Бессарабский узел. Как 100 лет назад Молдова стала частью Румынии и что из этого вышло
Сто лет назад произошло одно из важнейших событий в истории нашего южного соседа – 27 марта 1918 года по старому стилю или 9 апреля по новому Сфатул Цэрий Молдавской Демократической Республики проголосовал за объединение страны с Румынским королевством
Споры о том, что именно тогда произошло, не утихают и поныне. Для унионистов (сторонников вхождения Молдовы в состав Румынии) – это "Великое объединение" (Marea Unire), для их противников – аннексия. Как это обычно бывает, интересные аргументы есть и у первых, и у вторых.
Начнем с того, что современная Молдова имеет с одноименным средневековым государством весьма условную связь. Молдавское княжество, образованное в XIV веке, в 1861 году объединилось с соседней Валахией и образовало королевство Румыния. За 50 лет до этого, в 1812 году, земли княжества между Прутом и Днестром (приблизительно 1/3 его территории) по итогам очередной войны между Османской и Российской империями были присоединены к последней и образовали Бессарабскую губернию.
В регион хлынули переселенцы из других частей империи, после чего существенно изменился его национальный состав. По данным переписи 1897 года в губернии только 47,6% населения составляли молдаване (коренных жителей Бессарабии в России продолжали именовать от названия бывшего княжества). Кроме них тут проживало значительное количество украинцев (19,6%), евреев (11,8%) и русских (8,1%). При этом украинцы в основном жили на юге губернии (современная часть Одесской области), молдаване – на территории нынешней Молдовы, а русские и евреи – преимущественно в городах.
Все против всех
Несмотря на пестрый национальный состав, окраинная губерния считалась одной из самых спокойных в империи. Ситуация особо не изменилась даже после февральской революции 1917 года и свержения царя.
Всколыхнуть Бессарабию смог большевистский переворот в Петрограде. Соседние губернии вошли в состав Украинской Народной Республики, старое российское государство фактически прекратило существование, а молдавские национальные силы 21 ноября (4 декабря) образовали свой представительский орган – Сфатул Цэрий. 2 (15) декабря Совет края, а именно так переводится название органа, провозгласил на территории Бессарабии Молдавскую Демократическую Республику в составе несуществующией Российской Демократической Федеративной Республики.
Стоит отметить, что решения Совета имели, скорее, декларативный характер. Сфатул Цэрий не контролировал ситуацию в регионе, а идею создания молдавского государства поддерживали, в основном, молдаване, да и то не все.
Украинское население, проживающее на побережье Черного моря, хотело присоединиться к УНР
В частности, в январе 1918 года такое решение приняли Аккерманское уездное земство и городской совет. Однако главным противником молдавской государственности стала не Украина, которая сама боролась за выживание, а большевики, которые видели Бессарабию частью советской России. В конце 1917 года, завоевав большинство в Кишиневском городском совете и опираясь на революционизированные воинские части, большевики стали готовиться к установлению своей власти в губернии.
Румынский интерес
В это время в борьбу за Бессарабию решила вмешаться Румыния. Соседнее королевство всегда рассматривало земли между Прутом и Днестром в качестве своей исторической провинции и после падения старой России решило, что пришло самое время восстановить "историческую справедливость". К тому же присоединение Бессарабии должно было иметь и важный психологический эффект. В 1916 году Румыния вступила в Первую мировую войну и фактически сразу же ее проиграла. Была оккупирована большая часть страны, в том числе и столичный Бухарест. В начале декабря 1917 года румыны подписали перемирие с Германией и ее союзниками по блоку Центральных держав, реальной стала угроза потери части территории в пользу Австро-Венгрии и Болгарии. В таких условиях расширение границ королевства до Днестра должно было хоть немного компенсировать прошлые неудачи и поднять авторитет правительства.
В декабре 1917 года первые румынские отряды перешли Прут под предлогом закупки продовольствия, но для полномасштабного вторжения нужен был повод. Ждать его долго не пришлось. Сфатул Цэрий, который не смог организовать собственных вооруженных сил и опасавшийся большевистской экспансии, обратился за помощью к "братьям" по другую сторону Прута.
Официально Сфатул Цэрий призвал румын для борьбы с анархией, охраны продовольственных складов и железных дорог, но последние стали готовиться к присоединению Бессарабии
В течение января румынские войска заняли сначала центральную, а потом и южную часть Бессарабии. Большевистские части пытались оказывать сопротивление, но в силу своей малочисленности и неорганизованности потерпели поражение.
Официально Сфатул Цэрий призвал румын для борьбы с анархией и охраны продовольственных складов и железных дорог. Однако последние сразу начали готовить почву для присоединения Бессарабии, проводя репрессии против нелояльных политических сил. 24 января (6 февраля) Сфатул Цэрий окончательно порвал с Россией и провозгласил независимость Молдавской Демократической Республики, но это решение было не менее декларативным, чем предыдущее. Уже спустя два месяца – 27 марта (9 апреля) Совет отказался от идеи независимости и принял "Декларацию об объединении Румынии с Бессарабией", которая, правда, предусматривала автономный статус края. Поскольку решение принималось в присутствии румынских военных, а голосование было поименным, то и результат оказался вполне ожидаемым – присоединение к Румынии поддержали 86 из 138 депутатов.
В ноябре 1918 года Сфатул Церий собрался в последний раз и при отсутствии кворума подтвердил присоединение Бессарабии к Румынии и отказался от автономии.
Большевики ни первое, ни второе решение не признали и следующие 22 года обозначали на картах Бессарабию как аннексированную территорию. В 1940 году Советский Союз с согласия гитлеровской Германии забрал бывшую имперскую губернию. Бессарабия была разделена на две части – южную присоединили к УССР, а на остальной территории создали новую союзную республику.
После распада СССР история повторилась. Одна часть населения Молдовы захотела присоединиться к Румынии (унионисты), другая – остаться в России, третья – строить независимую республику.
Исторические баталии
Сегодня дискуссии о том, что же произошло 100 лет назад, имеют важное политическое значение, что затрудняет поиск компромисса.
Сторонники Marea Unire признают Сфатул Церий полноправным представителем всех народов Бессарабии, а его решение об объединении с Румынией считают примером реализации права наций на самоопределение, благодаря которому разделенный народ воссоединился в одном государстве.
Для их противников Сфатул Церий – искусственно созданный орган, который в полной мере не представлял интересы даже молдаван, не говоря уже об украинцах, евреях и русских. Голосование 27 марта (9 апреля) – недемократичное, а Румыния – оккупант.
Примирение затрудняется тем, что имеют право на жизнь аргументы и тех, и других. Унионисты, в частности, замалчивают, что после присоединения Бессарабию захлестнули репрессии, а немолдавское население подверглось румынизации. Их противники, обвиняя Румынию в оккупации, почему-то игнорируют тот факт, что большевики в случае победы вели бы себя точно не лучше, чем румыны.
И единственное, в чем согласны большинство современных молдавских историков, так это в том, что провозглашение Молдавской Демократической Республики было верным и своевременным решением.