Разделы
Материалы

Смертельное братство. Что означает убийство члена правящей династии Северной Кореи

Леонид Швец
Фото: Getty Images

Гибель Ким Чен Нама, члена правящей династии Северной Кореи, чревато дальнейшим обострением ситуации в этом и без того взрывоопасном регионе

Никто не сомневается в том, что в международном аэропорту малайзийской столицы Куала-Лумпур произошло убийство. Полный сорокалетний мужчина с китайскими документами на имя Ким Чен Чхоля пожаловался в медпункте, что задыхается, в глазах чувствует жжение, изо рта у него шла пена. До больницы скорая его не довезла. К моменту смерти власти Малайзии уже знали, что погибший — брат лидера КНДР Ким Чен Ына. А это в любом случае скандал, как ни крути.

Розыгрыш

Уже арестована группа людей, еще несколько человек находятся в розыске, но пока нет ясности, как было осуществлено покушение, хотя какие-то моменты и попали на видеокамеры, расположенные в аэропорту. Девушка в белом свитере с надписью на груди LOL (аббревиатура laughing out loud — "с громким смехом") подошла сзади к мужчине у стойки, прижала к его лицу какой-то платок и ушла. Якобы перед этим другая девушка прыснула ему чем-то в лицо из баллончика с аэрозолем. Сейчас обе девушки, вьетнамка и индонезийка, задержаны и дают показания. Арестован и молодой человек одной из них, который будто бы предложил им за небольшую сумму поучаствовать в съемках смешных сцен для реалити-шоу. До нападения на Ким Чен Нама они уже снялись в нескольких подобных сценках.

То ли это версия, направленная на то, чтобы запутать следствие, то ли девушек и вправду использовали вслепую. Вполне может быть, что они вообще служили для отвлечения внимания, а настоящий убийца сделал смертельный укол до этого либо в туалете, где Ким Чен Нам пытался промыть глаза. Ни яд, ни способ его проникновения в организм убитого пока не названы. Но сам способ убийства, средневековый по методу и подчеркнуто современный по медийности, производит неизгладимое впечатление. Это явно почерк жестокой восточной деспотии, но, с другой стороны, почерк же можно и подделать.

В общем, если совсем честно, то пока нельзя с большой долей уверенности утверждать ни о чем. Можно лишь предполагать. И эти предположения с неизбежностью ведут к Ким Чен Ыну, высшему руководителю Корейской Народно-Демократической Республики, младшему сводному брату убитого Ким Чен Нама.

Женский вопрос

Младшенький. Правящий член семейства Кимов не любит конкуренции

Чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в правящем семействе, нужно заглянуть немного назад. В нашем случае это просто: за все время существования КНДР там было всего три вождя: основатель Ким Ир Сен, руководивший страной с 1948-го по 1994 год, Ким Чен Ир (1994–2011), и с 2011 года правит внук Ким Ир Сена и сын Ким Чен Ира — Ким Чен Ын. У деда было две жены, Ким Чен Ир — сын от первой. Когда он пришел к власти, первым делом подальше задвинул мачеху и ее детей. Никто из них физически не пострадал, но властью они не обладали. Это особенно заметно на фоне родной сестры Ким Чен Ира — Ким Ген Хи, которую брат не забывал продвигать.

У самого Ким Чен Ира, плейбоя и любителя красивой жизни, насколько может быть красивая жизнь в Северной Корее, с женщинами и детьми от них настоящая кутерьма — сколько там кого было, никто толком не знает. Старшим считался Ким Чен Нам, которого вот теперь убили. Его матерью была киноактриса и секс-символ Сон Хе Рим — будущий наследник престола увел ее тогда от мужа-писателя, тоже весьма знаменитого. Великому вождю проделка сына не понравилась, и он не дал добро на брак. Ким Ир Сен без труда нашел себе другую красавицу, танцовщицу Ко Ен Хи, которая родила ему троих детей, в том числе нынешнего правителя Ким Чен Ына. Законная супруга и та, что ею не стала, терпеть друг друга не могли, что вполне понятно. Не любили друг друга и их дети, как это было и в случае с Ким Чен Иром и его сводными.

Для взаимной нелюбви в случае с внуками Ким Ир Сена появилась важная причина: поскольку дед установил столь необычную для коммунистических диктатур практику семейного наследования власти, ставка в конкуренции была повышена максимально. Она ожесточалась еще одним обстоятельством. С одной стороны, Ким Чен Нам мог претендовать на звание преемника в силу своего старшинства. Однако он все же был рожден вне брака и от разведенки, что в свое время порицал дед, великий вождь. Но у второй жены Ким Чен Ира тоже был серьезный недостаток: ее семья приехала в КНДР в 60-е годы из ненавистной всем корейцам Японии, и у нее была какая-то доля японской крови. В общем, на кого поставит папа, было долго неясно, и вплоть до 2000-х первым претендентом считался Ким Чен Нам.

"Толстый медведь"

Но старшенький отца подвел. В мае 2001 года он был задержан в аэропорту Токио, по разной информации, то ли с веселыми девчонками, то ли со своим четырехлетним ребенком и его няней, чтобы показать им местный Диснейленд. Северокорейский наследник прилетел по поддельному паспорту Доминиканской Республики на китайское имя Пан Сюн — "толстый медведь": парень с юмором. Японцы отпустили его после трех дней допросов. После этого вопрос о преемничестве для него был закрыт, а из Швейцарии домой вызвали Ким Чен Ына, чтобы приступить к его подготовке на высший пост.

Ким Чен Нама это, похоже, ничуть не расстроило. Он стал все больше времени проводить в Пекине, а потом перебрался в Макао — островок капитализма в Китае, наподобие Сингапура. Впрочем, в Сингапуре он позже тоже купил жилье и создал еще одну семью, в Пекине была третья. Деньги на жизнь ему подбрасывали с родины, да и китайские товарищи не жадничали: сын Ким Чен Ира был для них вроде условного заложника. Хотя несостоявшийся правитель вел образ жизни свободный, большим гуленой его не назовешь: ставки в игорных заведениях, куда он любил захаживать, не превышали нескольких тысяч долларов, и до безумств не доходило. Иногда среди долларов, которыми он расплачивался, находили фальшивые, видимо, из сумм, пришедших из дому, — северокорейские спецслужбы такие штуки любят.

В лице безобидного Ким Чен Нама младший брат мог чувствовать угрозу со стороны Китая

От всяких комментариев происходящего в Северной Корее он воздерживался, от журналистов отшучивался и буквально разок сказал, что реформы не помешали бы, но развивать тему не стал, пожелав брату успехов. Правда, на похороны отца в 2011 году не поехал. И хотя никаких очевидных проблем режиму чучхе он не создавал, якобы после прихода к власти Ким Чен Ын отдал постоянно действующий приказ убить брата. В прессе и заявлениях южнокорейских спецслужб стали появляться сообщения о предотвращенных покушениях на Ким Чен Нама, но можно ли им доверять в условиях взаимной пропагандистской войны Севера и Юга — отдельный вопрос.

Нет причины не убить

Никто бы не удивился, если бы заказ на убийство из уст нового молодого лидера КНДР прозвучал. С момента его прихода к власти слухи о регулярных и весьма жестоких по исполнению чистках в высшем руководстве циркулируют непрестанно. В случае с этой плотно закрытой страной детальную информацию получить немыслимо, но эксперты называют цифры от 140 до 300 человек старой гвардии, лишившихся своих постов. Какая-то часть из них была казнена, и приводятся страшные подробности, вроде публичного расстрела из зенитных пулеметов, но это тоже может быть пропагандистской фантазией. Хотя может и не быть.

О том, что Ким Чен Ын не церемонится с родственниками, свидетельствует судьба Чан Сон Тхэка, одно время фактически второго человека в стране. Достаточно сказать, что он курировал службу безопасности и был женат на сестре Ким Чен Ира —

Ким Ген Хи. Влияние этой пары было чрезвычайным после смерти Ким Чен Ира, они видели себя наставниками молодого вождя. Кого видел в них вождь — неясно, но в конце 2013 года Чан Сон Тхэка арестовали за "коррупционные преступления, употребление наркотиков, непристойные отношения с женщинами, увлечение азартными играми и другие нарушения" и расстреляли за попытку государственного переворота. Это про его казнь говорили, что в ход пошли зенитные пулеметы. Тетушка Ким Ген Хи, может, и жива, но ее больше не видно.

В лице безобидного Ким Чен Нама младший брат мог чувствовать угрозу со стороны Китая. При какой-то комбинации, отстраняющей от власти Ким Чен Ына, старший брат послужил бы в руках китайцев марионеточным правителем КНДР, все-таки наследник. Говорят, что Ким Чен Нам мог быть человеком, на которого были заведены секретные счета северокорейского руководства в целом, либо какие-то огромные суммы, которыми распоряжался расстрелянный Чан Сон Тхэк. Якобы на приказ брата вернуться с деньгами на родину он ответил отказом и за это поплатился жизнью. Но Ким Чен Нам совсем не производит впечатления человека, который тайно ворочал миллионами и которому такое могли вообще доверить.

Эрик Саакян о своем друге Ким Чен Наме: "Он очень переживал по поводу ситуации в его стране. И действительно сочувствовал своему народу. Это давило на него, потому он не мог ничего с этим поделать"

Кто остановит Ына?

Сейчас люди, поддерживавшие отношения с убитым, вспоминают, что он высказывал намерение перебраться в Европу, например, в Париж, опасаясь за свою жизнь. Хотя китайские спецслужбы и обеспечивали его безопасность, в Куала-Лумпуре никого из охраны рядом не было, и это тоже подозрительный момент. Зато сейчас из Парижа в Куала-Лумпур прилетел его сын Ким Хан Соль, он учится во французском элитном вузе. Его цель — доставить тело отца в Макао.

Если Ким Чен Нам был убит как гипотетический наследник и потому конкурент нынешнего правителя КНДР, то опасность висит и над сыном убитого. Тот еще больший вольнодумец, чем его отец. Однажды Ким Хан Соль, который запросто носит серьгу в ухе и красится в блондина, назвал своего правящего дядьку диктатором. Парня сейчас усиленно охраняют.

В то же время представители северокорейского посольства в Малайзии требуют передать тело в их распоряжение и заранее отказываются признавать любые результаты судебно-медицинской экспертизы. Но малайзийцы заявили, что не потерпят давления на следствие.

Пока эта жуткая история продолжает развиваться в скандальном ключе, сама дикость преступления убеждает окружающих в том, что Ким Чен Ын — носитель злой мстительной воли и от него можно ожидать чего угодно. В свете разработок северокорейскими учеными межконтинентальной баллистической ракеты с ядерными компонентами, способной достигать территории США, "чего угодно" выглядит пугающе. А раз так, то не лучше ли нанести превентивный удар? Никто не поручится, что другой источник неожиданностей, Дональд Трамп, не примет такого решения, он уже пообещал "очень решительно заняться Северной Кореей" после того, как там испытали ракету средней дальности. Две непредсказуемые величины — это уже слишком много, чтобы на Корейском полуострове и в регионе в целом царила безмятежность.