Разделы
Материалы

Украинский интерес. Как мюнхенская конференция стала "Давосом по безопасности"

Владимир Пилипенко
Фото: Николай Лазоренко

Мюнхен-2019 — не только повод правильно кивать головой в рамках дискуссий, но и возможность заявить Западу о своих претензиях. А у нас их, по крайней мере к России, хоть отбавляй

В Германии прошла 55-я по счету Мюнхенская конференция по безопасности. Чем она запомнилась для Украины? Разве что рекордным количеством участников — более 500 гостей, среди которых десятки глав государств, представителей правительств и сотни министров. Среди них — президент Украины Петр Порошенко и министр иностранных дел Павел Климкин. Оба заверили мировое сообщество, что оккупация Донбасса и аннексия Крыма остаются на повестке дня. Как и азовский кризис, и освобождение украинских военнопленных.

Что ж, Запад нас "услышал". Но способен ли этот факт ускорить решение украинских проблем? Почти риторический вопрос.

Мюнхенская конференция, несмотря на свою полувековую историю, для многих ассоциируется с так называемой речью Путина в феврале 2007 года. Это было одно из первых открытых заявлений руководства России о нежелании согласиться с текущим статусом РФ как одного из аутсайдеров мировой политики. Подобное "несоглашение" вызвало большой резонанс. Некоторые эксперты даже окрестили это заявление началом новой холодной войны.

Тогда мы еще не понимали, что уже через несколько лет угрозы "бороться с однополярным миром" выльются в практические шаги — присвоение Крыма и пятилетнюю войну на Донбассе.

Мюнхен-2019 — не только повод правильно кивать головой в рамках дискуссий, но и возможность заявить Западу о своих претензиях. А у нас их, по крайней мере к России, хоть отбавляй.

Из центра — на периферию

Чтобы осознать значение определенного события, надо понимать контекст, на фоне которого оно происходит. В случае с Мюнхеном — это мощное изменение геополитической конъюнктуры в мире. С одной стороны, в активной фазе находится противостояние супер-держав — США, Китая и РФ (экономические и торговые конфликты, очередной всплеск гонки вооружений).

С другой, неопределенной остается ситуация с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Перспектива сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений снова удаляется.

Украинский вопрос окончательно переместился из центра европейской политики на ее периферию

Кроме того, активное вмешательство Москвы во внутренние дела государств-конкурентов (США, Соединенного Королевства) и стран, представляющих стратегический интерес (Венесуэлы, Сербии, Греции), дестабилизирует политические системы и целые регионы.

Свою неготовность к "гибридным" вызовам безопасности показали, в частности, ЕС и НАТО. В фокусе Брюсселя — решения внутренних проблем: забастовки, беженцы, Брексит, балканский кризис и др.

С учетом этого глобального "багажа" украинский вопрос окончательно переместился из центра европейской политики на ее периферию. Красноречивый факт: международная агрессия РФ не помешала европейцам успешно реализовывать проект "Северный поток-2", который не только повышает энергозависимость ЕС от Москвы, но и обеспечивает колоссальные доходы Кремлю, подрывает энергетическую безопасность Украины.

Недостаточно эффективными остаются и механизмы поддержания мира и безопасности под эгидой ООН, которая стала заложницей противостояния постоянных членов Совбеза. Система ООН нуждается в обновлении в соответствии с современными реалиями. Однако пока для Украины это означает очень призрачные шансы на введение миротворцев, да еще и на условиях Киева: отсутствие в составе контингента российских войск, расположение на границе, вывод российских вооружений. При действующей дипломатической игре Москвы миротворческие силы могут стать способом легитимации российского присутствия на востоке.

О Крыме и Донбассе

В целом ответ Запада на ключевые для Украины вопросы по Донбассу и Крыму понятен: мы вам сочувствуем, санкции не отменяем, но вы должны все-таки свои проблемы сами решать. Мол, палки в колеса вставлять не будем, но и ношу вашу тянуть не можем.

Напомню, 17 февраля 2015 года международное сообщество сделало достаточно невзвешенный шаг: приняло Резолюцию Совбеза №2202. В результате Минским договоренностям предоставили правовой статус документа СБ ООН.

Сторонами конфликта юридически признали Украину и "ОРДЛО", а не Украину и РФ. Документом Совбеза ООН Россия была выведена за рамки "украинского конфликта". Вследствие неспособности украинской дипломатии воспользоваться действующим международно-правовым инструментарием нейтрализации и наказания агрессора Украина осталась один на один с Кремлем.

Международная агрессия РФ не помешала европейцам успешно реализовывать проект "Северный поток-2"

Этот шаг определил украинский кризис как внутренний конфликт между Украиной и "ОРДЛО", где вопрос Крыма не рассматривается в рамках переговорного процесса. Такое решение полностью удовлетворило Москву. Мировое сообщество определило, что именно Минские договоренности — путь к миру, а их выполнение — прямое обязательство Украины, зафиксированное Советом Безопасности ООН. Какая эффективность Минска на практике, мы уже увидели, — нулевая.

Что касается Крыма, то процесс его возвращения будет очень сложным. В отличие от "ОРДЛО", полуостров аннексировали, и РФ непосредственно считает его своей суверенной территорией, опираясь на так называемый "референдум". Общая риторика Мюнхенской конференции показала, что эти позиции остаются постоянными.

Об азовском кризисе

Также до сих пор нет единого четкого видения решения еще одной проблемы Украины — азовского кризиса.

Годами правовой режим общего пользования Азовским морем и Керченским проливом определялся с помощью неофициальных или полуофициальных договоренностей между Киевом и Москвой без оформления границы и в соответствии с международными стандартами. Следствие такой "братской дружбы" — агрессивная политика РФ и отсутствие стратегического мышления у отечественных государственных руководителей.

РФ грубо нарушает действующий на сегодня Двусторонний договор о сотрудничестве между Россией и Украиной, презирает международно-правовые принципы неприкосновенности границ и мирного урегулирования споров.

Будем откровенны, установить морскую границу с РФ в ближайшее время вряд ли удастся. В таких условиях доступными для Украины инструментами влияния на ситуацию выступают дипломатия и международное правосудие. Это означает, с одной стороны, дальнейшую работу ради продолжения и углубления международных санкций против Москвы, а с другой — активную юридическую подготовку и подачу исков во все возможные международные инстанции для привлечения РФ к юридической ответственности. Мы уже видели, как с этой задачей на первом этапе справился украинский бизнес, защищая свои крымские активы. Убежден, государство также способно повторить успех частного сектора.

Возвращение военнопленных

Судьба украинских моряков — еще одно стратегическое направление дискуссий в рамках безопасности мероприятия.

В целом ответ Запада на ключевые для Украины вопросы по Донбассу и Крыму понятен: мы вам сочувствуем, но вы должны все-таки свои проблемы сами решать

Этот вопрос очень сложный из-за гибридного политического подтекста. РФ не признает наших моряков военнопленными. Им инкриминируют "незаконное пересечение границы, совершенное группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой с применением насилия или угрозой его применения". И это при том, что с точки зрения международного права действия Вооруженных сил Украины являются действиями государства Украина как субъекта международного права, а потому любые претензии должны быть предъявлены Украине, а отнюдь не морякам.

Москва не имела никакого права открывать уголовные дела — это очередная демонстрация силы и пренебрежения к международному правопорядку.

Понятно, что предоставление задержанным морякам статуса военнопленных было не в интересах Кремля, ведь заставило бы Москву применить к ним нормы Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 года. Теперь же, удачно изолировав международно-правовые механизмы, РФ ничем особо не связана и апеллирует к решениям своих судов.

Таким образом, Мюнхенская конференция стала своеобразным "Давосом по безопасности", где чиновники в галстуках размышляют о мировых трендах. Это платформа донесения идей, но отнюдь не место принятия кардинальных шагов.

Мы озвучили свою позицию. Единственное, что в этом контексте важно, — лишь бы наши политические элиты придерживались сказанного, защищая национальные интересы Украины, а не приторговывая ими с предвыборным рвением.