Пять неологизмов в английском языке, которые становились словом года за последние пять лет
Общество немецкого языка в Германии, Датский языковой совет в Дании, словарь современного украинского языка "Мислово" в Украине и другие организации и экспертные сообщества в разных странах регулярно выбирают слова, которые символизируют собой тот или иной год у себя на родине. Например, в Украине таких слов года пока всего три: "Евромайдан" в 2013-м, "киборги" в 2014-м и "блокада" в 2015-м. Для сравнения: в России за этот же период словами года становились "госдура", "крымнаш" и "беженцы". Но, пожалуй, самым авторитетным из всех подобных жюри является Издательство Оксфордского университета (Oxford University Press), ежегодно выбирающее слово года в США и Великобритании. Изначально для этих двух стран слова выбирались по отдельности, но в последние годы они, как правило, совпадают — за прошедшие пять лет было лишь одно расхождение, в 2012 году.
2016. Post-truth (постправдивый)
Издатели Оксфордского словаря английского языка остановили свой выбор на прилагательном, обозначающем "обстоятельства, в которых объективные факты играют меньшую роль в формировании общественного мнения, нежели обращения к эмоциям и личным убеждениям". Слову более двадцати лет, но в год референдума о выходе из состава ЕС Великобритании и президентской избирательной кампании в США частота его употребления взлетела до небывалых высот. В итоге "постправдивый" опередил прочих конкурентов, среди которых Brexiteer (человек, поддерживающий Brexit), chatbot (программа, способная имитировать общение с пользователями) и glass cliff (ситуация, при которой представитель меньшинства добивается лидерских позиций).
2015. Эмодзи "лицо со слезами радости"
В прошлом году главным словом впервые стало не слово, а значок эмодзи, известный как "лицо со слезами радости". Смеющийся смайлик в 2015-м стал самым популярным эмодзи в англоязычном регионе — на него пришлось 20% всех британских пиктограмм и 17% всех американских. В итоге этот эмодзи обошел ad blocker (блокировщик рекламы на веб-страницах), Brexit (выход Великобритании из Евросоюза), refugee (беженец) и sharing economy (долевая экономика).
2014. Vape (курить электронную сигарету)
Сокращение от "пар" или "испарение" может быть как глаголом, обозначающим вдыхание и выдыхание пара электронной сигареты, так и существительным, называющим соответствующий процесс или устройство. Слово достигло вершины своей популярности в апреле 2014 года — после того, как в Лондоне открылось первое кафе для вейперов, а в Нью-Йорке прошли митинги протеста в ответ на решение местных властей запретить курение электронных сигарет в помещении. Также в шорт-листе — 2014 фигурировали normcore (стремление выглядеть максимально обычно как направление в моде), contactless (бесконтактный) и slacktivism (политическая и социальная активность, не требующая больших усилий, например подписание онлайн-петиций).
2013. Selfie (селфи, автопортрет)
Впервые слово, обозначающее фотографию самого себя, как правило, сделанную смартфоном или веб-камерой и размещенную в социальных сетях, появилось осенью 2002 года на одном из австралийских веб-форумов. А десять лет спустя оно стало популярно настолько, что опередило в рейтинге Oxford University Press bitcoin (биткоин, виртуальная валюта), unlike ("разлайкать") и binde-watch (запоем смотреть сериалы).
2012. Omnishambles (полная разруха),
To gif (создавать GIF-файлы)
Неологизм, изобретенный сценаристами британского комедийного сериала "Гуща событий" (The Thick of It), образован из двух слов: латинской приставки omni-, которую можно перевести как "все-" или "всеобщий", и английского слова shambles — "неразбериха", "разрушения", "руины". Omnishambles стало словом года в Великобритании, тогда как в Штатах этот же титул достался глаголу to gif — "создавать гифки", образованному от одноименного формата движущихся графических изображений. В этом году со словами-лидерами конкурировали "еврогеддон", "супершторм" и "бозон Хиггса".