Лукашенко, находящийся у власти более 22 лет, постепенно меняет свою политику и раскладывает яйца по разным корзинам, хотя с окончательным выбором все еще не определился
Бунт в тихой гавани
На прошлой неделе в Беларуси состоялись самые массовые акции протеста за последние годы. Несколько тысяч человек вышли на улицы Минска, еще через пару дней — две тысячи в Гомеле и сотни людей — в других областных центрах. Поводом для акций стал декрет президента Беларуси Александра Лукашенко "О предупреждении социального иждивенчества", больше известный как "декрет о тунеядстве". Согласно ему граждане, проживающие в Беларуси и не имеющие работы, обязаны выплатить государству около $200 или отработать определенное количество времени. Власти объясняют это тем, что всему населению бесплатно предоставляются различные социальные услуги — медицинская помощь, пользование дорогами и так далее, часть людей услугами пользуется, а налоги не платит.
Столь непопулярная мера была введена президентом — еще в 2014 году, когда положение экономики страны не было таким тяжелым. Сейчас же экономика Беларуси находится в глубоком кризисе, и такие суммы для населения являются весьма ощутимыми. Социальные протесты неизбежны, и власть вынуждена менять тактику реагирования. Противодействия со стороны силовиков на этих акциях не было, что необычно для Беларуси, где ранее демонстрации заканчивались задержаниями участников и крупными штрафами. Подобные смягчения невозможны без санкции высшего руководства страны.
Организаторами акций являются лидеры оппозиции, среди которых бывший кандидат в президенты Николай Статкевич, приговоренный к шести годам заключения после силового разгона протестов в 2010 году. Его помиловал Лукашенко в 2015-м, накануне очередных президентских выборов. Сегодня действовать так же жестко стало опасно — в своих последних заявлениях Лукашенко недвусмысленно намекает на угрозу со стороны России. И хотя президент никак не комментировал нынешние акции протеста, не исключено, что он пойдет на уступки — его риторика за последние годы претерпела немало изменений.
Война за миллиарды
Основной головной болью для Лукашенко остается экономическое партнерство с Россией. Поводом для очередного обострения стали выплаты за поставленный в 2016 году газ, цена которого до сих пор не согласована. При этом Россия требует доплаты в размере $550 млн. Такая сумма возникла из-за спора о равнодоходных ценах — в межправительственном соглашении Беларуси и России последняя обязалась перейти на них, если внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) цена на газ для внутренних потребителей будет отличаться от цены для внешних. Этого не произошло, и Россия до сих пор не установила новые цены, хотя должна была это сделать еще в 2015 году. Газпром считает основополагающим действующий контракт, хотя это противоречит межправительственному соглашению, и требует цену в $132 за 1000 кубометров, тогда как белорусская сторона настаивает на выполнении этих соглашений и платит с начала 2016 года $73.
$550 млн доплаты требует от Беларуси Россия за поставленный в 2016 году газ
В ответ на это российские власти давят на Минск снижением поставок нефти на белорусские НПЗ по заключенному еще в 2013 году контракту. Согласно договору, Россия обязалась поставить 24 млн т нефти, но до сих пор закачала лишь 14 млн т. По мнению белорусского аналитика Игоря Тышкевича, неспособность России выполнять свои договорные обязательства перед "младшим" партнером — одна из ключевых причин напряжения между странами. "Подход России — подписанный договор можно читать как угодно, потому что "мы великая страна", — говорит Тышкевич Фокусу. — Так было с Украиной, это показали отношения и с Беларусью, хотя она по своим долгам платила всегда. Это принципиальный источник конфликтов. Лукашенко мог согласиться на компромисс, если бы Россия компенсировала какие-то траты. Но когда пошло прямое нарушение договоренностей по поставкам нефти, Лукашенко впал в ярость".
Все более жесткой критике со стороны Лукашенко подвергаются созданные вместе с Россией интеграционные организации — ЕАЭС, союзное государство, Организация Договора о коллективной безопасности. Все они предполагают открытые рынки и свободную торговлю. Но так ситуация выглядит на бумаге. На самом деле, по мнению Лукашенко, неравные условия для ведения бизнеса, разброс цен и несогласование позиций с партнерами нанесли убытков экономике Беларуси на $15 млрд. Отдельное раздражение главы белорусского государства вызывает неизменный участник торговых войн — Россельхознадзор. Недавно президент вновь обвинил главу российской надзорной организации Сергея Данкверта в создании барьеров для белорусских товаропроизводителей и на последней пресс-конференции в прямом эфире поручил главе МВД Игорю Шуневичу возбудить против него уголовное дело. Уже через несколько часов Россельхознадзор заявил о приостановке поставок говядины из Минской области. Белорусское же МВД 7 февраля начало доследственную проверку в отношении руководства Россельхознадзора по подозрению в "дискредитации деловой репутации конкурента".
Из-за проблем в интеграционных процессах в декабре прошлого года Лукашенко отказался ехать на встречу президентов стран — членов ЕАЭС и поручил отозвать из Санкт-Петербурга специалистов, участвовавших в подготовке Таможенного кодекса для ЕАЭС. При этом белорусский лидер подчеркивает, что выходить из союза с Россией он не собирается, вопреки недавним сообщениям российских СМИ. По словам Тышкевича, это действительно так, но Лукашенко хочет снизить долю России в белорусской экономике. "Если откинуть всю шелуху о братской любви, то это и есть главное объяснение, почему Беларусь не будет интенсифицировать отношения Российской Федерацией, — считает эксперт. — Не думаю, что принято решение об отходе от России в другую интеграцию. Если оценивать влияние, то, грубо говоря, у России контрольный пакет акций, и Лукашенко хочет уравновесить это влияние на белорусскую экономику. С другой стороны, он отлично понимает, что Запад, как с ними ни мирись, в случае угрозы независимости не дает никаких гарантий. Украина это показала. От Европы Лукашенко нужны технологии и деньги. Он об этом открыто говорит. Россия, конечно, может дать деньги, но в технологическом развитии ей нечего предложить Беларуси".
Это подтверждают и недавние поездки Лукашенко в Алжир и Египет, где президент пытался продвигать белорусскую продукцию, начались поставки нефти из Ирана. Также козырем Лукашенко является Китай, азиатский гигант поддерживает союзнические отношения, вкладывает инвестиции, ведутся совместные оборонные проекты. Продолжается и осторожное сближение с Евросоюзом. Причем Лукашенко в присущей только ему манере подчеркивает, что это не инициатива министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея, как об этом пишут российские СМИ. "Наверное, у России появилась некая настороженность, что Беларусь уйдет, что Лукашенко развернется на Запад. Пишут, что Макей — главный враг, что это он, а не Лукашенко ведет Беларусь на Запад, — говорит президент Беларуси. — Но никакой Макей без согласия президента не ведет переговоры ни в Брюсселе, ни в Берлине, ни в Вашингтоне! В России все должны понимать, что это согласованная позиция — позиция, на которую меня когда-то подтолкнул мой друг президент Путин".
Протест в регионах. В Гомеле, втором по величине городе Беларуси, на акцию против "декрета о тунеядстве" вышло около двух тысяч человек
Тихая оптимизация
Высказываясь об экономических реформах, Лукашенко продолжает говорить очень осторожно, называя их "оптимизацией государства", которую надо будет проводить "потихоньку". Не менее сдержанно президент говорит и о возможности старта приватизации в Беларуси. С одной стороны, Лукашенко не хочет, чтобы предприятия оказались в руках "не у наших людей, если это будет честно и рыночно", с другой — говорит об интересе немецкого бизнеса к белорусским компаниям и даже предлагает разработать дорожную карту взаимоотношений с Германией.
Президент пытается дать понять, что готов к диалогу и внутри страны — на последней пресс-конференции кроме журналистов пресс-пула были представители нескольких независимых изданий, оппозиционного экспертного сообщества и бизнеса. Неожиданностью стало приглашение на встречу Ярослава Романчука, известного белорусского экономиста, кандидата на президентских выборах 2010 года. Лукашенко то и дело ему оппонировал, демонстрируя готовность к дискуссии так, как он ее понимает. Многие свои высказывания об экономике, управленческих решениях, бизнесе президент сопровождал сравнением с идеями Романчука или оппозиции в его лице: "а вот либералы говорят", "в этой ситуации Романчук предлагает" и так далее. "Когда человек обращается к кому-то, кто является полной его противоположностью, значит, ему надо оттенить свою позицию, — объясняет Романчук Фокусу. — Я критиковал его модель, а когда он решил, что у него действительно есть экономический кризис, он решил, что такой диалог будет полезен. Это еще и посыл для собственной номенклатуры — если не будете работать, то есть Романчук с командой либералов, которые могут сделать лучше; посыл на Запад, что может начаться процесс открытия рынка, прозападной ориентации, диверсификации экономики и внешней политики; и посыл России — что если не решим газовые и нефтяные вопросы, то мы можем провести реформы. Если раньше мы шли в фарватере российской экономической политики, то сейчас будем искать новые возможности создать устойчивую экономику, которая будет завязана на другие рынки больше, чем на Россию. Политика тут является продолжением экономического конфликта".
В подтверждение своих намерений Лукашенко предложил оппоненту Романчуку войти в состав Совета по развитию предпринимательства и рабочей группы по стимулированию деловой активности. Показательно, что раньше оппозиционных политиков в подобные органы не приглашали. Романчук в долгу не остался и в качестве ответного жеста пригласил Лукашенко на Ассамблею деловых кругов Беларуси, представляющую малый и средний бизнес. Отношения власти и предпринимателей — наболевшая тема для республики. Негативное отношение Лукашенко к бизнесу секретом не является. Последний раз поводом для встречи главы государства с предпринимателями стали акции протеста бизнесменов в течение 2,5 месяцев в ответ на непопулярный указ президента, согласно которому все ввозимые в Беларусь товары из стран Таможенного союза обязаны иметь сертификат качества. При этом Лукашенко до сих пор считает, что предприниматели "убили легкую промышленность" импортом вещей из Турции и Китая. Если теперь встреча произойдет по доброй воле обеих сторон, данное событие станет маркером того, что власть Беларуси таки готова к реформам в обозримом будущем.
Конфликт неизбежен
Позиция Лукашенко по развертыванию российской военной базы на территории Беларуси неизменна: военной необходимости размещать самолеты на переднем крае обороны нет
Сильное беспокойство Лукашенко вызвало создание Россией зон пограничного контроля после введения Беларусью безвизового режима для граждан 80 стран, в том числе Евросоюза и США. Кроме возможных сложностей с транзитом демаркация границы создает дополнительный повод для конфликта, о чем Лукашенко говорит жестко. "Это может вылиться в серьезный конфликт! Мы же не договаривались, как на карте будет проходить граница, на местности. После этого только надо устанавливать какие-то знаки и точки. Вы же можете залезть на чужую территории и отхватить кусок чужой границы. Я не думаю, что россияне на это решатся. Это уже серьезный конфликт, так можно достучаться черт знает до чего", — возмущается белорусский президент.
Угрозу прямого военного вторжения со стороны России Александр Лукашенко отрицает. В частности, при упоминании 4 тыс. вагонов для доставки российских войск на совместные учения "Запад-2017" Лукашенко краток: "Российские войска, которые будут введены в Беларусь, точно так же отсюда уйдут".
Директор белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий связывает рост напряжения с попытками России вовлечь Беларусь в конфликт с Западом и НАТО и обеспечить свое военное присутствие в стране. Давление на Лукашенко оказывается по очень широкому спектру, и президент Беларуси вынужден на это реагировать.
"Лукашенко стал все чаще прибегать к мобилизационной риторике, он это делал на протяжении всего января, используя любые праздничные мероприятия в качестве повода, — рассказал Сивицкий в комментарии Фокусу. — В том числе его пресс-конференция, где он подтвердил свою приверженность идее защиты суверенитета и независимости, даже несмотря на колоссальное давление, которое РФ оказывает на Беларусь. Уровень мобилизационной риторики растет. Пускай прямо это и не звучит, но очевидно, что Россия — главная угроза".
Ярким примером такой мобилизационной риторики является высказывание Лукашенко на встрече с белорусскими учеными в конце января. "Нам независимость очень дешево досталась: все народы воевали, сегодня воюет наша братская Украина. Нам нельзя допустить того, чтобы воевать… Преодолеть все это мы можем, только объединившись. И, слава Богу, главное направление нашей борьбы за независимость проходит через экономику — не в военной сфере, не в политической".
Сивицкий убежден, что Лукашенко понимает риски, связанные с зависимостью от РФ, и пытается их сбалансировать во всех отраслях: "Происходит перераспределение функционала и ресурсов в интересах вооруженных сил, которые становятся основными гранатами суверенитета. Идут попытки диверсификации внешней политики и экономических связей". Пример военных приготовлений — испытания усовершенствованного ракетного комплекса "Полонез" с дальностью стрельбы 300 км, создание новых, более мощных ракет для "Града" и проведение крупнейших за последние годы сборов резервистов.
- Читайте также: Опасная игра. Российский политолог Александр Морозов об украинском вопросе и предчувствии Большой войны
Тезис об угрозе, которая теперь исходит не от условного Запада и "пятой колонны", а от России, Лукашенко пытается смягчить заявлениями о дружбе братских народов и тем, как любят в Беларуси россиян. Но в России ему уже не верят, и в российских медиа все чаще поднимается тема возможной конфронтации с Беларусью. Новые жесткие заявления и вынесение конфликта в публичную плоскость дают шанс удержать разгорающийся конфликт в экономической плоскости, к чему Лукашенко в конечном счете и стремится.