Большая часть экспертов сходится на том, что президентство Джо Байдена, если он выиграет выборы, будет далеко не легким. Скорее всего, он столкнется с мощным сопротивлением республиканцев на всех уровнях власти.
"Если президент Дональд Трамп в конечном итоге проиграет выборы, что сейчас кажется вероятным, вопрос заключается в том, сколько еще вреда он может нанести, прежде чем его выставят с криком, или вышвырнут, из Белого дома. Судя по его поведению в четверг, боюсь, нам стоит ожидать худшего", – пишет в своей колонке один из редакторов Washington Post Юджин Робинсон.
Он напоминает, как несколько дней назад Трамп требовал в Twitter остановить подсчет голосов, а затем "прекратить мошенничество". Требования президента США были названы многими американскими политиками недемократическими. После этого, разъяренные сторонники Трампа собрались у зданий, где велся подсчет голосов в Филадельфии, Фениксе, Лас-Вегасе и других городах, требуя приостановить избирательный процесс.
"Это было шокирующим, но в эпоху Трампа совсем не удивило. Видеть, как американцы открыто призывают к аннуляции голосов других американцев", – пишет автор.
Робинсон подчеркивает, что неизбежный проигрыш Трампа ярко иллюстрируется судебными исками, которые его кампания подала в Пенсильвании, Мичигане и Джорджии.
"Что бы Трамп ни говорил о судебных процессах, которые начала его кампания, уверенные в победе кандидаты не обращаются в суды, особенно с такими исками", – отмечает Робинсон.
Аналитик считает, что несмотря на исход судебных процессов, Трамп откажется признать победу Байдена. Он уйдет, но попробует изобразить победу противника незаконной. По словам автора, для "истинно верующих легионов Трампа "украденные" выбору станут "проигранным делом", за которое нужно отомстить".
Скорее всего, Байден в конечном итоге выиграет выборы с разницей в 4 млн голосов, но это будет означать, что более 68 млн американцев голосовали за Трампа, а более 72 млн за Байдена. В год рекордно высокой явки нация буквально раскололась пополам, отмечает эксперт.
"Я ожидаю, что за то время, пока он оставит свой пост, и даже после того, как он уйдет, Трамп сделает все возможное, чтобы углубить разногласия в нашем обществе, а не излечить их", – подытожил Робинсон.
Образ бойца
В своей статье Time написали, что ночь выборов была не той партией, на которую рассчитывал Трамп, и с тех пор он не прекращает жаловаться.
Кандидат от республиканцев успел потребовать остановки подсчета голосов, а позже потребовал, чтобы "учитывались все законные голоса", но добавлял, что будет много судебных разбирательств.
"Он швыряет вещи об стену, надеясь, что хоть что-то прилипнет. Трамп полагает, что если есть хоть какой-то шанс посеять достаточно сомнений, чтобы выиграть время, либо привлечь республиканцев на свою сторону, либо повлиять на систему, то оно того стоит", – говорит политолог из Принстонского университета Лорен Райт.
В материале отмечается, что пока у Трампа нет единогласной поддержки среди собственных сторонников. Большая часть республиканцев решила довольствоваться тем, что по крайней мере Сенат остается в их руках.
"Люди счастливы, что идеи, которые отстаивает Трамп, не были отвергнуты", – говорит представитель администрации Трампа.
Молчанием Республиканской партии возмущался и старший сын Трампа, который пытался подтолкнуть республиканцев, планирующих баллотироваться через 4 года в президенты, чтобы они поддержали Трампа.
"Полное отсутствие действий со стороны практически всех "кандидатов Республиканской партии 2024 года" довольно удивительно", – написал Дональд-младший. Он добавил, что кандидаты в президенты от Республиканской партии "имеют идеальную платформу, чтобы показать, что они хотят и могут бороться". Президент Трамп, писал его сын, "будет бороться, а они собираются смотреть, как обычно!".
В это же время, в Вашингтоне считают, что в конечном итоге Трамп сдастся.
"Он создал себе образ бойца. Это создает много шума, который тем не менее утихнет через неделю или две, когда судебные баталии утихнут. Не думаю, что людям придется вытаскивать его из Белого дома в январе", – говорит один из чиновников изданию.
Республиканцы все еще у власти
Джо Байден получил на миллионы голосов больше, чем его оппонент, он может и должен утверждать, что ему дан сильный мандат на управление нацией, пишет в своей колонке для New York Times американский экономист, лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля 2008 года Пол Кругман.
"Но есть реальные вопросы о том, действительно ли он сможет управлять. На данный момент Сенат, остается в руках экстремистской партии, которая будет всячески саботировать Байдена", – пишет Кругман.
Он считает, что перекос в Сенате – главная причина, по которой Республиканская партия, вероятно сохранит контроль, несмотря на существенную победу демократов на президентских выборах.
"Но вы можете спросить, почему разделение контроля над правительством является такой проблемой? В конце концов, республиканцы контролировали одну или даже обе палаты Конгресса на протяжении трех четвертей президентства Барака Обамы, и мы выжили", – отмечает экономист.
Фактически препятствие Республиканской партии нанесло большой ущерб даже в годы правления Обамы. Республиканцы использовали жесткую тактику, в том числе угрозы вызывать дефолт по государственному долгу, чтобы вынудить преждевременно прекратить финансовую поддержку, что замедлило темпы восстановления экономики, отмечает эксперт.
"Я подсчитал, что без этого фактического саботажа уровень безработицы в 2014 году мог бы быть примерно на два процентных пункта ниже, чем был в реальности", – подчеркивает Кругман.
Очевидно, что потребность в дополнительных расходах сейчас острее, чем в 2011 году, когда республиканцы взяли под контроль Палату представителей. США нуждаются в новом раунде федеральных расходов на здравоохранение, помощь безработным и предприятиям, в также на поддержку пострадавших от коронавируса штатов и местных властей.
Конечно, президент может добиться много посредством действий исполнительной власти.
"Но вот здесь меня беспокоит роль сильно пристрастного Верховного суда, который был сформирован с нарушением норм лидером республиканцев в Сенате Митчем Макконнеллом, в том числе поспешное утверждение Эми Кони Барретт (член Верховного суда США, – ред.) за несколько дней до выборов", – отмечает Кругман.
Шесть из девяти судей были выбраны Республиканской партией.
"И я думаю, что существует значительная вероятность того, что этот суд может повести себя как Верховный суд в 1930-х года, который блокировал программы "Нового курса" до тех пор, пока Франклин Рузвельт не пригрозил добавить дополнительных судей – то, что Байден не сможет сделать с Сенатом, контролируемым республиканцами", – подчеркивает эксперт.
Он считает, что поражение Трампа будет означать, что США избежали "погружения в авторитаризм". Но американская "перекошенная" избирательная система означает, что партия Трампа все еще в состоянии ограничить, а возможно, и подорвать способность следующего президента решать глобальные эпидемиологические, экономические и экологические проблемы.
Препятствия на всех уровнях
Такое мнение разделяет и британский историк, профессор Колумбийского университета, директор Европейского института Адам Туз. Он написал в авторской колонке The Guardian о том, что Трамп не был полностью изгнан и президентство Байдена столкнется с препятствиями на всех уровнях.
"Результаты выборов не являются отказом от Трампа, а изменяют тонко сбалансированную и глубоко поляризованную конфигурацию, которая преобладала в американской политике со времен Билла Клинтона в 1990-х годах. Как и в 2016 году, Трамп по-прежнему имеет подавляющее количество голосов в маленьких городках и сельской белой Америке", – пишет автор.
Он подчеркивает, что даже не смотря на враждебность Трампа к иммигрантам, он добился значительных успехов среди довольно разнородной группы, объединенной именем Latino. Также Трамп преуспел не только с антисоциалистическими общинами кубинцев и венесуэльцев в Майами, но и с американцами мексиканского происхождения в Техасе. Он продолжает получать большинство голосов от белых женщин и мужчин из всех слоев общества.
"Даже если предположить, что пандемию удастся взять под контроль, администрация Байдена столкнется с тяжелой политической битвой. Его грозные противники – Республиканская партия в Конгрессе, возглавляемая Митчем Макконнеллом, злобным лидером республиканцев в Сенате", – пишет Туз.
Накануне выборов, спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси потребовала гигантского второго пакета мер стимуляции экономки, превышающего 2 трлн долларов. Она надеялась на то, что демократы возьмут под контроль Конгресс, но этого не произошло, и ей придется вернуться за стол переговоров с Макконнеллом. Последний уже объявил, что готов заключить сделку, но вероятнее всего, демократам придется принять условия Макконнела, чтобы спасти экономику от катастрофы.
Эксперт считает, что каждый пункт прогрессивной повестки дня Байдена – здравоохранение, уход за детьми и образование – будет заблокирован. Также любой разговор о "новом зеленом курсе" будет прерван.
"Любой прогресс в следующие 4 года будет зависеть от импровизированного административного управления и болезненного компромисса. Администрация Обамы провела мастер-класс такого рода управления", – отмечает Туз.
Но он считает, что администрация Байдена столкнется с самым грозным наследием Трампа. В частности, судебной системой, заполненной на всех уровнях судьями, выступающими за бизнес и против регулирования. За один срок Трампу удалось назначить четверть федеральных судей, которые будут следовать за его повесткой дня на протяжении десятилетий.
Трамп останется в поле зрения
Редактор американского консервативного журнала National Review Рич Лоури считает иначе. Он в своей колонке для издания Politico написал, что возможно, Дональд Трамп и проиграл выборы, но не вышел из игры.
"Самые яростные сторонники NeverTrump надеялись на очищающий оползень, поражение 2020 года, которое должно было быть настолько масштабным, что все следы Трампа и его сторонников будут стерты в Республиканской партии", – пишет Лоури.
Но такого не произошло. Партия Трампа намерена сохранить большинство в Сенате и, возможно, получить места в Палате представителей. Избиратели Трампа также оказали ему большую поддержку, как никогда ранее.
"Его тактика не была такой безумной, как нам показывали, она почти сработала (это была преувеличенная стратегия, которая принесла Буду второй срок в 2004 году, а Обаме – в 2012 году). Он доказал свою силу как участника кампании, с его фирменными безумными митингами", – отмечает автор.
Трамп предоставил Республиканской партии жизнеспособное будущее, даже в случае собственного проигрыша. Ему удалось добиться поразительных результатов среди латиноамериканских избирателей, особенно во Флориде.
"Это представляет Республиканскую партию, как ориентированную на рабочий класс, которая не является демографическим тупиков, а действительно пересекает расовые границы, даже если такой потенциал лишь зарождается", – подчеркивает Лоури.
С учетом того, что сторонники Трампа массово поддерживали его на последних двух президентских выборах, кажется маловероятным, что его кандидатуру заменят другим республиканцем. Переориентирование Республиканской партии на основе образования и классов – отслаивание богатых пригородов и приход избирателей из рабочего класса, предшествовало Трампу, но он ускорил этот процесс.
"По-видимому, Трамп удержит внимание, оставаясь постоянным гостем Fox News, даже если будет президентом одного срока. Его сторонники по-прежнему будут считать его легендарным борцом, тотемом сопротивления СМИ и элитам. Его одобрения все еще будет востребовано. А амбициозные кандидаты 2024 года будет стремиться унаследовать его мантию", – подытожил автор.