Разделы
Материалы

Горячее вето. Сможет ли Украина ускорить реформирование Совбеза ООН

Максим Мухин
Фото: Getty Images

Петр Порошенко призвал реформировать Совет Безопасности ООН. Для аргументации он использовал детальный список военных преступлений России, которая является постоянным членом Совбеза. Фокус разбирался, сможет ли эта инициатива найти отклик у международного сообщества

Петр Порошенко в очередной раз призвал мировое сообщество провести реформу Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. С этим предложением президент Украины выступает, начиная с 2016 года, но на этот раз впервые указал на злоупотребление правом вето Российской Федерацией.

"Украина как одна из вице-председателей 73-й сессии готова максимально содействовать этому. Как государства-члены мы наделили Совет Безопасности главной ответственностью за поддержание международного мира и безопасности. Какими должны быть наши действия, если член Совета Безопасности с правом вето использует его не для того, чтобы способствовать международному миру и стабильности, а чтобы помочь себе избежать ответственности? Пришло время отметить, что злоупотребление правом вето — это тормоз, мешающий нашей организации действовать в полную силу. Мы считаем, что прогресс в вопросе реформы Совета Безопасности будет важным вкладом в продолжающиеся в ООН широкомасштабные изменения", — сказал президент Украины, выступая на общих дебатах 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В 2017-м Порошенко заявил в Нью-Йорке, что всеобъемлющая реформа Совбеза давно назрела, чтобы отвечать вовремя и адекватно на большинство неотложных глобальных вызовов. А годом позже обратил внимание в своей речи, что нельзя позволить, чтобы Совбез был загнан в тупик при рассмотрении вопросов международного мира и безопасности.

Если проводить сравнительный анализ выступлений Порошенко, то бросается в глаза изменение риторики, когда речь заходит о России. Почти весь текст 2018 года пестрит напоминаниями о преступлениях Кремля на территории Украины, приводятся конкретные примеры.

Директор Центра прикладных исследований Андрей Каракуц полагает, что в этом году выступление Порошенко указывает на его реакцию как политика в отношении президента РФ Владимира Путина. Кроме того, такое эмоциональное выступление рассчитано на мобилизацию электората в Украине накануне предстоящих президентских выборов.

"Это отображение действий России на территории Украины, которые направлены на развал государственности и дестабилизацию ситуации в предвыборный год. Порошенко обращает на это внимание, говорит о преступлениях, о необходимости реформировать Совбез, хотя прекрасно понимает, что это практически нереальная задача. Но об этом все равно нужно говорить", — рассуждает Каракуц в разговоре с Фокусом.

Потуги изменений

"Пришло время отметить, что злоупотребление правом вето — это тормоз, мешающий нашей организации действовать в полную силу"

Петр Порошенко, президент Украины

Текущий год в ООН объявлен реформаторским. Реформа организации внесена в список приоритетов. В апреле 2018 года генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш заявил, что Совбез "уже не представляет сегодняшний мир" и право вето "стало инструментом, который используется слишком часто".

Напомним: Совбез ООН отвечает за поддержание международного мира и безопасности. В его состав входят пять постоянных членов: США, Великобритания, Франция, Китай, Россия (как правопреемник СССР) и десять непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок. Постоянные члены имеют право налагать вето на рассматриваемые резолюции, что автоматически означает ее непринятие. Дискуссии о расширении Совбеза ООН начались в 1994 году, когда развалился СССР. Уже в 2005-м были названы ключевые направления реформы, в частности, расширение членского состава, применение права вето, процедуры принятия решений. В дальнейшем сформировали рабочие группы по наработке изменений, но дальше дело не продвинулось.

По мнению экспертов, опрошенных Фокусом, реализация изменений упирается в нежелание постоянных членов Совбеза потерять свою власть. Поэтому инициатива президента Порошенко пока выглядит как программный лозунг. Бывший постоянный представитель Украины при ООН (1992–1994 гг.) Владимир Хандогий вспоминает, что в 1994 году было институционализировано обсуждение реформы Совбеза, для этого создали рабочие группы, которые работают и сейчас. По его наблюдениям, трансформации в ООН — это вялотекущий процесс, поэтому ожидать каких-либо изменений в ближайшее время не стоит.

"В организации все устроено так, что любой член может выступать со своей инициативой, есть все возможности ее продвигать. Но нужно понимать, что многие предложения не имеют перспективы, особенно в вопросах Совбеза. Необходимо согласие всех постоянных членов, а его нет", — говорит Хандогий Фокусу.

Ведущий специалист Центра международных исследований Дипломатической академии Украины Елена Снегирь утверждает, что в вопросе реформирования Совбеза ООН до сих пор не принята повестка дня. Кроме того, надеяться, что будет ограничено право РФ на вето, не стоит. По ее словам, в Уставе ООН нет прямого определения термина "право вето", документ очень размыто формулирует много понятий.

"Здесь дело не только в России, постоянные члены Совбеза — это ядерные государства, кто из них захочет добровольно делиться властью? Я думаю, что в ближайшие пять лет никаких изменений не будет, а в дальнейшем, возможно, продвинутся в вопросе расширения количества членов совета", — делает Снегирь прогноз для Фокуса.

За время существования Совбеза ООН правом вето чаще всех пользовался СССР, а позже Российская Федерация

Япония и Германия уже давно добиваются членства в Совбезе — как лидеры по объему финансовых отчислений в бюджет ООН. В 2004 году они объединились с Индией и Бразилией в так называемую Группу четырех (G4). Эти государства считают, что сегодняшний состав Совбеза не отражает реальной расстановки политических сил в мире. Размер взносов стран в регулярный бюджет ООН устанавливается исходя из среднего показателя ВВП стран за десятилетний период с учетом дохода на душу населения и внешней задолженности. Сегодня крупнейшим спонсором Организации Объединенных Наций остаются США, которые покрывают 22% расходов. Германия второй, а Япония третий донор по отчислениям. Для сравнения: в 2017 году Украина уплатила в ООН около $2,6 млн, Россия — $76,7 млн, а бюджет организации составляет $5,4 млрд.

Со своим уставом

Теоретически отменить право вето для постоянных членов Совбеза можно через изменения в Уставе ООН. Но, по мнению Хандогия, этот процесс еще более длительный, чем поиски компромисса в вопросе реформирования.

"После того как будут внесены изменения в Устав организации, их должны ратифицировать на национальном уровне все без исключения члены ООН. Сложно прогнозировать, сколько будет отказов", — объясняет Хандогий Фокусу.

По его словам, Устав регламентирует вопрос вето для членов Совбеза, его норма носит рекомендательный характер. В частности, в статье 27 говорится, что сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения. Кроме того, принятая еще в 1950 году резолюция Генеральной Ассамблеи ООН должна быть предохранителем от возможного блокирования вопроса членами Совбеза. В случае разногласий в вопросах, где имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, Генассамблея немедленно рассматривает этот вопрос с целью принять рекомендации относительно коллективных мер. Правда, в самой Ассамблее тоже существует свое разделение на группы государств-оппозиционеров.

За время существования Совбеза ООН правом вето чаще всех пользовался СССР, а позже Российская Федерация. Начиная с 1946 года было зафиксировано 113 вето (из них 90 — СССР). США начали пользоваться этим правом только в 1970 году, с тех пор вето было наложено 81 раз. Великобритания и Франция в последний раз ветировали резолюции в 1989 году, у них таких случаев 29 и 16 соответственно. Китай пользовался своим правом 12 раз, 9 из них совместно с РФ.