Пойканс о том, как латвийцы смотрят на войну в Донбассе, о противоречиях с Россией и риске появления "ДНР/ЛНР" в своей стране

С Чрезвычайным и Полномочным Послом Латвии в Украине Юрисом Пойкансом мы разговорились после пресс-конференции, посвященной подписанию крупного контракта между латвийским телеком-оператором Lattelecom и украинским Укртелекомом. На пресс-конференции среди прочего говорилось о том, что Рига уже давно стала одной из IT-столиц Евросоюза, занимая, к примеру, по скорости интернета 5-е место в мире и 2-е в Европе. И что товарооборот с Украиной за последние полгода вырос на 22%. О политике и войне не было ни слова. Юрис Пойканс лишь отметил, что Латвии, как стране, которая провела более двух веков вместе с Украиной — сначала в Российской империи, а потом в СССР, — лучше всего понятны амбиции и проблемы Киева. С этого — уже в неформальной обстановке — и начали интервью.

Кто он

Чрезвычайный и Полномочный Посол Латвии в Украине

Почему он

Представляет одну из наиболее дружественных по отношению к Украине стран Евросоюза

Сложные отношения

Балтийские страны часто называют следующей потенциальной жертвой российской агрессии. Как относятся к подобным заявлениям в Латвии?

— Вступление в Евросоюз и НАТО было для нас не столько экономической потребностью, сколько залогом национальной безопасности. И грубые нарушения Россией международного права в войне с Грузией в 2008 году, а также в нынешней войне с Украиной подтверждают правильность нашего выбора. Выпады российской пропаганды, регулярное нарушение нашего воздушного пространства российскими военными самолетами и другие недружественные шаги, конечно, дают нам пищу для размышлений. Но мы подчеркиваем, что всегда были заинтересованы в конструктивном диалоге с РФ. Большой вопрос, отвечали ли нам взаимностью. К сожалению, с 1991 года у Латвии с Россией не было полноценного диалога, и наши отношения вполне можно назвать сложными.

Как в Латвии отнеслись к недавней переброске в Калининградскую область ракетных комплексов "Искандер"?

— Подобные недружественные шаги РФ бередят старые раны. В сознании многих латышей еще не зажила психологическая травма 1940 года, когда СССР оккупировал нашу страну. После массовых репрессий и депортации жители Латвии уже не верили советской власти, и в 1944 году десятки тысяч человек ушли вместе с отступающей немецкой армией. Это разделило многие семьи: кто-то в итоге оказался в США, а кто-то — в Сибири. Поэтому то, что сейчас случилось с Крымом и Донбассом, в странах Балтии понимают очень хорошо. Позиция Латвии в вопросе поддержки территориальной целостности Украины умножила наши противоречия с Россией. А их и так было немало. Мы по-разному воспринимаем общую историю, по-разному относимся к проблеме русскоязычного населения и к евроинтеграции. Если Россия видит в НАТО угрозу для себя, то мы считаем участие в Альянсе единственной возможностью защитить государственность.

Вооруженные силы Латвии насчитывают около 5 тыс. бойцов. Не считает ли правительство, учитывая опыт последних двух лет, что армию пора увеличить?

— С 2004 года с Шауляйского аэродрома взлетают натовские истребители, патрулируя наше воздушное пространство. С 2014 года на территории нашей страны также находится ограниченный контингент войск Альянса. Именно учитывая ситуацию в Украине, мы не настаивали на его увеличении, желая показать России, что не настроены на конфронтацию. Но в Кремле должны понимать, что в случае необходимости Латвию есть кому защищать. Нам хотелось бы сохранить мир в Северной Европе, но только не ценой сдачи национальных интересов. Они состоят в том, чтобы обеспечить неприкосновенность границ, сохранить латышский язык в качестве государственного и иметь право свободно вступать в любые союзы и альянсы. По всем прочим направлениям и даже по так называемой гуманитарной проблематике, как Россия называет вопросы, связанные с русскоязычными гражданами Латвии, мы готовы вести с ней диалог.

Более
600 евро

составляет в Латвии средняя месячная зарплата после уплаты налогов

На 20%
больше

украинских туристов посетили Латвию за первые 6 месяцев нынешнего года

На 22% вырос

товарооборот Латвии и Украины за первые шесть месяцев 2016 года

В июне Путин назвал катастрофой то, что Латвия за 25 лет независимости потеряла 20% населения. Как реагирует на подобные заявления латвийский МИД?

— Потеря населения вследствие миграции — объективный факт. Справиться с миграцией можно только поднимая уровень жизни, и мы работаем над этим. Сейчас средняя зарплата в Латвии уже выше, чем в Венгрии, — более 600 евро в месяц после уплаты налогов. Очень жаль, что, говоря о проблеме миграции, президент РФ не сказал, что эта проблема характерна для всех стран Европы, и в первую очередь для России. В Псковской и Калининградской областях картина еще более катастрофична, чем в Латвии. Нынешнее руководство РФ часто пытается подавать развал СССР как трагедию. Мол, когда Латвия была с Россией, и солнце светило ярче, и трава была зеленее. Но что бы ни было в прошлом, сейчас Латвия хочет строить свое будущее вместе с Евросоюзом и НАТО.

Не прибегает ли Россия в диалоге с латвийским правительством к газовому шантажу? Ведь Латвия покупает газ исключительно в РФ.

— Скажу больше: наше главное газовое предприятие Latvijas Gаze частично принадлежит Газпрому. Тем не менее мы никогда не сталкивались с попытками так называемого газового шантажа. Сейчас мы активно работаем над диверсификацией поставок "голубого топлива": участвуем в проекте, который должен соединить газотранспортные системы Литвы, Польши и Латвии, а также в создании финско-эстонской энергетической ветки. Кроме того, в случае необходимости мы сможем использовать небольшой LNG-терминал, расположенный в Литве, недалеко от Клайпеды.

"Гуманитарная проблематика"

По официальной статистике, в Латвии проживает около 25% русских. Это о них говорил Путин в своей речи 18 марта 2014 года, заявив, что сфера интересов России распространяется на все государства, в которых живет "самый большой разделенный народ в мире — русские". Видит ли правительство Латвии в этом проблему?

"Не думаю, что присоединение к России в качестве непризнанной республики сколько-нибудь привлекательно для жителей Даугавпилса"

— У нас действительно самое многочисленное российское меньшинство из всех стран Балтии. В Эстонии русских чуть меньше, а в Литве их почти нет: российская община по численности уступает польской. Рига в советские времена была самым крупным прибалтийским городом, здесь располагался штаб Прибалтийского военного округа. И хотя российский фактор в Латвии действительно очень силен, российские телеканалы преувеличивают его значимость. Среди так называемых русскоязычных жителей Латвии немало белорусов, украинцев, поляков. К тому же пример Украины показывает, что русскоязычные люди могут быть совсем не пророссийски настроенными.

Тем не менее они наверняка способствовали победе в 2014 году пророссийской партии "Согласие", получившей больше всего мандатов на выборах в сейм.

— Очень трудно определять степень "пророссийскости" той или иной партии. В Латвии есть гораздо более радикальные объединения, чем "Согласие", но они в сейм не прошли. Специфика нашей ситуации в том, что крен в сторону России происходит уже внутри европейского вектора.

Но в Латвии есть свой Донбасс — Латгалия, где очень многие живут ценностями русского мира, не говорят по-латышски и смотрят только российское телевидение. В Латвии применяют какие-то превентивные меры относительно возможного сепаратизма в стране?

— Я бы не спешил называть население Латгалии пророссийски настроенным. К примеру, мой отец — также уроженец этой области, но ему совсем не по душе русский мир. Правильнее будет сказать, что у жителей Латгалии несколько другие ценности, чем у остальной Латвии. Они живут в своем особом мире, несколько оторванном от Риги. Тем не менее вероятность сепаратистских выступлений там крайне низка. В последние годы в главный город Латгалии — Даугавпилс — идут большие вливания как из госбюджета, так и из Европы. Не думаю, что присоединение к России в качестве непризнанной республики сколько-нибудь привлекательно для жителей этого города.

Как будут действовать латвийская армия и натовский контингент, если в Даугавпилсе начнутся пророссийские демонстрации, организованные извне, а потом появятся вооруженные люди из числа коллаборантов?

— Мы делаем все, чтобы не допустить этого, прежде всего активно работаем с национальными меньшинствами, в том числе и Латгалии. Мы считаем, что Россия не станет начинать конфликт, даже гибридный, со страной НАТО. Но если все же начнет, у нас готов план обороны. Мне искренне жаль, что жителей России сейчас пытаются убедить, будто население стран Балтии недружественно настроено по отношению к ним. Латвия регулярно входит в список так называемых врагов России по результатам всевозможных российских соцопросов. Тем не менее никаких антироссийских настроений у нас не было и нет.

Но ведь антилатвийская пропаганда осуществляется с определенной целью.

— Подобные шаги очень важно принимать во внимание, и мы рассматриваем их как недружественные жесты. Вместе с тем мы понимаем, что для нынешней России ссора со всем миром вновь входит в норму. У нас уже есть большой опыт холодных отношений с Россией — до Второй мировой войны.

Тем не менее в Латвии беспрепятственно вещают российские телеканалы. Правительство не считает их угрозой национальной безопасности?

— Насколько я знаю, случаи полного запрета российских каналов были в Литве, мы же прибегали только к временному запрету — после совсем уж необъективной информации. Думаю, запретами ничего не решишь. Нужно работать с той частью пророссийски настроенного населения, которая готова выслушать альтернативные мнения, и дать ей возможность проанализировать информацию. Для этого мы, к примеру, включили в латвийские кабельные сети телеканал Министерства информационной политики Украины UA|TV, а также российский оппозиционный телеканал "Дождь".

Латвия попала в число 18 стран, оказавших наибольшую военную помощь Украине. О чем конкретно идет речь?

— Прежде всего о предоставлении на постоянной основе инструкторов, помогающих украинской армии перейти на стандарты НАТО. Мы также регулярно оказываем помощь в лечении и реабилитации бойцов с тяжелыми ранениями. Принимаем на отдых детей воинов АТО. Для украинских военных и для жителей Донбасса в Латвии регулярно собирают гуманитарную помощь — как на уровне городов, так и на уровне государственных и общественных организаций.

Привлечь инвестиции

Много ли потеряла Латвия от введенных Евросоюзом антироссийских санкций и ответных контрсанкций Москвы?

— В основном санкции отразились на производителях рыбных консервов и молокопродуктов. Однако в целом эти потери составили менее 2% от товарооборота с Россией. Если до войны доля РФ в латвийском экспорте составляла 9%, то сейчас она снизилась до 7%.

"Несмотря на голосование за независимость на референдуме, украинцы продолжали жить в советской реальности. А Латвия делала все, чтобы уйти от нее как можно дальше и вернуться в Европу"

Объемы торговли с Москвой стали падать еще до войны из-за экономического кризиса в России. Сейчас падение продолжается. Мы видим это не только по снижению покупательной способности россиян, но и по уменьшению количества российских туристов. К слову, с Украиной ситуация обратная: только за первые 6 месяцев нынешнего года в Латвию приехало на 20% больше туристов, чем в прошлом году. Украинцы также охотно едут к нам на работу. В прошлом году мы выдали гражданам Украины около 500 видов на жительство и открыли 1144 виз с разрешением на работу.

За первые шесть месяцев 2016 года товарооборот Латвии и Украины вырос на 22% . За счет чего?

— Увеличение товарооборота указывает на восстановление экономики Украины. Из Латвии в Украину идет в основном фармацевтика, составляющая около 40% всего объема экспорта. А из Украины в Латвию — металлы (40% импорта), алкоголь, соки, кондитерские изделия, подсолнечное масло и сельскохозяйственная продукция.

Как чувствует себя латвийский бизнес в Украине? Проявляют ли интерес латвийские бизнесмены к грядущей приватизации, объявленной украинским правительством?

— Главное препятствие для инвестиций в Украину — недостаточная защита прав иностранных инвесторов. Многие зарубежные компании, в том числе латвийские, сталкиваются в Украине с судебным произволом и рейдерством. И если две эти проблемы не решить, новые инвестиции привлечь не удастся. Если же они будут решены, поверьте, инвесторы будут бороться за право вкладывать в те или иные проекты в Украине. И это даже несмотря на войну.

Латвия за 25 лет решила множество проблем, над которыми Украина только начинает работать. Украинское правительство интересуется опытом латвийских реформаторов?

— Правительство Латвии выделило три приоритетные сферы, в которых готово поделиться опытом с Украиной. Первая — это децентрализация. Недавно представители нашего Министерства регионального развития были с рабочими поездками в Одессе, Львове и Чернигове, а теперь делегации из этих регионов должны приехать к нам. Вторая сфера — сельское хозяйство. В июне наш министр сельского хозяйства приезжал в Киев, а сейчас мы планируем его визит во Львовскую и Тернопольскую области. Украинских коллег интересует в первую очередь так называемая лесная реформа и практика создания молочных кооперативов в Латвии. Третья сфера — борьба с коррупцией.

О друзьях и пути в Европу

Латвия быстро превратилась из отстающей социалистической страны в развитое европейское государство. В чем залог такого стремительного развития?

— Мы изначально во многом отличались от Украины. Прежде всего были частью СССР не 70 лет, а 50. В начале 90-х еще были живы люди, помнившие довоенного президента Латвии. В Украине исторический багаж гораздо сложнее, что стало причиной появления политики многовекторности. Кроме того, несмотря на голосование за независимость на референдуме, украинцы продолжали жить в советской реальности. А мы делали все, чтобы уйти от нее как можно дальше и вернуться в Европу.

В Латвии видят Украину членом ЕС и НАТО?

"Чтобы Крым и Донбасс вернулись под украинскую юрисдикцию, нужно сконцентрироваться на создании экономически развитого государства"

— Сейчас много скептиков по поводу членства Украины в этих структурах, но их было не меньше и в 1994 году, когда латвийский сейм объявил о курсе на евроинтеграцию. Наш путь в Европу занял 10 лет, и мне кажется, главным фактором успеха стала наша решимость ждать сколько понадобится, и работать не щадя сил. Мы выполняли одну директиву за другой, стараясь превзойти ожидания европейских кураторов. Мне кажется, Украина ждет от Евросоюза каких-то сигналов, гарантий, а это лишнее. Нужно просто работать над внедрением евростандартов, чтобы вступление в ЕС и НАТО стало простой формальностью. Очень важно также найти друзей среди стран ЕС. Латвии войти в Европу помогли Скандинавские страны, заинтересованные в нашей евроинтеграции.

Brexit стал катализатором прогнозов возможного краха Евросоюза. Риски действительно большие?

Выход Великобритании из ЕС — большая потеря не только для самого Евросоюза, но и для Украины. Ведь это одна из трех ведущих стран Европы, всегда поддерживавшая восточную политику ЕС. Мне кажется, ошибочно рассматривать Евросоюз исключительно как экономическое объединение. На мой взгляд, это лучший мировой проект по обеспечению мира на планете. Он позволил заклятым историческим врагам подать друг другу руки и стать теснейшими союзниками. Можно сказать, что Вторая мировая война в Европе по-настоящему закончилась только с появлением Евросоюза. Еще один фактор, способствующий сохранению ЕС, — глобализация. На глобальном рынке маленькие страны неконкурентоспособны. Кроме того, благодаря членству в ЕС они получают гораздо больше возможностей влиять на мировую политику. Ну и, наконец, вопросы безопасности уже невозможно решить в одиночку.

Вы также являлись нерезидирующим послом Латвии в Молдове, а значит, хорошо знакомы с приднестровской проблемой. Как законным хозяевам Приднестровья, Крыма и Донбасса вернуть эти территории?

— С одной стороны, в Приднестровье нет базиса для независимости. Но с другой, за 25 лет некая общность все же сформировалась, и для ее успешной интеграции в Молдову нужно уже что-нибудь предложить этому региону. Но сейчас Молдова сама борется с серьезнейшими экономическими проблемами, и очевидно, что у приднестровцев нет большого стимула объединяться с самой бедной страной в Европе. В Украине похожая ситуация. Чтобы Крым и Донбасс вернулись под украинскую юрисдикцию, нужно сконцентрироваться на создании экономически развитого государства. Я не сомневаюсь в восстановление целостности и Молдовы, и Украины. Но это долгий процесс.

Латвия ждала освобождения от оккупантов 51 год. И тот факт, что оккупацию 1940 года не признали США, Великобритания, Франция и другие страны, помог нам быстро восстановить независимость. То, что сейчас мировые лидеры не признают оккупацию Крыма и Донбасса и не соглашаются с "государственностью" Приднестровья, я считаю ключевым фактором для возврата этих территорий законным владельцам.