Разделы
Материалы

Побеждает кока. Жители Колумбии не хотят войны и не верят в перемирие

Леонид Швец
Фото: Getty Images

Колумбийцы отказались остановить самую продолжительную в истории гражданскую войну. Но и воевать тоже никто не хочет. И только на плантациях коки все хорошо

26 сентября президент Колумбии и лидеры марксистской партизанской группировки ФАРК в присутствии президентов Кубы и Венесуэлы, а также генсека ООН и госсекретаря США подписали мирное соглашение, которое должно было поставить точку в 52-летнем противостоянии. Однако на последовавшем референдуме, призванном закрепить большую дипломатическую победу, колумбийцы отказались мириться с ФАРК: из 37% голосовавших больше половины сказали "нет". Это не помешало Нобелевскому комитету отдать Премию мира в этом году президенту Хуану Мануэлю Сантосу. Только теперь это награда авансом. 31 декабря истекает дата оговоренного перемирия.

Не забудем, не простим

Чтобы понять, почему колумбийцы не верят в успех примирения и даже не хотят его, нужно уяснить, что в стране практически нет семей, которых бы не коснулась гражданская война, продолжающаяся с 1964 года. Более 220 тысяч убитых, 30 тысяч похищенных, 25 тысяч пропавших после похищения без вести, семь миллионов вынужденных покинуть свои дома. От мин с 1990 года тут погибло и покалечилось 11 тысяч человек, больше только в Афганистане. ФАРК творила такие преступления, что простить им все и допустить существование рядом, как ни в чем не бывало, готово меньшинство.

Соглашение о мире — это не листок бумаги, оно содержит 297 страниц, на которых изложена целая программа адаптации бывших партизан к мирной жизни. Те из них, кто добровольно расскажет о своих преступлениях, если такие были, избегут тюремного наказания, будет лишь ограничена их свобода передвижения по стране. Демобилизованные бойцы ФАРК получат небольшие пособия, чтобы завести свое дело. Политическим представителям партизан обещано по пять мест в верхней и нижней палатах парламента на два ближайших электоральных цикла. Выходит, те, кто занимался долгие годы террористической деятельностью, будут награждены за нее, в отличие от законопослушных граждан, которым не положено никаких льгот. Палачи получат преимущество перед многолетними жертвами.

С началом мирных переговоров плантации коки тут же увеличились вдвое. Сейчас колумбийский урожай наркосырья снова самый большой в мире

Самым ярым противником мирного соглашения и лидером движения против прощения ФАРК выступает бывший президент Колумбии Альваро Урибе Велес, чей отец был убит в 1983 году во время попытки похищения. Для него делом чести является наказание убийц. Во время президентства Велеса с 2002-го по 2010 год с партизанами и всеми, кто подозревался в связи с ними, не церемонились. Тогда от рук неофициальных "эскадронов смерти" пострадало много неповинных людей, в том числе политические оппоненты президента. Сейчас часть его бывших соратников, включая двух братьев, родного и двоюродного, и шефа разведки, находится в заключении по обвинениям в тяжких преступлениях такого рода. Но многие считают, что именно установка на жестокое подавление ФАРК принесла результаты, и они, в общем, правы.

Мода на галстук

К сожалению, к насилию этой многострадальной стране не привыкать. Это только с ФАРК война идет 52 года. А период с 1948-го по 1958 год в истории Колумбии так и называется: LaViolencia — "насилие". Спровоцированная борьбой Либеральной и Консервативной партий бойня среди крестьян за передел земли унесла тогда жизни 200–300 тысяч человек, по разным оценкам. Сотни тысяч остались инвалидами.

По жестокости той гражданской войне нет аналогов. Стороны будто пытались перещеголять друг друга в изобретении пыток и казней. К крестьянской беспощадности добавлялась индейская изощренность. Людей медленно резали живьем, наносили сотни небольших уколов, чтобы жертва истекла кровью. Казнь, когда в горле проделывалось отверстие, через которое палач вытаскивал язык жертвы, получила название "колумбийский галстук", ее потом возьмут на вооружение в мафии. Распятие и повешение вовсе не считались чем-то особенным. Массовые изнасилования и убийства детей были повсеместным явлением.

После того как войну удалось прекратить, недовольные договоренностями партизанские отряды леваков отказались признавать мир и осели далеко в горах. Из них-то и образовались в начале 1960-х Революционные вооруженные силы Колумбии — по-испански Fuerzas Armadas Revolucionariasde Colombia, FARC. Вдохновленные примером Кубы и ведомые идеями Маркса, Ленина и Боливара, партизаны-революционеры начали борьбу, опираясь на население горных районов, и попытались захватить власть в одной из провинций — Маркеталии. Та попытка была подавлена, и противостояние с правительством стало носить затяжной характер, без особого успеха с обеих сторон. Пока партизаны коренным образом не пересмотрели вопросы финансирования своей деятельности.

Наркореволюционеры

Отряды ФАРК контролировали районы, где местные крестьяне выживали за счет выращивания коки, и своего рода налогообложение зависимого населения в пользу "народного дела" здесь всегда практиковалось. После скачка наркоторговли в 60–70-х годах власти Колумбии при помощи США начали борьбу с местными наркокартелями, и это привело к непредсказуемому результату: место наркобаронов заняли руководители ФАРК. Распад СССР и соцлагеря вынудил их к поиску новых источников финансирования. После уничтожения в начале 90-х знаменитого Медельинского наркокартеля контроль за выращиванием сырья и дальнейшим трафиком наркотиков из колумбийской Амазонии перешел в руки сторонников дела Маркса, Ленина и Боливара — где-то полностью, где-то в сотрудничестве с "партнерскими" организациями.

Cловно Феникс. Огромные усилия по уничтожению плантаций коки не дают решающего результата

Это резко увеличило доходы ФАРК, позволило партизанам нарастить ряды и перевооружиться. По уровню обеспечения это была самая богатая и экипированная антиправительственная сила в мире. На пике своего могущества, в конце 90-х, "революционная армия" составляла боле 20 тысяч бойцов. На смену мелким вылазкам пришли масштабные операции.

Под контролем ФАРК оказалось 40% территории страны с 40-миллионным населением, серьезная угроза нависла над столицей, Боготой. Вдобавок к производству и трафику наркотиков "революционеры" поставили на конвейер киднепинг — похищение людей с дальнейшим требованием выкупа. Молодые люди в контролируемой партизанами зоне получали ясные перспективы занятий и заработка. "Молодые" тут даже не совсем правильное слово: порой среди захваченных боевиков до 70% составляли мальчишки и девчонки в возрасте до 14 лет. Доля женщин среди партизан — около 40%.

Правительство Колумбии было не в силах справиться с этой напастью и обратилось за поддержкой к США. Эра борьбы с исламским терроризмом была впереди, а вот угроза со стороны наркомарксистской дури из Латинской Америки ощущалась реально и требовала серьезного ответа. Тогдашний американский президент Билл Клинтон пообещал тогдашнему президенту Андресу Пастране Аранго всестороннюю помощь.

План "Колумбия"

В короткие сроки посольство США в Боготе превратилось в самое многонаселенное американское посольство в мире: к 2003 году тут работало пять тысяч штатных сотрудников и контрактников. Сюда перебрались советники всех мастей, в первую очередь специалисты с заметной военной выправкой. Колумбийцы и до этого привлекали к подготовке своих подразделений инструкторов из Израиля и Британии, но американцы поставили дело на широкую ногу.

Было увеличено количество антипартизанских подразделений, их укомплектовали боевыми и транспортными вертолетами, увеличив быстроту реагирования. Районы действия ФАРК накрыли системой слежения, используя разведывательные самолеты. Партизанам пришлось забыть о перемещении колоннами, открытых лагерях и длительных привалах. Здесь была запущена сверхсекретная программа ЦРУ с использованием ракет со спутниковым наведением, с помощью которой уничтожались командиры ФАРК. Так в 2010 году был убит командующий группировки Моно Хохой.

Не получается. Лауреат Нобелевской премии мира президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос не смог убедить граждан голосовать за мир

Был создан специальный фонд, из которого поощрялись те партизаны, которые соглашались сотрудничать с властями в обмен на информацию или дезертировали. Большие суммы назначались за головы командиров. Тот же Моно Хохой в 2008 году обнаружил заговор среди своей охраны: перспектива разделить обещанные $5 млн показалась им заманчивой. Популярная среди боевиков командующая одним из фронтов Карина сдалась в 2008 году военным, поскольку боялась, что подчиненные убьют ее, чтобы получить объявленную награду от правительства в $900 тыс. Перед этим именно так поступили охранники Ивана Риоса, командующего ФАРК, ради $2,5 млн.

Одновременно "парамилитарес", эскадроны смерти, поощряемые преемником Пастраны президентом Урибе, беспощадно зачищали горные деревни. На ФАРК осуществлялось колоссальное давление. Численность партизан и территория под их контролем резко сократились.

15 лет действия плана "Колумбия" и $10 млрд, вложенных в него правительством США, дали результаты. Количество убийств в стране сократилось с 29 тысяч в 2002 году до трех тысяч в 2015-м, в десять раз, похищения с целью выкупа — с трех тысяч до двухсот случаев, в пятнадцать раз. В 2012 году Тимолеон Хименес, заняв пост руководителя ФАРК после убийства прежнего лидера, Альфонсо Кано, в бою с колумбийской армией тут же запросил мира. Кстати, Тимолеон носит прозвище Тимошенко — в честь советского маршала времен Второй мировой: биография партизана мутная, но вроде бы он жил и учился в СССР и на Кубе.

Битва за урожай

Дорогая и долгая операция была направлена не только против колумбийских партизан, но также (для американского конгресса, выделявшего деньги, в первую очередь) против местного производства наркосырья. Так, за эти годы гербициды были распылены над совокупной территорией в 1,6 млн га посевов коки. Влияние на здоровье местных жителей гербицида глифосат — отдельная тема. Комплекс мер привел к тому, что производство наркотика в Колумбии упало на 75%, и страна за долгие годы впервые уступила Перу первое в мире место по выращиванию коки.

Колумбийцы, уставшие от десятилетий насилия, не верят в мечты

Но с началом мирных переговоров, когда интенсивность боев немного спала, плантации коки тут же увеличились вдвое. Сейчас колумбийский урожай выше, чем перуанский и боливийский (третье место в мире) вместе взятые.

Одна из труднейших проблем объяв­ленного, но так и не закрепленного народным согласием прекращения войны в том, что значительное число вчерашних бойцов ФАРК продолжает заниматься тем, чему научились в партизанских отрядах: контролировать и обеспечивать производство коки и трафик наркосырья. Намерения властей заменить коку в качестве сельскохозяйственной монокультуры на кофе или какао остаются мечтами: и дело новое, и прибыль совсем не та.

Белый дом уже поддержал планы перезапуска операции "Колумбия" под новым названием — Peace Colombia и планирует выделить на нее более $450 млн в год. Всего же, по некоторым оценкам, настоящий мир, возвращение под власть центра десятилетиями неуправляемых территорий обойдется Колумбии в $40 млрд. Где эти миллиарды? А кока — вот она. Колумбийцы, уставшие от десятилетий насилия, не верят в мечты.

Фото: Getty Images