Колпинский расстрел. Как 9 мая 1918 года большевики загнали рабочий класс в стойло

Красногвардейцы у броневика "Лейтенант Шмидт" / 1917.shpl.ru
Красногвардейцы у броневика "Лейтенант Шмидт" / 1917.shpl.ru

9 мая в первую очередь ассоциируется с Днем Победы, и так, наверное, будет еще многие годы. Но на эту дату в многовековой истории пришлись и другие знаковые события. Одно из них произошло 100 лет назад в пригороде Санкт-Петербурга Колпино

Партия и пролетарии

С момента возникновения партии большевиков она ставила в центр своей политики рабочий класс. Недаром в первом названии партии подчеркивалось, что она не просто социал-демократическая, но еще и рабочая. В идеологии большевиков именно рабочий класс должен был возглавить борьбу всех угнетенных с классовыми врагами, буржуазией и помещиками и стоять в авангарде построения коммунистического рая на земле. И рабочие, хоть и не сразу, в эту идею поверили.

Немаловажную роль в этом сыграли как агрессивная агитация большевиков, так и быстрое разочарование общества в умеренных партиях после Февральской революции.

Заручившись поддержкой пролетариата — самой организованной на тот момент части населения, большевики провернули октябрьский переворот, захватили власть в России и начали претворять в жизнь свои идеи. Рабочим сначала казалось, что успешно. В стране провозгласили диктатуру пролетариата, большие заводы национализировали и передали под управление рабочих, а зарплаты повысили.

Однако будущее, став настоящим, оказалось не таким уж и светлым.

Прибавки к зарплатам съедала инфляция, на смену "буржуям" пришли советские бюрократы, а в самой стране царила разруха и начиналась гражданская война. Ко всем бедам, после того как от России откололась Украина — главная житница былой империи, добавилась и угроза голода. На этом фоне в отношениях между рабочими и большевиками пошли трещины, которые не всегда удавалось заладить красивыми речами партийных агитаторов. В таких случаях в ход шли штыки красноармейцев.

Женский бунт

Первый такой инцидент как раз и произошел в Колпино. Главной достопримечательностью городка был Ижорский оружейный завод, выпускавший широкий спектр продукции — от снарядов до артиллерийских орудий и броневиков. Именно завод находился в центре хозяйственной и общественно-политической жизни, которая особенно закипела после Февральской революции. Основная политическая борьба здесь велась между правыми эсерами и большевиками, которые, завоевав большинство в местном совете рабочих депутатов, в конце концов в ней и победили. В городе была установлена советская власть.

Однако скоро отношение к большевикам начало меняться. В первые месяцы 1918 года из-за нехватки топлива в городе возникли проблемы с электроэнергией. В результате начал простаивать завод, а его рабочих стали отправлять в неоплачиваемые отпуска или увольнять. Многие семьи оказались без средств к существованию. Драматизма ситуации добавляла и нехватка продовольствия. 22 марта 1918 года местный совет ввел в городе карточную систему, но проблему это не решило. Хлеб, не говоря уже о других продуктах, завозился в торговые лавки нерегулярно и в недостаточном количестве. Жены рабочих часами простаивали в огромных очередях перед магазинами. Часто они уходили ни с чем, и с каждым таким случаем недовольство только росло. Своего пика оно достигло 9 мая 1918 года.

9 мая 1918 года женщины по традиции с самого утра выстроились в очереди за хлебом, но его подвоза так и не дождались.

К 10 часам у них лопнуло терпение, и разозленные жены двинулись к пожарному депо, чтобы созвать своих мужей на митинг с помощью сигнала пожарной тревоги. Цель была достигнута — часового оттеснили и нажали на клапан сирены.

Однако первыми прибежали красногвардейцы, которые решили разогнать стихийно возникшее собрание. Женщины отказались слушаться, на городскую площадь начал стягиваться народ.

Красногвардейцы сделали несколько выстрелов в воздух, в ответ в них полетели камни. Следующие выстрелы уже раздались в сторону толпы. Несколько человек были ранены, а стихийный митинг разбежался. Однако это было только начало бурного дня.

Бей своих

Узнав о произошедшем, рабочие Ижорского завода прекратили работу. На четыре часа вечера было назначено экстренное собрание трудового коллектива. Тем времен обстановка в городе накалялась. Днем было совершено три нападения на красногвардейцев, у одного из них отобрали винтовку, у другого — револьвер.

В назначенное время на собрание явилось около двух тысяч человек. Антибольшевистскими настроениями воспользовались правые эсеры, по предложению которых рабочие приняли резолюции о перевыборах совета и разоружении в течение суток красногвардейцев. Виновных в стрельбе потребовали арестовать и наказать. Переубедить разозленных ижорцев попытался лидер местных большевиков Панов, но его никто не слушал.

О принятой резолюции стало известно в штабе Красной гвардии, который решил оружие не сдавать, а роспуска совета не допустить.

Командир красногвардейцев Иван Черневич выслал к воротам завода два броневика и своих подчиненных с пулеметом. Когда рабочие начали выходить, красногвардейцы встретили их огнем.

Стрельба длилась недолго — минуты четыре. Около 20 пуль выпустил броневик, несколько очередей дал пулемет. Большая часть выстрелов была в воздух, но и толпе тоже досталось. Рабочие в панике разбежались. Несколько человек были ранены. Согласно официальным данным, был только один убитый — электромонтер Потемкин, хотя по городу ходили слухи, что жертв расстрела было больше.

Вечером в Колпино прошли обыски и аресты, а на следующий день в городе было введено военное положение. Утром 10 мая рабочие попытались организовать новое собрание на заводе, но у входа их снова встретили огнем. Вечером на перекрестках города появились пулеметы, а на подмогу из Петрограда прибыли броневики. Примечательно, что собирали их на все том же Ижорском заводе.

Однако молва о колпинском расстреле быстро разнеслась по округе. 10–11 мая на основных заводах Петрограда состоялись митинги с резкой критикой властей. 14 мая делегации питерских заводов приехали в Колпино на похороны Потемкина. Рабочие несли венки с надписями "Жертвам голода, погибшим от сытой власти", "Вечная память колпинцам, погибшим от расстрела 9 мая", "Жертвам произвола — защитникам голодных".

Поиски виновных

Пытаясь сбить накал страстей, 13 мая большевики направили в город специальную следственную комиссию от Петроградского совета. В ее состав включили даже одного правого эсера, что должно было придать ей объективности в глазах рабочих, но итоговый доклад комиссии оказался предсказуемым.

Еще до окончания расследования большевики возложили вину за случившееся на своих политических оппонентов. На следующий день после похорон, 15 мая, Петросовет выпустил обращение "К сведению всех", в котором утверждалось, что "беспорядки" в Колпино спровоцировали правые эсеры и меньшевики. Далее утверждалось, что советская власть в дальнейшем будет рассматривать всякие несанкционированные шествия и выступления как "прямую помощь внешнему врагу и станет беспощадно их подавлять".

Аналогичный вывод был сделан и в докладе следственной комиссии, оглашенном 18 мая. "Истинными виновниками" случившегося были объявлены все те же правые эсеры.

Колпинский расстрел по числу жертв не входит даже в первую десятку преступлений большевиков в первые месяцы после прихода к власти. В качестве примера можно вспомнить разгон в Петрограде мирного митинга в поддержку Учредительного собрания в январе 1918 года или "красный террор" Муравьева в Киеве в феврале. Но эти события, несмотря на всю их трагичность, с формальной точки зрения были направлены против "классовых врагов" и противников большевистской "революции".

В Колпино пули летели в сторону голодных рабочих, и не просто в опору партии, а непосредственно в тех, кто способствовал ее приходу к власти (с Ижорского завода накануне октябрьского переворота большевикам передали 17 броневиков).

События 100-летней давности окончательно показали, что, захватив власть, большевики ее уже просто так не отдадут и ради этого готовы стрелять в кого угодно. А идеологические принципы в таком случае отходят на второй план.