Иллюзия собственной информированности может напрямую влиять на поступки человека — например, на его социальную и политическую активность
Большей половине "серферов" Facebook в лучшем случае нужно не более 15 секунд на новостные статьи, чего едва хватает для просмотра одного абзаца. Таким образом, у них появляется иллюзия того, что они по настоящему информированы.
Результаты этого исследования опубликованы в журнале Research and Politics.
Эксперимент провели специалисты Йоркского колледжа (Пенсильвания). 1000 участников разделили на три группы. 320 участников прочитали полную статью из The Washington Post о продуктах, содержащих ГМО, 319 - просто получили в своей новостной ленте в Facebook четыре фрагмента этой же статьи, а 351 человек вообще ничего не получили.
Оказалось, что люди, которые прочитали куски статьи были абсолютно уверены, что знают о ГМО продуктах гораздо больше, чем на самом деле.
Эта уверенность была зафиксирована среди эмоционально вовлеченных в историю читателей. Выяснилось, что они не обращали внимания на явную "куцость" новых знаний, а позитивные эмоции, "завязанные" на знании столь же важны и ценны, как само знание, предполагают исследователи.
Это в итоге приводит к тому, что иллюзия собственной информированности может напрямую влиять на поступки человека — например, на его социальную и политическую активность. К тому же непоколебимая уверенность в приобретенных знаниях может сделать людей более восприимчивыми к дезинформации.
"Следующим шагом исследований должно стать изучение того, могут ли эмоции объяснить распространение и влияние фейковых новостей. Поскольку Facebook все чаще используют в качестве источника знаний о мире, чрезмерная самоуверенность аудитории может создавать проблемы, особенно в эпоху фейк-ньюс", — заключают исследователи.
Как ранее писал Фокус:
- Экспертов группы EU vs Disinformation установили, что в прошлом году из тысячи случаев распространения фейковой информации через кремлевские СМИ 461 касалось Украины.