Вышедшая из силовых структур команда власти в Кремле рассматривает иностранную экспансию и проекцию своего влияния в Европе как основной инструмент, обеспечивающий господство над своей империей, пишет бывший глава Агентства разведки Польши полковник Гжегож Малецкий в статье для онлайн-издания Defence 24, которую перевел Фокус
Разведывательное наступление России в Европе, характер и масштаб которого были выявлены в результате недавних эффективных действий спецслужб США, Нидерландов и Великобритании, является лишь одним из направлений, на котором правитель Кремля ведет войну с Западом. Ее цель – получить стратегическое преимущество над политическим евроатлантическим пространством. Следуя своим экспансивным имперским целям, Россия использует весь спектр доступных для режима инструментов, как формально подчиненных государственной администрации, так и номинально независимых или частных, которые, однако, фактически находятся под полным контролем Кремля. Речь идет как о службах разведки и безопасности, дипломатии или армии, так и о государственных или частных предприятиях (во главе с энергетическим сектором), научно-исследовательских институтах, мозговых центрах, университетах, частных разведывательных агентствах или частных армиях, в которых задействованы ветераны вооруженных сил и спецслужб.
Однако особую роль играют всевозможные инструменты информационной политики, в том числе интернет-порталы, телевизионные каналы и другие электронные СМИ (так называемые фабрики троллей), которые вместе с институтами и фондами, созданными и финансируемыми Кремлем, предназначены для распространения в мире содержания и нарратива, формирующего картину реальности в разных местах мира, соответствующую политическим целям Кремля. Задачей телеканала RT, информационного агентства "Спутник" или Фонда Горчакова является обеспечение пропагандистской поддержки (путем подбора содержания и наводящей на размышления формы) деятельности, осуществляемой на Западе другими, упомянутыми выше, элементами аппарата экспансии.
Эта разведывательно-пропагандистско-бизнесово-дипломатическая машина ориентирована на активное создание политической и экономической ситуации в отдельных странах, в том числе путем вмешательства в избирательный процесс, создания бизнес-инфраструктуры, работающей на Москву, манипулирования и дезинформации общественного мнения, агрессивного разведывательного проникновения в ключевые центры формирования мнения и государственной власти, инспирирования и эскалации социальных конфликтов и напряженности в отношениях с иностранными партнерами. Выбор конкретных средств и методов, а также сфер влияния зависит от специфики каждой страны, в частности от ее роли и значения в достижении стратегических целей Москвы, а также объективно существующих факторов, определяющих потенциал ее вмешательства в данную страну и регион.
Приоритетными территориями деятельности России являются Центральная Европа и Западные Балканы, которые, по мнению политической элиты путинского режима, являются стратегическим передним планом империи
Независимо от этого, некоторые инструменты воздействия и методы их использования носят универсальный характер и используются во всем Евроатлантическом регионе. Сюда относятся провокация беспорядков, дестабилизация социальной и политической ситуации в отдельных странах, разжигание конфликтов между соседями (в частности, путем разогрева старых исторических споров), инспирация и стимулирование в информационном пространстве, а впоследствии и в политической повестке дня, тем, поляризующих европейское общественное мнение, с целью усиления кризиса проекта европейской интеграции.
Приоритетными территориями деятельности России являются Центральная Европа и Западные Балканы, которые, по мнению политической элиты путинского режима, являются стратегическим передним планом империи. Описанные выше методы и меры используются для создания инфраструктуры, обеспечивающей влияние на ключевые политические процессы, определяющие геополитическую ситуацию в регионе, а в долгосрочной перспективе – получение контроля над этими странами и вовлечение их в сферу влияния Кремля. Задача, на которой, прежде всего, сосредоточено внимание Москвы, заключается в блокировании расширения НАТО на балканские государства и ослабление влияния Запада.
Основным инструментом влияния в постсоветских странах, в частности в Эстонии и Латвии, является очень многочисленное русское меньшинство либо сильно русифицированные группы людей, населяющих восточную часть Украины или Беларусь. Для Кремля они составляют традиционную базу вербовки разведывательной деятельности, а также резерв для создания политических группировок, финансируемых и управляемых из Москвы, реализующих в своих странах ее интересы и цели. Благодаря терпеливой и последовательной деятельности в последние годы пророссийские партии в Латвии и Эстонии заняли значительную позицию, дающую возможность реального влияния на политические процессы и доступ к конфиденциальной информации, касающейся обороны и безопасности. Этот тип инструментов в руках Кремля дает ему возможность влиять на внутреннюю ситуацию в стране и на отношения с соседями (в том числе и с самой Россией), а в случае конфликта является ключевым элементом разрушения вооруженного сопротивления государства, на которое напала Россия.
Традиционным инструментом в арсенале Российской империи с незапамятных времен остаются национальные меньшинства, а также этнические и религиозные конфликты внутри государств или на границе между ними. Чаще всего, связанные с их существованием, они также подпитываются и усиливаются московским аппаратом, споры и недоразумения между странами региона на фоне нерешенных (или даже неразрешимых) исторических конфликтов, вызванных разным восприятием прошлых событий. Хорошим примером в этом контексте является польское меньшинство в Литве и Украине, украинское в Польше, или венгерское в Украине и Словакии. Не случайно разведывательная экспансия России в последние годы совпадает с возрождением и усилением враждебных позиций и действий в отношениях между этими странами на фоне споров о прошлом либо о статусе и положении национальных меньшинств.
Основным инструментом влияния в постсоветских странах является многочисленное русское меньшинство либо сильно русифицированные группы людей. Для Кремля они составляют традиционную базу вербовки разведывательной деятельности
Во многих странах Центральной Европы и Балкан очень важным преимуществом Москвы, которое она интенсивно использует, являются очень сильные традиционные пророссийские симпатии, присутствующие в больших и значительных социальных группах, которые не связаны этнически с Россией, а также в политической среде. Их источником являются либо исторические культурные связи, либо религиозные (Сербия, Македония, Черногория, Болгария), либо сентиментальные настроения по временам СССР, присутствующие в посткоммунистической среде (Чешская Республика, Словакия). Эти взгляды отражаются на высоком уровне поддержки политических сил и отдельных политиков, пропагандирующих видение международной политики в соответствии с концепцией, проводимой Москвой, и предпринимающих инициативы, направленные на формирование отношений с Россией, или дающие позитивный ответ на инициативы, которые выдвигаются Кремлем.
Еще одним инструментом в арсенале России, созданным в эпоху "холодной войны", являются антиамериканские и анти-европейские настроения, вообще говоря, антизападные. Они особенно популярны в националистической и крайне правой среде, но также и в антисистемных, пацифистских и антикапиталистических кругах, присутствующих практически в каждой европейской стране. Россия, еще как СССР, почти со времени окончания Второй мировой войны проникает в эти группы и, используя внедренных агентов, манипулирует их действиями по эскалации внутренних разногласий в западных странах, направленных на ослабление их способности эффективно защищаться. В странах Центральной Европы и на Балканах, особенно обладая средствами новейших цифровых технологий, ее эффективность в операциях такого типа – несравненно большая. Это инструмент, который особенно интенсивно эксплуатируется в странах, где существуют очень сильные антироссийские настроения, таких как Польша или Литва. Конечно, антизападная риторика также традиционно используется в среде русского меньшинства и ее партиями, или открыто пророссийскими. Подобным же образом кремлевский аппарат эксплуатирует другие страхи и фобии, существующие в обществах региона, такие как опасения массовой иммиграции мусульманского населения или угрозы терроризма.
Отдельной сферой наращивания влияния и прочных связей с Россией, в которой особую агрессивность и решимость проявляет государственный аппарат, является экономика. Именно экономические и финансовые связи гарантируют максимальные политические выгоды, являясь наиболее эффективным инструментом давления на зависимые правительства. Особенно хорошие результаты дает зависимость от энергетических ресурсов, являющихся основным богатством России. Также очень плодотворными являются тесные объединения капитала с доминирующим положением российских субъектов. Вот почему на этот фронт Кремль бросил весь контролируемый им разведывательно-бизнесово-дипломатическо-пропагандистский комплекс.
С точки зрения Польши, экспансивная деятельность России в Европе, особенно в ее центре и на Балканах, несет ряд серьезных угроз ее безопасности и стратегическим интересам. Прежде всего, она является объектом активного влияния, направленного на инициирование и эскалацию внутренних конфликтов, и усиление явлений, порождающих конфликты с нашими соседями, а также ослабляющих наши союзнические связи и позиции в ЕС. Конфликт на востоке Украины и вмешательство в ее внутренние дела вместе с попытками взять под контроль Беларусь и расширением военной инфраструктуры на наших границах несут усиление политической и военной нестабильности в непосредственной близости от Польши. Подобные последствия вызывают эти действия и в странах Балтии.
В арсенале средств Кремля преобладают инструменты силового характера, что в конечном итоге приводят к ухудшению социального климата и условий жизни населения
Поддержка с использованием разведывательно-пропагандистского аппарата пророссийских партий и русских меньшинств, а с другой стороны – антисистемных и антизападных партий, может в результате привести к изменению расстановки политических сил в ряде стран, а в итоге – к углублению кризиса или даже к краху ЕС, а также к распаду НАТО в его нынешнем виде. Такой сценарий, несомненно, являл бы очень серьезное понижение уровня безопасности Польши. Серьезную опасность представляет также агрессивное разведывательное наступление России в нашем регионе, которое может привести к внедрению российских агентов на ключевых позициях, обеспечивающих Москве доступ к стратегической информации о НАТО. Хорошей иллюстрацией серьезности угроз и их масштабов может быть самый известный случай Германа Симма, руководителя одного из эстонских агентств, ответственных за сотрудничество с НАТО, или последующие аресты высокопоставленных офицеров эстонской армии и служб безопасности, подозреваемых (а затем осужденных) за сотрудничество с разведкой России. Подобных случаев, к сожалению, не выявленных, может быть гораздо больше во многих странах нашего региона. Безусловно, это относится и к Польше, о чем свидетельствуют успешные случаи шпионажа в последние годы. Однако они скорее верхушка айсберга, подтверждающие серьезность ситуации и обоснованность прогнозов, предсказывающих увеличение активности российской разведки на нашей территории.
Энергетическая безопасность Польши – это область, которой особенно грозит экспансивная деятельность путинского режима. Как многолетние инвестиции Москвы в строительство энергетической инфраструктуры, которая делает Европу зависимой от поставок ей энергетического сырья, так и сопутствующее им наступление разведки, направленное на внедрение в среду лиц, принимающих решения, в среду экспертов и лидеров общественного мнения европейских стран, лиц, представляющих интересы России в области энергетики, принесли реальные результаты в виде огромного лобби стран, компаний и групп влияния, блокирующих все инициативы, в том числе польские, имеющие целью независимость от поставок из России. Важным элементом, препятствующим осуществлению проектов диверсификации, является отсутствие солидарности в этом отношении некоторых наших региональных партнеров, таких как, например, Венгрия, которые ведут политику, приводящую к углублению зависимости.
Как угрозу безопасности Польши в долгосрочной перспективе, необходимо также рассматривать растущие деловые связи и в других областях экономики российских компаний с субъектами из стран Центральной Европы и Балкан. В практической деятельности путинской России как государственные, так и частные компании, особенно крупные корпорации, присутствующие на Западе, остаются под полным контролем аппарата безопасности. Поэтому их нужно трактовать не только как экспоненты российского государства, но и как неотъемлемую часть разведывательного аппарата, поддерживающую агрессивные операции, направленные против интересов Запада. Точно так же следует смотреть и на преступные группы из России, действующие в Европе.
Энергетическая безопасность Польши – это область, которой особенно грозит экспансивная деятельность путинского режима
Оценивая перспективы успеха усилий, предпринятых Россией, представляется, однако, что сегодня шансы на то, что она сможет перетащить страны Центральной Европы и Балкан в свою орбиту влияния, выглядят довольно небольшими. Россия не обладает достаточным положительным потенциалом, создающим привлекательное предложение для стран и обществ региона. В арсенале средств, используемых Кремлем в регионе, преобладают инструменты силового характера и с большим негативным зарядом, направленные на создание и поддержку политической дестабилизации и обеспечение экономической зависимости, что в конечном итоге приводит к ухудшению социального климата и условий жизни населения. Таким образом, независимо от симпатий и пророссийских настроений или деловых связей в некоторых странах, в обществах и элитах доминирует убеждение в выгодах, связанных с принадлежностью к ЕС, во много раз превышающих возможные тесные связи с Россией.
Это, однако, не означает, что последовательные деструктивные и дестабилизирующие действия Москвы не приведут к ожидаемым последствиям в более отдаленном будущем. Нужно принять вероятность того, что в долгосрочном плане они могут при определенных условиях внести изменения в существующие сегодня настроения и повлиять на увеличение поддержки в государствах региона сближения с Россией. Для того чтобы это произошло, развитие ситуации должно сопровождаться рядом негативных явлений в ЕС и НАТО, означающих де-факто их распад. В противном случае, особенно в сценарии преодоления кризисов, затрагивающих эти организации, реализация планов Москвы не имеет шансов на успех.
По материалам: Defence 24
Перевел Богдан Олексюк