Насколько крепок режим президента Беларуси Александра Лукашенко и стоит ли ему опасаться повторения сценария с беглым президентом Украины Виктором Януковичем
Еще совсем недавно в ходе "разговора с президентом" Александр Лукашенко часами напролет рассуждал о напряженности в отношениях с Россией: недружественных ценах на нефть и газ, создании 30-километровой пограничной зоны, оскорблениях белорусских министров, введении продовольственного эмбарго и еще десятках обид. Президент Беларуси уделял так много внимания личным обидам на Кремль, что забыл обратить внимание на внутренние проблемы государства, а их накопилось немало. Сколько бы белорусское телевидение не пыталось показать митинги несогласных проделками "сотни майданутых", Лукашенко стоит внимательнее прислушиваться к требованиям своих сограждан. Фокус вместе с экспертами по Беларуси выяснял, насколько крепок режим Лукашенко и стоит ли ему опасаться повторения сценария с Януковичем.
Декрет о тунеядцах
Яблоком раздора, которое послужило поводом для массовых акций протеста в Беларуси, стал Декрет о предупреждении социального иждивенчества. Чаще его называют просто Декретом о тунеядстве. Лукашенко издал его еще два года назад. Согласно декрету, граждане Беларуси, иностранцы, а также лица без гражданства, постоянно проживающие на территории государства, которые не участвовали "в финансировании государственных расходов", должны оплачивать специальный сбор – 20 базовых величин (приблизительно 240 долларов. - Фокус.). Декрет, впрочем, выполнялся туго – только десятая часть от всех людей, получивших извещение, действительно оплачивала сбор за "тунеядство".
В январе 2017 года Лукашенко внес изменения в декрет, уточнив категории людей, на кого он не распространяется, а уже 9 марта приостановил его действие до следующего года. Официальная причина, по словам президента Беларуси, – чиновники выполняли закон "безответственно и отвратительно". Впрочем, заслуживает внимания и версия о том, что Лукашенко попросту опасался массовых акций протеста.
12 марта в Бресте, Бобруйске, Орше и Рогачеве прошли митинги против "налога на тунеядство". В них участвовало около трех тысяч человек. Наиболее массовыми протесты были в Бобруйске и Орше. Там собралось 700 и 1000 человек соответственно. В Орше митингующие прошлись маршем к горисполкому, скандируя: "Жыве Беларусь!" и "Нет декрету № 3". За участие в акциях протеста силовики задержали около 50 человек по всей стране. Государственные телеканалы заявили, что людей на площадях собирает оппозиция за $20.
аналитик варшавского исследовательского центра Eurasian States in Transition
– Большинство белорусов не поверило в показательное приостановление Декрета о тунеядстве. Само совещание у Лукашенко на эту тему выглядело откровенно постановочным. Очевидно, что декрет не решает ни одной из заявленных целей и лишь вносит социальную напряженность в общество, порождая дополнительную бюрократию.
Белорусскому населению также понятно, что декрет непрактичный и несправедливый, наказывающий десятки тысяч белорусов, которые либо не могли найти работу, либо не искали ее по объективным личным и семейным обстоятельствам (домохозяйки, проходящие реабилитацию после болезни люди и так далее), либо находились за рубежом большую часть года, но не могут подтвердить это документально. Последнее особенно актуально в случае с Россией, так как пограничного контроля между странами нет. Потому основное ожидание общественности - отмена декрета. Доверия к частичной приостановке нет, это еще больше обозлило население.
"Каких-то переломных событий во время протестов ждать не стоит: это будет лишь один из этапов социальных протестов"
Сейчас проходят не просто протесты против ненавистного декрета, а шире – против провальной социально-экономической политики в стране. Уже третий год подряд прогнозируется экономический спад. С 2014-го ВВП упал примерно на 7%, это один из самых худших показателей в мире. Экономическое благосостояние белорусов, особенно в регионах, сильно ухудшилось, и декрет стал последней каплей. Более того, протестующие против декрета все чаще высказывают и политические требования, вплоть до отставки Лукашенко. И это вовсе не с подачи оппозиции, как рассказывают государственные медиа. Это объективные настроения протестующих.
Естественно, власти по указанию Лукашенко уже применяют целый набор мер по подавлению протестных настроений. Во-первых, частичная уступка в виде приостановки действия декрета и обещания немного пересмотреть его содержание. Во-вторых, репрессивные меры к активным гражданам (штрафы, аресты до 15 суток и, как минимум, один случай временного помещения в психбольницу). Кроме того, работает массированная медиа-пропаганда. Это касается и препятствования независимым журналистам в освещении протестов, и выходу двух пропагандистских фильмов, где говорится о проплаченности оппозиции, возможности кровавого сценария и тому подобное. На основных интернет-площадках страны работают тролли, которые с помощью мифических аргументов дискредитируют протестующих.
В Минске ожидается массовая акция протеста с участием как минимум пяти тысяч человек. Преобладает не разочарованность, а недовольство социально-экономической ситуацией и обозленность по отношению к Лукашенко и властной вертикали. Каких-то переломных событий во время протестов ждать не стоит: это будет лишь один из этапов социальных протестов. У Лукашенко сейчас невысокий рейтинг. Беларусь переживает сложную ситуацию во внешней политике, прежде всего – ухудшение отношений с Россией. К тому же, у Лукашенко сейчас объективно слабая команда.
глава Совета внешней политики "Украинская призма"
– Лукашенко заявляет, что попытка проведения в Беларуси "цветных" революций – одна из целей условного "Запада", поэтому на такие угрозы нужно соответствующе реагировать. Он постоянно использует эту страшилку. Вот только люди, которые ходят в Беларуси на демонстрации и протесты, не те, на кого подобные страшилки могут подействовать. Нельзя исключать, что для Лукашенко запугивание Майданом – тактика прикрытия для более жестких мер по отношению к критически настроенным людям.
Возможно, на митингах 25-25 марта действительно соберется десять тысяч человек. Тем не менее, уже сейчас власти делают все, чтобы протестующих было меньше. Часть оппозиционных лидеров уже за решеткой, но большинство протестующих выйдут не по политическим мотивам. Причины, в основном, социально-экономические.
Лукашенко пришлось приостановить действие Декрета сразу по нескольким причинам. Во-первых, он на самом деле плохо выполнялся с точки зрения взимания сборов. Во-вторых, Лукашенко действительно опасался массовых протестов.
Вероятность того, что Лукашенко повторит судьбу Януковича, нет. В Беларуси более унифицированная система. Те, кто в правительственной вертикали проявлял хоть какое-то несогласие или неуважение к президенту, оказались за решеткой. Отлажена система прессинга и подавления. Нынешних настроений недостаточно, чтобы перевернуть ее.