Разделы
Материалы

Разгневанная демократия. Против чего протестует румынский Майдан

Алексей Коваленко
Фото: Irule.ro

Нынешние протестные акции в Румынии — крупнейшие со времен свержения Чаушеску. Фокус разбирался в причинах протестов и проанализировал, чем они могут закончиться

Вторую неделю главная площадь Бухареста остается центром протеста сотен тысяч румын. По данным местных медиа и самих митингующих, это самые крупные акции протеста со времен свержения Чаушеску. До полумиллиона активистов протестуют против правительственных законопроектов об амнистии и изменениях в уголовном кодексе. Митингующих поддержали президент, прокурор, Брюссель и даже патриарх. В результате румынское правительство решило отозвать постановление о декриминализации некоторых коррупционных правонарушений, но люди с главной площади Бухареста не ушли.

О местном бароне

Протестующие на площади Виктории выступают против коррупции во власти. Один из лозунгов — отставка правительства, сформированного победившей в декабре прошлого года Социал-демократической партией (СДП). Эта политсила связана с коррупционными скандалами, самые громкие из которых касаются их лидера Ливиу Драгня. В прошлом он был региональным политиком и президентом областного совета. Медиа прозвали Драгня "местным бароном". Политику, претендовавшему на национальный масштаб, принадлежали земельные участки, загородные резиденции и гостиницы. В 2009 году "местный барон" стал министром регионального развития и возглавил СДП.

Карьера Драгня шла вверх, пока этим человеком спустя шесть лет после назначения в министерское кресло не заинтересовалось Национальное управление по борьбе с коррупцией. Ведомство обвинило политика в подкупе избирателей и фальсификации результатов национального референдума. Драгня присудили один год условно. Апелляционный суд добавил ему еще один год при попытке оспорить предыдущий приговор.

После подобного судебного вердикта "местный барон" не мог претендовать на государственные должности, но амбиции не позволили ему смириться. Так появилось постановление о декриминализации некоторых коррупционных правонарушений. Оно предусматривает амнистию для многих коррупционеров, в том числе из партии Драгня, а также повышение барьера криминализации коррупционных преступлений до 200 тыс. лей. С учетом того, что доказанный ущерб Драгня в два раза меньше, такие решения позволили бы ему выйти сухим из воды. Под амнистию должны были попасть 2,7 тыс. человек, но народ Румынии с этим не согласился.

На сегодняшний день протестующие в Румынии разделены на два лагеря

"Протесты в Румынии показали, что народ достаточно силен для борьбы с несправедливостью и коррупцией. Партия власти отложит, возможно, на несколько месяцев намерение сделать кражу из государственных фондов безнаказанной. Но они будут пытаться до тех пор, пока не сделают это, ведь против их лидера Ливиу Драгня возбуждено уголовное дело. В ином случае ему не избежать тюрьмы за злоупотребление властью. Если СДП снова попытается все это провернуть, люди опять выйдут на протесты", — рассказывает редактор румынского издания Cotidianul Дан Нику.

Голоса протестов

Люди на площади Виктории настроены решительно, но все акции проходили мирно. На второй день протестов были стычки между правоохранителями и фанатами местного футбольного клуба "Динамо". Активисты не поддержали ультрас, подозревая их в связях с руководством клуба, которое, в свою очередь, приближено к правящей партии.

После того как правительство Румынии не стало спешить с выполнением главного требования — отменой скандальной декриминализации, на площади Виктории начали звучать новые требования: отставка правительства и досрочные парламентские выборы. Не успокоило активистов даже заявление премьер-министра Румынии Сорин Гриндяну о нежелании разделять страну.

У движения протеста не было каких-то конкретных лидеров, а оппозиция оказалась достаточно слабой и разделенной, чтобы возглавить его. Тем не менее к идеям румынского Майдана быстро примкнули президент Румынии Клаус Йоханнис, генеральный прокурор и политики из Брюсселя. Главу государства избрали при поддержке Национал-либеральной партии, а бороться с коррупцией он обещал еще во время президентской кампании, впрочем, это не помешало протестующим требовать его отставки. Странную ситуацию объясняет Дан Нику: "Протестующие, которые требуют отставки президента, на самом деле являются сторонниками Социал-демократической партии. Они считают, что Йоханнис в сговоре с иностранцами, которые хотят сделать Румынию "колонией Европы и Америки".

На сегодняшний день протестующие разделены на два лагеря. Одна часть выступает за отставку премьер-министра Гриндяну и лидера социал-демократов Драгня с должности председателя палаты депутатов. Вторая часть, гораздо меньшая, поддерживает СДП и требует отставки Йоханниса. "Выступления против правительства начались еще 18 января, пик протестов был 5 февраля. Это самая многочисленная акция за всю историю государства. Даже на революции 1989 было меньше людей. В тот день перед зданием правительства собралось 300 тыс. протестующих и еще столько же — в 50 городах по всей Румынии", — говорит Дан Нику.

В ожидании ответа

"Всем придется идти на компромиссы, но в следующий раз СДП подумает дважды, выбирая между своим лидером-коррупционером и народным гневом"

Как бы правящая партия ни пыталась защитить своего лидера, не реагировать на требования протестующих она не может. Упустив момент, когда можно было относительно безболезненно отказаться от скандального постановления, правительство увеличило шанс своей отставки и даже досрочных перевыборов. Впрочем, выполнение этих требований протестующих все еще остается маловероятным: попытка отставки правительства 8 февраля не увенчалась успехом — для принятия решения не хватило голосов парламентариев. Тем не менее удалось добиться обещания премьер-министра отправить в отставку или попросту отстранить от должности министра юстиции Флорин Йордаке.

"Будет очень трудно отправить правительство в отставку. Для этого не удастся собрать нужное количество голосов в парламенте. Разве что под давлением общественности, Брюсселя и президента правительство само уйдет в отставку. Маловероятны и перевыборы. Парламентские выборы были совсем недавно. К ним может привести только серьезный конфликт, после которого Румыния войдет в полосу политической, экономической и социальной нестабильности", — объясняет аналитик Института мировой политики Леонид Литра.

По его мнению, единственным правильным решением будет отказ от принятия постановлений о декриминализации коррупционных правонарушений, а также отставка правительства. Опасность заключается и в том, что в случае досрочных перевыборов политический ландшафт не сильно изменится — СДП мобилизует свой электорат и может снова выиграть. Скорее всего, президент Румынии вынашивает другой хитрый план — переманить на свою сторону партию ALDE — Альянс либералов и демократов, который состоит в коалиции с СДП. Тогда правящая партия уже не будет иметь большинства в парламенте. Для осуществления подобного замысла нужно просто ждать, пока СДП еще больше скомпрометирует себя. Затягивание времени может также позволить слабой и разрозненной оппозиции сплотиться. Президент даже инициировал референдум с целью уточнить у румын, хотят ли они продолжения борьбы с коррупцией.

С начала событий на площади Виктории румынские протесты сравнивали с украинским Майданом 2013-2014 годов. У них действительно много общего: сотни тысяч людей выходят на улицу, у них нет серьезных лидеров. Кроме того, две страны объединяет проблема тотальной коррупции. Однако протесты происходят в совершенно разных обстоятельствах. "В Румынии не Майдан, а протест против коррупции и борьба за верховенство права. Это результат многолетнего строительства демократии. Во времена украинского Майдана Украина не напоминала демократию", — отмечает румынский политолог Октавиан Гроза-Милевски.

Румынские протесты — демонстрация демократии в действии. Активисты, увидев, что их требования игнорируются, перешли на другой уровень, заменив лозунги на более опасные для правящей Социал-демократической партии. Скорее всего, всем придется идти на компромиссы, но в следующий раз СДП подумает дважды, выбирая между своим лидером-коррупционером и народным гневом.