Беспризорный Собор. Как 100 лет назад автокефалисты проиграли схватку с единонеделимцами

Киево-Печерская лавра. Источник: retroua.com
Киево-Печерская лавра. Источник: retroua.com

Сегодня в Софии Киевской открылся Объединительный собор, который должен поставить последнюю точку в процессе создания Украинской автокефальной поместной церкви. 100 лет назад в эти же дни заканчивал свою работу подобный Собор. Правда, тогда проходил он в Киево-Печерской лавре и проголосовал против автокефалии

Автокефалисты и единонеделимцы

В 1686 году Киевская митрополия перешла под власть Московского патриарха. С тех пор православная церковь на украинских землях утратила последние признаки самостоятельности и следующие 230 лет служила верой и правдой укреплению власти российских самодержцев. Но неожиданно вспыхнувшая в 1917 году революция сначала свергла императора, а вскоре развалила и саму империю. Появился шанс не только на возрождение украинской государственности, но и на получение независимости для украинской церкви.

В первые революционные месяцы в Украине прошли епархиальные съезды, на которых звучали требования о создании Всеукраинского церковного центра в Киеве и даже о предоставлении автокефалии. При этом сторонники выхода украинских епархий из-под власти Москвы сначала главной целью считали созыв Всеукраинского православного собора, который и должен был решить все наболевшие вопросы.

Поскольку церковное руководство, в том числе и митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), всячески блокировало реализацию этого решения, автокефалисты решили пойти ва-банк.
В начале декабря 1917 года они создали Всеукраинскую православную церковную раду (ВПЦР), которая провозгласила себя временной высшей властью в Православной церкви Украины и объявила о созыве Собора с целью возрождения "нашей когда-то независимой автокефальной святой церкви" и во избежание "нового духовного рабства" от "духовного автократа – Московского патриарха".

Новосозданный орган возглавил военный священник Александр Маричев. "Каноничности" Церковной раде должно было придать избрание почетным главой архиепископа Алексия (Дородницына) – единственного согласившего на эту должность архиерея. В этом и проявлялась главная слабость движения за автокефалию. Его сторонниками в основном выступали рядовые священники и либерально настроенные миряне. Высшее духовенство, которое в большинстве было представлено этническими россиянами, ратовало за сохранения существующего порядка и формировало ядро партии "единонеделимцев". Много было "традиционалистов" и на местах, которые считали Всеукраинскую православную раду "духовными самозванцами" и игнорировали ее указания.

Fullscreen

София Киевская, 1918 год

Однако в первое время ВЦПР, заручившись поддержкой Центральной Рады, удалось взять инициативу в свои руки. Понимая, что созыв Собора уже является неотвратимым фактом, в Москве решили возглавить этот процесс.

Для курирования этого вопроса в Киев отправился представитель Московского патриарха Тихона митрополит Платон. Членам Церковной рады он обещал, что украинская церковь вместо автокефалии (которая, по его словам, вызовет "церковную смуту и даже величайшую схизму") получит "полную автономию с самим широким самоуправлением применительно к местным условиям края". Также он настаивал, что Собор должен созываться и работать по примеру Всероссийского.

Несколько дней шли острые дебаты, но в конце конов стороны пришли к компромиссу. Московская делегация признала легитимность ВЦПР, а последняя пошла на уступки по вопросам созыва и организации собора.
20 января 1918 года в Софии Киевской торжественно открылся первый с конца XVII века Всеукраинский церковный собор. В его руководящих органах большинство получили сторонники Церковной рады, но это было фактически единственной их победой. Делегаты провели две недели в дискуссиях по второстепенным поводам и под угрозой захвата Киева 1 февраля проголосовали за роспуск Собора до мая.

Консервативный реванш

За следующие четыре месяца расклад сил в Украине кардинально поменялся. Во-первых, вместо Центральной Рады к власти пришел гетман Павел Скоропадский, который, в отличие от своих предшественников, не планировал отделения церкви от государства, а вместо этого хотел распространить на нее свое влияние. Во-вторых, фракция "единонеделимцев" успела прийти в себя и перешла в наступление. 6 мая архиерейский собор в Харькове избрал новым митрополитом Киевским (предыдущего зверски убили зимой) Антония (Храповицкого), которого сам гетман считал "черносотенцем старой школы".

В результате всех передряг, связанных со сменой политической и церковной власти, вторая сессия Всеукраинского собора открылась только 20 июня. Всего на Собор прибыли 502 делегата, из которых сторонники Церковной рады составляли приблизительно пятую часть. Свою малочисленность в этот раз они не могли компенсировать и поддержкой правительства. Министр исповеданий Василий Зиньковский, как и сам гетман, был приверженцем автономии украинской церкви, а требования автокефалии расценивал как "чисто революционный акт" и "насилие над Собором". Поэтому в своем выступлении на открытии Собора он больше касался проблем взаимоотношения церкви и государства. В таких условиях "единонеделимцы" перешли в наступление.

7 июля, используя как формальный повод норму, что Собор сам определяет норму представительства от Церковной рады, консервативное большинство провело решение об уменьшении количества ее делегатов до трех человек (первоначально их было около 60). В результате проукраинская фракция лишилась своего ядра и возможности влиять на принимаемые решения.

На следующий день Собор принял "Положение о высшем церковном управлении в Украине", которым предполагалось создание в Украине отдельной церковной области с ограниченной автономией. Московский патриарх сохранил право утверждать в должностях епископов и митрополита Киевского, а также суда над ними. Для вступления в силу документ еще должны были одобрить патриарх и правительство. В ожидании этих решений 11 июля Собор закрыл сессию и постановил собраться снова 28 октября.

Последняя схватка

Однако, несмотря на казавшуюся полную победу "единонеделимцев", последний шанс получить автокефалию каноническим путем еще не был утрачен. Вслед за Церковной радой эстафету в этом дела приняло гетманское правительство. Сначала Рада министров потребовала пересмотра принятого на Соборе положения, а после переформатирования в конце октября своего состава заняла еще более радикальную позицию. Новый министр исповеданий Александр Лотоцкий, в отличие от своего предшественника, был ярым сторонником независимости украинской церкви.



Министр исповеданий Александр Лотоцкий. Источник фото: Национальная библиотека им. Вернадского
Fullscreen
Министр исповеданий Александр Лотоцкий. Источник фото: Национальная библиотека им. Вернадского

Тем временем 20 сентября Всероссийский собор утвердил "Положение о высшем церковном управлении в Украине", дополнив его двумя правками. Одна из них предполагала обязательность исполнения постановлений Всероссийских соборов в украинских епархиях, что еще больше ограничивало автономию церкви в Украине.

28 октября в Благовещенской церкви Киево-Печерской лавры открылась третья сессия Всеукраинского церковного собора. Большинство делегатов ждали, что правительство утвердит пришедшее с правками из Москвы положение. Однако 13 декабря Лотоцкий сумел убедить Раду министров в "ошибочности ее церковной тактики" и протянул постановление, в котором говорилось, что "православная церковь в Украине должна быть автокефальной".

На следующий день министр выступил с соответствующей декларацией на заседании Собора. Большинство делегатов его выступление восприняло в штыки (украинская партия насчитывала приблизительно 60-70 делегатов). Самые рьяные заявили, что в большевистской России церковь обладает большей свободой и поэтому необходимо в Украине ее отделить от государства, а несколько митрополитов даже предложили предать министра анафеме. Лотоцкий в ответ парировал, что все желающие могут собирать чемоданы и уезжать в гости к Ленину, а правительство в принципе в целях экономии бюджета не против отделения церкви от государства, правда, в таком случае она лишится всех существующих привилегий.

Неизвестно, как развивались бы дискуссии на эту тему в дальнейшем, но ход событий снова все кардинально изменил. 14 ноября в один день с выступлением Лотоцкого на Соборе гетман выдал грамоту о федерации с небольшевистской Россией и снова переформатировал правительство. Лотоцкий лишился должности, а идея независимости украинской церкви – своего главного лоббиста. Сразу после этого Собор поставил вопрос об автокефалии на голосование и успешно его провалил. "За" проголосовали только трое делегатов. Вслед за этим 22 ноября было принято соборное послание о сохранении канонического единства с Московским патриархатом и о "Божей каре всем, кто попытается его разорвать".

Fullscreen

Торжественное богослужение по случаю прихода Скоропадского к власти

Правда, торжество консервативного большинства было преждевременным. 14 ноября, кроме исторического выступления Лотоцкого и грамоты Скоропадского, произошло еще одно важное событие. В тот же день Директория в Белой Церкви объявила о начале антигетманского восстания. Вскоре ее войска взяли Киев в осаду, а власть Скоропадского повалили на большей части Украины. 12 декабря гетман посетил Собор, но уже через день тайно бежал из столицы.

Новые власти не так дипломатически относились к церковным "единонеделимцам" и сразу арестовали их лидеров — митрополита Антония и архиепископа Евлогия. В таких условиях остальные делегаты решили не испытывать судьбу и 16 декабря в спешке разъехались по домам. Всеукраинский церковный собор закрылся, а украинская церковь утратила первый шанс получить каноническим путем автокефалию.