Евросоюз и страны европейской части бывшего СССР уже восемь лет сотрудничают в рамках программы "Восточное партнерство". The Economist объясняет, есть ли у программы конечная цель и что сейчас мешает постсоветским странам претендовать на членство в ЕС
Мечтать не вредно
Во все времена никто не мог точно сказать, где заканчивается Европа и начинается Азия, пишет The Economist. В Средние века географы рисовали границу вдоль Днепра или Волги, а уже в 1950-х годах границу двух частей света СССР провел по Уральским и Кавказским горам между Черным и Каспийским морями. Такое деление не всем по душе: за бортом Европы оказываются Грузия, Армения и Азербайджан, которые считают себя ее составной частью.
Однако "кавказская тройка" сколь угодно может причислять себя к европейцам, в ближайшей перспективе членство в ЕС им все равно не светит. Как, впрочем, и территориально куда более близким к Евросоюзу Молдове и Украине. Чтобы хоть как-то удовлетворить европейские амбиции стран постсоветской Европы, в 2009 году ЕС организовал для них программу "Восточное партнерство", которой охвачены Молдова, Украина, Грузия, Армения, Азербайджан и даже Беларусь, у руководства которой вовсе нет стремления стать частью западного мира.
Основная цель "Восточного партнерства" — улучшение экономического и политического взаимодействия между ЕС и его восточными соседями, напоминает The Economist. Политическое направление предусматривает совершенствование демократических институтов, укрепление независимости судебных органов, развитие гражданского общества и борьбу с коррупцией. Что же касается экономики, то ЕС помогает стандартизировать нормы безопасности продуктов в соответствии с европейскими требованиями, а также работает над снятием торговых барьеров со странами постсоветской Европы. Цель экономической помощи ЕС заключается также в реализации Соглашения о зоне свободной торговли между Грузией, Украиной, Молдовой и Евросоюзом.
На состоявшемся 24 ноября саммите "Восточного партнерства" принято решение к 2020 году достигнуть 20 новых целей в таких сферах, как транспорт и энергоэффективность.
Без обещаний
Кроме Грузии остальные страны "Восточного партнерства" слишком коррумпированы, чтобы претендовать на членство в ЕС
Большинство стран "Восточного партнерства" эту программу считают прелюдией к полноценному членству в ЕС. Но у лидеров Евросоюза на этот счет совсем другое мнение. Никаких хоть сколько-нибудь конкретных обещаний в этом вопросе они не дают, предпочитая вести себя максимально осторожно. Дело в том, что кроме Грузии остальные страны "Восточного партнерства" слишком коррумпированы, чтобы претендовать на членство в ЕС. К тому же Беларусь и Азербайджан считаются автократиями, а их выборы — недемократичными. В Украине и Молдове на политику сильно влияют олигархи. Есть и территориальные проблемы. Российские войска занимают часть Грузии, Молдовы и Украины, в то время как Армения и Беларусь являются военными союзниками Кремля, а Азербайджану РФ активно продает оружие. Параллельно двое членов "Восточного партнерства" — Азербайджан и Армения — более 20 лет воюют между собой за Нагорный Карабах.
Вот почему Евросоюз очень осторожно относятся к признанию любых перспектив вступления в ЕС даже тех стран, которые подписали с ним Соглашение об ассоциации.
Зажиточный север ЕС не хочет повторения наплыва мигрантов, как это было с поляками, румынами и болгарами после их присоединения к Евросоюзу. Не рады перспективе появления новых кандидатов в члены ЕС и Нидерланды, где на консультативном референдуме 2016 года большинство населения страны проголосовало против ассоциации между ЕС и Украиной.
- Читайте также: Кремлевский спрут. Зачем Путину Италия, Испания и Греция
О том, что члены ЕС признают европейский выбор восточных партнеров, было сказано в финальном документе саммита "Восточного партнерства" еще в 2015 году. Но пока это вовсе не означает, что шесть постсоветских стран когда-либо станут частью Евросоюза, в документе об этом нет ни слова.
По материалам: The Economist
Перевод Даниила Непочатова